20.08.2020 | 

Как победили страшную болезнь

Восемь лет действует центр помощи наркозависимым «Радуга» в Кимрах.


Возглавляет его протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня.


– Отец Андрей, расскажите, почему решили помогать наркозависимым?

– Началось это давно, 20 лет назад, когда наш город прославился, как «малая столица» российского наркобизнеса. В Преображенский собор в Кимрах, где я тогда служил, стали обращаться дети четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати лет и их родители за помощью, потому что не знали, что с этим делать.

– Почему именно Кимры стали накростолицей? В начале 90-ых годов здесь проживало более 60 тысяч человек, сейчас примерно 44 тысячи. От крупных городов Кимры довольно далеко.

– В Москве есть вокзал Савёловский, а станция Савёлово – это Кимры. Здесь конечная остановка электрички, и так получилось, что именно в этом месте расположился большой цыганский поселок. Он и стал главным действующим звеном в распространении наркотиков. В Кимры приезжали зависимые ребята из Москвы, из других регионов, и, естественно, они втягивали в употребление наркотиков наших детей, нашу молодежь. По статистике, тогда в день продавался килограмм героина, примерно на миллион рублей. На каждого одиннадцатиклассника, мы посчитали, приходилось по одному наркоторговцу. Около 300 наркобарыг было в городе. Все было завалено героиновыми шприцами: улицы, остановки, дворы. Это настоящая война была, которая шла десять лет. Мы вступили в эту войну и в ней победили.

– А какие действия предприняли?

– Я сейчас смотрю с большого расстояния. Чудо помогло тогда. Мы обратились к нашим православным журналистам в передачу «Русский дом» на канале «Московия». Я ездил в Москву в Останкино и попросил Александра Крутова (ведущий программы – прим. ред.) показать нашу жизнь в его передаче, и он пообещал направить к нам корреспондента. Через какое-то время корреспондент приехал в наш город, сделал репортаж о Кимрах, и ее посмотрел сам генеральный прокурор Устинов. А в понедельник, на следующий день, здесь был его заместитель – генерал Макаренко. И вот с этого момента город стали «трясти» правоохранительные органы и именно с этого момента у нас начались перемены. Но самое главное — мы тогда осознали, что можно бороться, можно получать помощь от неравнодушных людей, которые всегда есть рядом. Тогда удалось объединить все здоровые силы в один кулак и противостоять наркодиллерам, врагам наших детей. В конце 90-ых годов в Кимрах организовали первую секцию армейского рукопашного боя. Но не для того, чтобы бороться с наркотиками, а чтобы занять чем-то здоровых детей. В секцию сразу записалось полторы сотни детей. Нам директор местной фабрики бесплатно предоставил замечательный спортзал. Мы купили необходимый инвентарь и вот уже больше двадцати лет этим занимаемся.

– Как появилась идея создать специализированный центр?

– Как эта беда началась, мы осознали, что нужно помогать тем, кто невинно пострадал. Дети, которые стали употреблять героин в 14 лет, не виноваты.

– Отец Андрей, как вы считаете, почему подростки пробовали наркотики?

– От интереса, наверное, – они же дети. Неосознанно, конечно, все это было. Не понимали, что это страшная беда. Им говорили: «Ну, один-два раза попробуешь, ничего не будет. Ты что, не крутой что ли?» Так обычно говорят, старшие соблазняют младших. Вот и появилась идея создать центр реабилитации для детей. С 2000 года у нас была мечта, чтобы в Кимрах открыть этот центр.

При поддержке известного московского протоиерея Александра Шаргунова в Кимрах появилась общественная организация «За нравственное возрождение Отечества». Ее участники собирали подписи за открытие в Кимрах центра для наркозависимых детей. За два дня петицию подписали 3000 жителей.

Это очень серьезное заболевание, его нужно уметь лечить. И этим должны заниматься — мое глубокое убеждение – профессионалы. По благословению нашего священноначалия, я был направлен в Польшу, в один из самых успешных в мире и Европе центр помощи наркозависимым «Фамилия». Весь наш коллектив в течение 8 лет проходил и до сих пор проходит подготовку в этом польском центре.

– Работа кимрского центра «Радуга» направлена на био-психо-социо-духовную адаптацию зависимых от алкоголя и наркотиков. Расскажите о каждом из этапов.

– Мы занимаемся профессиональной групповой психотерапией. Хотя индивидуальная работа тоже есть. Но в основном это большие и малые группы. Стационарная программа рассчитана на год. Год ребята находятся на лечении. Мы ходим на прием в наркологическое отделение с ними, и, если надо, потом даем лекарство. Еще три-пять-шесть месяцев наши выпускники живут рядом с нами, на волонтерских квартирах, устраиваются на работу, решают свои дела. Ко второму году, как они сюда пришли, кто-то возвращается домой, кто-то начинает жить отдельно от своей семьи.

С одной стороны мы создаем маленькое государство, в котором у каждого своя ответственность. Есть президент, есть министры и правление, есть ответственные за безопасность и питание, за работу на территории храма. А с другой стороны мы создаем модель успешной благополучной семьи, где люди получают правильное воспитание или перевоспитываются. Все мы помним фильм «Республика ШКИД» – похожей работой мы здесь занимаемся.

– Как устроен день ваших подопечных?

– При храме есть отдельный дом, где они живут. В семь утра человек просыпается, и весь день у него расписан по минутам. Он на занятиях. Это и духовное воспитание, и физический труд: теплица у нас своя, и в храме много забот. Изготавливают киоты, занимаются позолотой, пишут стихи, картины, – у кого какие таланты. Мы помогаем им раскрыть себя, почувствовать вкус к жизни, найти призвание. Это наша главная задача — замотивировать людей на жизнь. Они уже отчаялись совсем, они были в аду. Нам нужно их вернуть из ада, в который они попали из-за употребления отравляющих веществ.

В мире так все центры сейчас работают. Единственное, в Европе наркозависимыми занимаются светские организации, а нам еще к вере нужно людей привести. И то, что центр рядом с храмом, который тут стоит уже 500 лет – это намоленная земля, — они это сразу чувствуют. Храм в центре города находится, не где-то на отшибе, не в ссылке – в лесу или в степи, тут жизнь. Можно развиваться, расти, обретать себя, веру, культуру, любовь к своей родине и стране, возвращать свое самоуважение, когда-то потерянное.

У нас наркозависимые из Твери, Москвы, других регионов, даже из Казахстана, из Литвы был молодой человек, из Сибири. Программа рассчитана на 25-30 человек. Человеку важно почувствовать нужность и любовь в большой семье.

Когда мы начинали работу, мы сталкивались с химической зависимостью и алкогольной, сейчас появилась виртуальная зависимость, игромания. Это тоже угроза для общества. На улице не увидишь молодого человека без какого-то устройства. Та же зависимость.

– Отец Андрей, в прошлом вы увлекались рок-музыкой, играли в группе. Музыкальную терапию используете сегодня в работе центра?

– Мы используем все средства. Всё, что несет любовь, свет, радость, истину – всё это мы используем. Каждый сотрудник центра не просто профессионал, но и интересная личность, которая может поделиться с нашими воспитанниками своим личным опытом жизни.

Интервью для редакции нашей газеты подготовило Радио «ВЕРА», программа «Светлые люди Верхневолжья»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.