26.09.2022 | Епархия

Митрополит Амвросий совершил праздничное бдение и чин Воздвижения Креста Господня

27 сентября Церковь молитвенно вспоминает великое событие — обретение и воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

Накануне праздника глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении соборного духовенства совершил всенощное бдение с выносом Честного Креста Господня и чином Воздвижения в Воскресенском кафедральном соборе Твери.

На всенощном бдении были прочитаны паремии праздника. В конце вечерни была совершена лития с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея. 

Хор духовенства пропел за богослужением стихиру-самоподобен на стиховне «Радуйся, Живоносный Кресте», тропарь Кресту, «О, преславного чудесе» на «хвалитех». 

Во время чтения кафизмы владыка митрополит помянул о здравии и об упокоении всех записанных в архиерейский синодик, а также тех, о ком были поданы просьбы молиться год, полгода, сорок дней или в определенный день через сайт епархии и записки в епархиальном магазине «Талант». За каждого человека была вынута частица из просфоры. 

Полиелей совершался согласно уставу в алтаре. Хор духовенства пропел величание праздника, архиерей прочитал Евангелие. 

После Великого славословия митрополит Амвросий под пение «Трисвятого» вынес Крест Господень из святого алтаря, пронес через весь храм и возложил на аналой в центре собора. Верующие в этот момент благоговейно преклонили колени. 

После троекратного каждения был совершен чин Воздвижения Креста.

Особый чин Воздвижения Креста совершается в кафедральном соборе за архиерейским богослужением, когда архипастырь поднимается на кафедру и возвышает Крест перед молящимся народом под пение хора «Господи, помилуй». При Воздвижении совершается осенение Крестом молящихся на четыре стороны света. Во время осенения Крестом его поливают благовониями два священника, а двое других поддерживают предстоятеля. 

Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» архипастырь с духовенством поклонились украшенному живыми цветами распятию трижды. Затем каждый молящийся в храме подходил и прикладывался ко Кресту Господню. Митрополит Амвросий помазывал богомольцев освященным елеем и кропил водой с благовониями, которой поливался Крест во время чина Воздвижения. 

Призывая верных к поклонению Кресту Господню, святые отцы Церкви указывают в нем исполнение древних пророчеств и прообразований Божиих, спасительное средство нашего оправдания, непреоборимое оружие против врагов и непоколебимое основание христианской надежды.

Справочная информация:

Митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, диакон Михаил Быков. 

На богослужении пел смешанный хор под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Праздник Воздвижения Креста Господня принадлежит к числу древнейших праздников Святой Церкви. С 335 года, когда совершено было освящение Иерусалимского храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение на другой день, то есть 14 сентября. Так как празднование 14 сентября установлено было собором весьма многих епископов, созванных из всех стран для освящения храма Воскресения в Иерусалиме, то естественно, что празднество сие распространилось скоро по всему христианскому миру, от Востока до Запада. 

В паремиях, читаемых на утрене, в первой (Исх 15:22–27, 16:1) представляется прообраз Креста — древо, усладившее воды Мерры, во второй (Притч 3:11–18) преподаются советы благоразумия ищущему мудрости и в третьей (Ис 60:11–16) возвещается слава Иерусалима и Сиона во времена новозаветные. Утреннее Евангельское чтение (Ин 12:28–36) говорит о славе Креста, явленной в страданиях Господа, а на Литургии (Ин 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35) — о распятии Господа. Чтение из Послания святого апостола Павла к Коринфянам (1 Кор 1:18–24) возвещает о силе и премудрости Божией, явленной в Кресте. Канон составлен святым Косьмою Маюмским, стихиры — Андреем Иерусалимским, Феофаном, Львом, Анатолием, Иоанном и др.

Праздник Воздвижения Креста Господня в пределах предпразднства и попразднства продолжается 9 дней, с 13 до 21 сентября, но Святая Церковь начинает прославлять Крест еще ранее — с 1 августа, воспевая ирмосы, начинающееся словами «крест начертав Моисей» и проч. На утрене праздника, после Великого славословия, Крест выносится из алтаря, воздвигается на все четыре стороны (в соборных храмах) и затем предлагается верующим для поклонения и лобызания. При поклонении Животворящему Кресту Господню Церковь, обращая мысли наши к страданиям и смерти Господа, заповедует в праздник Воздвижения пост. Установление в этот день поста относится к древнейшим временам, как видно из церковного Устава, первоначально изложенного святым Саввой Освященным († 530).

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.