07.12.2023 | Церковь и мир

Маленький Афон под Тверью

В мужском Николо-Малицком монастыре под Тверью, который живет по афонскому уставу, службы совершаются по святогорскому чину. Хор обители был создан в 2018 году стараниями архимандрита Бориса (Тулупова). Коллектив не только участвует в богослужениях монастыря, но и выступает с концертами византийской музыки в Твери и других городах.

Художественный руководитель хора Всеволод Бабицкий рассказал «Каравану» о создании коллектива, путешествиях на Афон и о том, почему византийские песнопения с каждым годом привлекают все больше людей.

– Всеволод, расскажите, как вы познакомились с византийским пением и почему решили связать жизнь с этой духовной и музыкальной традицией?

– Я родился в Москве. На Афон попал в 1997 году в возрасте 12 лет. Меня отправили учиться в школу для мальчиков «Афониаду». Мы изучали множество дисциплин, в том числе византийское пение. У нас в школе были ежедневные службы, во время которых я пел на клиросе. А по выходным мы разъезжались по монастырям Афона. Каждые выходные и на каникулах я ездил в монастырь Симанопетра, где пел с монахами. Затем я поступил в Богословский университет города Салоники и продолжил нести свое послушание на клиросе. Я впитал в себя византийскую культуру, богослужебный устав и пение. Я прожил в Греции 15 лет.

Когда я вернулся в Москву, думал, что моя певческая карьера закончена. В то время о Николо-Малицком монастыре я ничего не знал. Однажды меня пригласили посетить его. И когда я приехал в Николо-Малицу, увидел службу как на Афоне и византийское пение, был поражен. Мы познакомились с игуменом монастыря отцом Борисом. Он предложил мне каждую неделю петь на клиросе, а вскоре от настоятеля поступило предложение стать художественным руководителем хора. Здесь мы познакомились с Серафимом Ершовым, который стал нашим регентом. Он тоже провел детство на Афоне. Серафим учился в церковной школе-пансионе, которая находится в стенах древнего монастыря на материке, а все выходные и праздники проводил на Святой горе в монастыре Дохиар.

«Нас объединила любовь к Афону»

– Как создавался ваш хор?

– Вместе с отцом Борисом и Серафимом мы начали постепенно расширять состав хора, привлекать специалистов по вокалу и по византийскому пению, чтобы повышать наш профессиональный уровень. Нас всех объединила любовь к Афону. Сначала в состав хора входили шесть человек. В 2018 году костяк хора с собой в поездку на Кипр позвал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (в то время он был ректором Московской духовной академии и викарием Патриарха Московского и всея Руси). Мы, как хор, участвовали в разных церковных мероприятиях. Греки, которые нас услышали, были очень удивлены качеством исполнения.

После того как мы вернулись в Россию, решили, что, помимо нашего основного служения в Николо-Малицком монастыре, мы должны заявить о себе, чтобы византийская музыка зазвучала в культурном пространстве Твери и других городов. И у нас родилось название хор «Аксион Естин». С греческого оно переводится как «Достойно есть». Это название в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», которая находится на Афоне в древнем храме Протат. Мы начали давать концерты, записали два альбома, создали свои странички в социальных сетях и запустили свой YouTube-канал.

– Сейчас в вашем составе 12 человек. Как вы подбирали исполнителей, ведь византийское пение редко встречается в России?

– Да, в нашей стране пока не так много людей, которые владеют византийским пением. Это многовековая традиция, которой более 1000 лет, поэтому она требует глубокого погружения и изучения. В России живой интерес к византийскому пению появился около 30 лет назад. В наш хор мы пригласили преподавателей из московского филиала афинской греческой школы «Схоли́он Псалтики́с». В составе хора есть профессиональные певчие (порядка шести человек) и люди, которые имеют музыкальный слух и начальное музыкальное образование, но при этом совмещают пение со своей профессиональной деятельностью в самых разных сферах жизни. В составе хора есть врач-остеопат, авиаэлектрик, программист, профессиональный режиссер-оператор и другие специалисты.

– В чем особенность византийской песенной традиции?

– Мы поем не по обычной пятилинейной нотации, а по византийским невмам, они чем-то похожи на знаменные крюки. Поэтому отличается сама манера исполнения. Если в европейской музыке тон и полутон – это база, то в византийской музыке используются различные лады и интервалы. Благодаря этому у византийской музыки богатое звучание, в котором множество окрасок. Если кто-то пытается петь византийские песнопения по пятилинейной нотации, то, конечно, это сразу слышно.

– Как часто можно услышать ваш хор в стенах Николо-Малицкого монастыря?

– Утром в субботу мы исполняем литургию, а вечером всенощное бдение. В воскресенье литургию, вечерню и молебный канон Божьей Матери. А еще мы будем петь на праздничной службе в день святителя Николая Чудотворца, престольном празднике Николо-Малицкого монастыря. Он отмечается 19 декабря. Отмечу, что где-то 20% службы мы поем на греческом языке, а еще 80% на церковно-славянском. Хор часто собирается и в будни. У нас проходят репетиции (спевки) в монастыре, а еще мы выезжаем на концерты.

–В будни на службах в монастыре поет братия?

– Да, они исполняют песнопения знаменным распевом, который является родственным византийскому.

– Два своих альбома вы тоже записывали в монастыре?

– Да, мы приглашали профессионального звукорежиссера из Тверской филармонии, который привозил в храм оборудование. Мы записали альбомы «Византийская литургия» и «Молебный канон Божьей Матери «Скоропослушница». Второй альбом был создан по просьбе игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Амфилохия. Альбомы свободно можно послушать на всех музыкальных площадках и в социальных сетях, а также приобрести диск в церковной лавке Николо-Малицкого монастыря.

