25.12.2020 | 

Литургия в день памяти святителя Спиридона

Православная Церковь 25 декабря молитвенно вспоминает епископа Тримифунтского — святителя и чудотворца Спиридона.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году святитель Спиридон явил в простоте и силе самые главные тайны Божии. Он взял в руки кирпич и, сжав его, сказал: «Посмотрите на то, что невозможно постигнуть никаким умом». Из камня вырвался вверх огонь, вниз пролилась вода, а в руках святителя осталась глина. Это был образ единства Божества во Святой Троице.


Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как покровителя бедных, бездомных, страдающих. В честь него возводили храмы и называли улицы. Важным представляется и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви.

25 декабря память епископа Тримифунтского Спиридона почтили в Крестовом храме 12-ти апостолов в Тверском епархиальном управлении.  Божественную литургию иерейским чином совершил в епархиальном храме митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении духовенства епархии.


После часов был прочитан акафист святителю Спиридону Тримифунтскому. 

На проскомидии архипастырь помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.


На богослужении молились сотрудники Тверского епархиального управления.

Богослужение транслировалось в социальных сетях Тверской и Кашинской епархии.

Во время сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.


После службы митрополит Амвросий обратился со словом к присутствующим: 

Среди священнослужителей, которые несут в разных местах своё служение, есть немало тех, кто тоже, как святитель Спиридон, пришёл из простецов, кто не имеет духовного образования. И немало из них выставляют это как некую добродетель, ссылаясь на пример святителя и чудотворца Спиридона. Но само отсутствие образования добродетелью не является. Есть разные обстоятельства в жизни людей, и противопоставлять образованных и необразованных совершенно неразумно и неправильно, потому что всё, что мы имеем в жизни: таланты, материальные средства, интеллектуальный потенциал, образование, творческий потенциал, — всё должно быть направлено на прославление Господа и на созидание. 

Само по себе образование не может быть ни хорошим, ни плохим тогда, когда у него нет цели. Бывает так, что оно разрушительно, но лишь тогда, когда надмевает человека. Но когда знание служит к прославлению имени Божия на земле, тогда образование благословенно и необходимо. Но есть люди, которые противопоставляют свою необразованность образованности и заявляют о том, что необразованность является каким-то особым даром, привлекает особую благодать, делает человека особо духовным. Это заблуждение. Это не так, потому что сама по себе необразованность лишает человека возможности как можно больше своим взглядом, своими талантами охватывать в этом мире и улавливить многих людей в сети евангельские, в обители Небесные. 

Святитель Спиридон был необразованным человеком, но это не было его добродетелью. Добродетель святителя заключалась в том, что он был человеком верующим, человеком чистого сердца, огромной верности, любви и сострадания к другим людям. Отсутствие образования никак не мешало ему совершать свой пастырский долг, потому что его добродетели, евангельское сознание, его благодатная жизнь восполняли всё недостающее, то, что он не смог в своё время получить в мире сем. Будучи пастухом, который пас бессловесных овец, он в результате своей добродетели, а не отсутствия образования, в результате своей веры, своей молитвы, своего доверия Небесному Отцу стал замечательным и праведным пастырем словесных овец. Настолько замечательным, что прошло множество веков, а люди уже после его кончины почитают его, прибегают к его святым мощам, молятся ему, просят у него всего, что потребно для спасения, всего, что потребно для нынешней временной жизни. И очень часто получают просимое, тогда, когда это для них полезно и спасительно.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На Божественной литургии Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), священник Сергий Будков; диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

Во время богослужения пел молодёжный епархиальный хор под управлением Ксении Жолобовой. 

О жизни святителя и чудотворца Спиридона сохранилось немало свидетельств церковных историков.

Он не получил никакого образования, но от природы имел здравый ум, светлую и добрую душу. Вос­питанный в христианском благочестии, добро­детельный и незлобивый, Спиридон вёл чистую, богоугодную жизнь; необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих людей: бездомные находили у него приют, а странники — пищу и отдых; для каждого человека, независимо от возраста и социального положения, он был неиссякаемым источником благодеяний. Он оказывал помощь в различных житейских нуждах, но более всего заботился об исцелении греховных язв. Отличительными чертами его были трогательная простота, смирение, искренность и кротость, он был подлинным воплощением любви. Благодать Божия, почивавшая на нём, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.

За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь не оставил Своего верного служителя без милости: Он щедро наградил этого истинного поборника веры даром прозорливости и чудотворения. Святитель Спиридон исцелял неизлечимо больных, врачевал не только телесные, но и душевные недуги людей, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Особым даром святителя была власть над силами природы: по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь, рассеивались грозовые облака, останавливал своё течение водный поток. Он был для своей паствы заботливым и любвеобильным отцом, умел сострадать каждому в его горестях и скорбях, соединяя пастырское служение с делами милосердия.

В России житие святителя Спиридона было хорошо известно по «Великим Четиям-Минеям» митрополита Московского Макария (XVI век). За основу жития святого митрополит Макарий взял сочинения Феодора Пафского. В конце XVII века святитель Димитрий Ростовский, используя работы Никифора Каллиста, Сократа, Созомена, переработал житие Спиридона Тримифунтского «Великих Четиих-Миней».


Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.