25.10.2021 | Епархия

Как владыка Фаддей вернулся к своей пастве

 26 октября — обретение мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Публикуем отрывок из интервью архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана с рассказом обретения мощей святителя Фаддея, архиепископа Тверского, «Православной газете» (Екатеринбург).

— Владыка, хочу поговорить с Вами о священномученике Фаддее (Успенском), архиепископе Тверском. Владыку убили 31 декабря 1937 года, его останки обретены в 1993 году, а в 1994 году их перенесли в Вознесенский собор в Твери, настоятелем которого Вы тогда были.

– Конечно, имя святителя Фаддея дорого мне, в первую очередь, потому, что Господь судил мне принимать участие в обретении мощей. Это было осенью, я совершил Литургию, и неожиданно пришли несколько женщин: «Батюшка, а мы достаем из могилы мощи священномученика Фаддея (так просто и неожиданно). Мы хотим, чтобы Вы как священник участвовали в этом, совершили панихиду».

Что мне оставалось делать? Я понял, что без соответствующей юридической подготовки происходит эксгумация, пусть на заброшенном кладбище, но если такие вещи не делаются законным путем, то, видимо, это происходит и без благословения и постановки в известность местного архиерея. Что делать? Но если я и не пойду, ведь само событие уже происходит. Значит, его надо воцерковлять и идти.

Помню, я позвонил правящему архиерею владыке Виктору, известив его о происходящем, позвонил своему знакомому Александру Васильевичу Буренкову:

— Александр Васильевич, я в затруднении: нет транспорта, а надо как-то поехать, надо мощи перевозить.

Он говорит:

 – Батюшка, ну что же так незапланированно? Да нет у меня никаких машин.

И дает грузовой фургон, в котором они возят товары для торговых точек фирмы «Тверская ярмарка». И вот на этом крытом фургоне я поехал на заброшенное Неопалимовское кладбище и прибыл как раз к тому моменту, когда из могилы стали доставать останки и выкладывать их. Была приглашена опытная женщина – медик, патологоанатом, которая все делала профессионально.

В могиле среди костей были видны остатки шелухи от пасхальных яиц. В Твери среди верующих людей передавалось, что это захоронение происходило накануне гражданского новолетия. Был мороз, поэтому могила была вырыта достаточно мелко, забросана крупными глыбами замерзшей земли. Потому с наступлением Пасхи верующие откопали останки священномученика и перезахоронили тело, не оставив его в сделанной кое-как могиле, а выполнив все как положено: выкопали более глубокую могилу, снабдив тело гробом и оплакав его как жены-мироносицы. И в том числе положили признаки Пасхальной радости – пасхальные яйца, которые удивительным образом сохранились.

Раскопки мощей и экспертизу курировал известный уважаемый священнослужитель, посвятивший свою жизнь обретению мощей многих священномучеников и мучеников ради Христа – отец Дамаскин (Орловский). Мы старались выступить спонсорами экспертизы останков. После того, как и специалисты подтвердили, что это именно он (частицы мозаики сложились все вместе), встал вопрос, чтобы принести мощи священномученика в его город – Тверь, чтобы архиерей вернулся к своей пастве.

Незадолго до конца декабря, по благословению правящего архиерея при кураторстве отца Дамаскина, мы совершили перенесение крестным ходом по центру Твери. Мощи были внесены в Вознесенский собор. Для нашей приходской общины это была безусловная радость, и сейчас я переживаю в своей памяти те события.

На снимке вверху: новый храм в честь священномученика Фаддея (Успенского), месте, где 2 января 1938 года он был погребен, а 26 октября 1993 года обрели его святые мощи.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.