23.09.2022 | Церковь и мир

Как не сойти с ума от новостей. Психолог Алина Рябый

Сохранять связи с близкими людьми, читать новости умеренно, честно и открыто говорить с людьми и не пропустить серьезных последствий стресса — семейный психолог Алина Рябый рассказывает, как сохранить себя и своих детей в тяжелые времена.



Как читать новости, чтобы сохранить себя

Многие из нас бесконечно смотрят новости и думают: «Я еще немножко почитаю и, наконец, появится надежда, что-то хорошее». Мы читаем, не можем остановиться, но ничего хорошего не происходит. Надежда не появляется, только растет напряжение. <…>

Совсем отказаться от новостей нельзя. Это иногда дает возможность хоть как-то сориентироваться, какие-то важные решения принять. 

Я считаю, что нужно читать новости, только не на ночь, и не весь день. Лучше всего, если есть какой-то четкий регламент, когда нужно читать новости. 

Еще хорошо их делить в семье. Например, какие-то новости читает муж, потому что ему легче выдержать, он потом мне пересказывает. Какие-то я сама смотрю. Какие-то каналы я не смотрю — они меня разрушают. Стоит внимательно к этому отнестись. <…>

Как понять, что та или иная информация разрушает? Отслеживать, что происходит с телом. Если чтение новостей приводит к тому, что мы не можем пить, есть и спать, значит, мы разрушаемся физически. Также важно гулять, двигаться.

Красные флаги — как не пропустить последствия стресса

У каждого из нас может быть истощение, возможны депрессивные симптомы — это пока не совсем депрессия, больше шок, но через какое-то время может начаться и она.

Могут начаться проблемы со сном, кошмары, просто невозможность уснуть. Это серьезный повод обратиться за медицинской помощью. Важно не бояться принимать лекарства.

Как это отслеживать? Мы начинаем с нашего физического состояния — как мы едим и спим. Если с этим в порядке, следим за своим настроением. 

Это нормально, что у нас нет хорошего настроения и не будет в ближайшее время. Я предполагаю, что через какое-то время должна появиться стабильность, большая понятность и определенность происходящего. 

В стабильности в любом случае будет немного проще разобраться. Если мы к этому моменту придем абсолютно истощенными, будет очень тяжело. Если мы как-то себя сохраним, будет проще понять, куда дальше идти.

Почему важно сохранять связь с близкими

Для всех важно сохранять связи с теми, кто нам близок, кто нас поддерживает.

Сейчас я часто читаю такой призыв: «Давайте не будем ссориться, не будем про политику». Но так не получается, это невозможно. 

В состоянии острого стресса мы ищем тех, кто нам безопасен. Если человек говорит такие вещи, которые для нас звучат небезопасно, мы не сможем дружить и делать вид, что все хорошо. 

Как я для себя решаю такие проблемы? Я считаю, что нормально отдалиться от тех, с кем небезопасно. Не принимать резких решений, не записывать сразу во враги, не ставить клеймо на этих отношениях от того, что человек говорит какие-то ужасные вещи. 

Я вижу, как сейчас на страничках в соцсетях пишут те, кто так считают: «Исчезните из моей жизни», — я понимаю, откуда это. У меня часто у самой возникают такие же желания, но для себя я решаю так не делать. Потому что то, что я сейчас чувствую — это эмоции стресса. 

В моей голове тоже могут происходить ужасные вещи и ужасные слова на фоне стресса, на фоне боли, которая происходит. Точно так же и другой человек может говорить ужасные вещи и потом о них жалеть. 

Дать себе время. Отдалиться и поставить отношения на паузу. Когда-нибудь мы проверим, возможно, удастся снова сблизиться и быть друзьями. Или, несмотря на эту паузу, этот человек будет тем, кто нам поможет, или мы ему поможем. 

Отдалиться — не означает не помогать. Сейчас очень плохо всем вокруг, самое время помогать.

Когда помогаешь другим — это осмысливает собственную жизнь. И самое время просить о помощи. 

Поэтому сохранение и нахождение этого маленького круга тех, с кем нам хорошо, поддержание контактов — это сейчас очень важно.

Что говорить детям

Самое главное — вообще говорить. Говорить о том, что происходит, объяснять, что с нами, почему у нас какие-то странные реакции, почему мы все время читаем новости. Совершенно точно не давать смотреть и читать новости самим. Надо ли пересказывать какие-то конкретные события? Надо, но аккуратно. 

Если мы с ребенком говорим один раз в неделю, то мы действительно не знаем, какой объем информации мы можем рассказать. Если мы постоянно в диалоге, то мы видим: рассказали и это был перебор, ребенок испугался. Значит, всё, мы больше не добавляем, жалеем и сочувствуем, говорим: «Ты в безопасности, мы разберемся, как-нибудь проживем». 

Я говорю о том, что наши бабушки проживали и не такое. «Смотри, ты родился, мы родились, бабушка родилась. Даже в самой тяжелой истории жизнь продолжается».

Если ребенок стал немного более самостоятельным, если у вас случилась депрессия — это не про то, что вы плохой родитель. Это тяжелые времена, невозможно из них выйти без потерь. Значит, будем лечиться. Потом будем обращаться за помощью нашим детям. 

По каким моментам можно понять, что ребенок вынужденно становится взрослым? В мирной жизни общий тревожный фон ребенка будет про это говорить. Как он с этим справляется, как у него с радостью, со свободной игрой. В немирное время — по-разному. 

Давайте будем смотреть на то, как едят наши дети, гуляют ли наши дети, обнимают ли нас наши дети, приходят ли к нам рассказать, что им страшно, что они испугались и не могли заснуть? Это всё про то, что мы всё делаем правильно.

Как поддержать себя, когда тяжело

Активно двигаться. Гормоны стресса в нашей крови, активное движение их просто выводит, поэтому двигаться. 

Прогулка интенсивным шагом, если пробежка — это не ваш метод. Если идти, то идти быстро, чтобы кровь прилила к щекам, и долго, полчаса, 40 минут, а не 5 минут до магазина и назад. Это будет снимать напряжение. 

Сейчас такое время, когда важно себя поднимать и выходить на воздух, и ходить, даже несмотря на то, что нет сил. 

Если силы совсем не приходят, тогда не надо. Значит, надо смотреть, что происходит. Возможно, это уже депрессия. Ее можно проверить по двум шкалам — шкале Бека и Эдинбургской шкале. Если тест показал, что депрессия есть, стоит сходить к врачу-психиатру и спросить: не депрессия ли у меня?

Депрессия лечится препаратами и психотерапией. Депрессия может быть высоко функциональной, когда человек справляется, всё может делать, но при этом у него подавленное настроение, слезы, невозможность радоваться простым вещам.

Как приводить детей в мир, где происходит такое

Я себе про это говорю так: дети — это наша любовь, это единственное, что мы можем противопоставить насилию, ужасу — только любовь. Ради этого мы рожаем детей — ради новых людей, ради жизни. 

Он такой — мир. Мы еще жили в какой-то его части, которая была как бы мирная. Рядом с нами всё это происходило и происходит здесь и сейчас. 

На половине земного шара конфликты не прекращались. