18.12.2022 | Вера

Кто мы среди десяти прокаженных

Господь вошел в одно из селений, где Его встретили десять прокаженных, которые издали кричали: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк 17:13). Проказа — это страшное инфекционное заболевание, она уродует человека, покрывая его гноящимися язвами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа людей, больных проказой, изгоняли из общества, и они были вынуждены скитаться вне селений, ища себе пропитание, не имея крова.

Господь исцеляет этих прокаженных. Он отправляет их показаться священникам: в то время священники принимали решение о том, болен человек или нет, по ряду признаков, описанных в книгах Ветхого Завета. И пока они шли — болезнь отступила от них. И только один из десяти, полный благодарной радости, пришел обратно к Господу, упал перед Ним ниц, благодаря Его. Причем человек этот был иноплеменником и иноверцем — самарянином. И сказал Господь: «Разве не десять очистились от проказы? Где же остальные девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» (ср.: Лк 17:17–18).

Десять прокаженных милостью Божией очистились и только один из них вернулся, чтобы поблагодарить Господа Иисуса за исцеление. И этот человек — самарянин, иноплеменник, в то время как остальные девять — израильтяне, сыны народа избранного. В каждом евангельском сюжете любой из нас может узнать себя, ибо Евангелие вне времени. И порой, когда мы стоим вот так за богослужением, слова Благовестия действительно могут встряхнуть наше сердце, могут заставить задуматься о том, что с нами не так. И сегодня, конечно, нам хотелось бы видеть себя не среди тех не вернувшихся. Мы думаем, что мы-то, конечно, вернулись бы, чтобы поблагодарить Христа, как тот единственный самарянин.

Но, к сожалению, очень часто мы пропускаем мимо слова, обличающие нас. Мы с легкостью узнаем себя в образах кающихся грешников, и это прекрасно, ведь это дает нам великую надежду. А между тем не бываем ли мы чаще ближе к тем, кто, подобно этим прокаженным, не замечает оказываемую ему любовь? Часто ли в нас рождается чувство искренней благодарности к другим? Ходя в храм, совершая всё положенное, мы порой перестаем чувствовать с прежней остротой удивительность и красоту нашей жизни во Христе, принимая их как должное. Постепенно в сердце укрепляется чувство некоторого превосходства над теми, кому эта красота еще не открылась.

В таком случае максимы христианской морали мы начинаем примерять к другим, оставляя себя за скобками. А потому, вслушиваясь в голос Христа, звучащий за богослужением, мы должны постараться увидеть тот отблеск святости, который нам предлагается. И устремиться к нему, вглядываясь в свое сердце и следя, прежде всего, за его движениями, а не за другими людьми. Найдя Бога, мы не имеем право успокаиваться, ведь стоит нам перестать Его искать, как мы тут же Его потеряем. Лишь непрестанно идя за Ним, непрестанно воссылая Ему благодарения, подражая Ему, мы сможем поистине быть в Его присутствии.

И тогда, выйдя из храма, мы не только не потеряем сердечный трепет узнавания себя в образах Священного Писания, который столь часто проходит вместе с окончанием службы. Но и вся пестрота мира, его увлечения и соблазны окажутся неспособными прикоснуться к нашему сердцу, ведь, даже находясь среди житейского моря страстей, мы будем идти за Тем, Кому повинуются стихии и Кто Сам, будучи Миром и Источником всякого мира, способен умиротворить наши сердца, сохраняя их в тихой гавани Своей Любви. 

И если мы постараемся хотя бы в течение недели помнить и соблюдать воскресное евангельское назидание, стремясь каждый день отдавать себе отчет в том, насколько хорошо мы исполняли то, о чём говорил Господь, то это малое упражнение духовной жизни сможет принести великие плоды. 

Давайте же оставим в своих сердцах память о благодарности Богу за все великие благодеяния, которыми Он щедро окружил нас, и прежде всего за саму жизнь и, наполнившись этим возвышающим душу чувством, постараемся сохранить его и пронести через бушующее море будней на предстоящей седмице.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
18 декабря 2022 года.
27-я Неделя по Пятидесятнице.
Храм благоверных князей Михаила Тверского
и Анны Кашинской в Конакове,
Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.