В будущем мы хотим записать третий альбом – «Всенощное бдение». Это важная часть богослужения, которую мы исполняем каждый субботний вечер. Всенощное бдение идет довольно продолжительное время, поэтому для записи требует тщательной проработки. Мы постепенно готовимся к записи будущего альбома.

–Недавно в Твери прошел ваш концерт «Древние мелодии Афона». Насколько у хора насыщенный концертный график?

– В будни нас приглашают в храмы Москвы и Подмосковья. У нас была очень насыщенная осень. Мы дали четыре концерта: два в Москве, по одному в Твери и Клину. Мы хотим взять небольшую паузу и возобновить концертную деятельность уже после Рождества. В декабре нас пригласили на престольный праздник в Свято-Преображенское подворье Даниловского монастыря под Серпухов на день Спиридона Тримифунтского, который отмечается 25 декабря. Монастырь живет по афонскому уставу. Служба будет идти всю ночь.

– Жители Твери, которые приходили на службы с участием вашего хора, а потом на концерты, отмечают, что византийское пение для них раскрывается с другой стороны.

– Для выступлений вне храма мы подбираем такой репертуар, чтобы слушатели услышали всю палитру византийских песнопений. Так, среди них есть динамичные произведения с широкой тесситурой и большим диапазоном. Многие из них исполняются на службе достаточно редко. Мы стараемся говорить на языке, понятном всем людям, чтобы познакомить их с византийской традицией, поэтому активно используем визуальный ряд, показываем фотографии и видео Афона, где больше тысячи лет назад зародилось это пение. Также зрители видят на экране фото и видео из Иерусалима, Сирии, Сербии, Болгарии, Греции, США и других стран, где тоже исполняется византийское песнопение. Оно распространено во всем мире. Во время концерта мы немного говорим об истории, рассказываем о том, что Русь приняла православную веру от Византии, которая повлияла на всю нашу культуру, в том числе музыку и письменность.

– Вы поете во время концерта только на греческом?

– Половина нашего концертного репертуара – византийские песнопения на греческом языке, а еще половина – на церковнославянском.

– В чем миссия вашего коллектива?

– Нести афонскую традицию византийского песнопения. Мы хотим, чтобы они звучали в эфире культурной жизни России и обогащали его. Николо-Малицкий монастырь – это маленький Афон. Радостно, что с каждым годом все больше людей приезжают сюда, чтобы познакомиться с афонской традицией и его важной частью – византийским пением. Аудитория наших концертов тоже постепенно расширяется.

– Ваш хор в полном составе уже был на Афоне?

– Да, мы смогли побывать на Святой горе в 2021 году, когда во время пандемии был небольшой период, во время которого разрешались перелеты и путешествия. Мы пели в монастыре Дохиар и в скиту святого Пантелеймона. Было удивительно и приятно, что сами греки признают наш опыт, знания и пение.

– Насколько меняется ваш репертуар, появляются ли в нем новые песнопения?

– Каждое произведение, если оно исполняется хором, требует проработки всех деталей, нюансов и подготовки коллектива. Есть византийские произведения с очень широким диапазоном. Для их исполнения хор должен быть подготовлен вокально. Сейчас наш коллектив занимается с профессиональными вокалистками Аллой и Инной. Они работали с Валаамским и Соловецким хорами, а также 20 лет трудились в Мариинском театре. Мы постепенно расширяем наш репертуар, прорабатываем все детали произведений, чтобы они звучали на достойном уровне.

Например, нас попросили исполнить на недавнем концерте в Твери песнопения, посвященные святому благоверному князю Михаилу Тверскому, память которого отмечается 5 декабря. В Свято-Преображенском подворье Данилова монастыря нам помогли с текстами двух стихир князю Михаилу. Наш регент Серафим составил ноты. Затем мы разучили эти произведения и исполнили на концерте.

– Появляются ли в России другие коллективы, исполняющие византийские песнопения?

– Помимо нашего хора, существует школа византийского пения в Москве, где есть ученический хор. В Санкт-Петербурге действует хор «Пахомий Логофет». В Ростове-на-Дону есть греческий приход и византийский хор. В Екатеринбурге есть византийский женский хор святого Луки Войно-Ясенецкого. В этом городе также действует Ново-Тихвинский женский монастырь, в котором поет византийский хор, состоящий из сестер обители. Радостно, что и в других городах появляются небольшие коллективы, которые исполняют богослужебные тексты в византийской традиции.

–Вы общаетесь с хорами из других городов?

– Да, мы делимся материалами и нотами, выкладываем записи своих выступлений. Мы все делаем для того, чтобы люди, которым интересна византийская традиция, могли перенять наш опыт. Мы сами обязательно слушаем разные хоры, не только греческие, но и других стран, в том числе Сирии, Румынии, России. У нас есть телеграм-канал «Византийские песнопения», где мы публикуем видео выступлений хоров со всего мира. Мы предлагаем слушать не только церковную, но и светскую восточную музыку для того, чтобы лучше понять эту музыкальную традицию.

– Сейчас в вашем хоре 12 исполнителей. Планируется ли расширение состава?

– Да, нам хотелось бы по возможности расширить хор. Это позволит давать больше концертов, а на праздничных службах разделять хор на два клироса. Тогда византийские песнопения в Николо-Малицком монастыре будут звучать еще богаче.

Беседу вел Андрей Сабынин
фото предоставлены хором
karavantver.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.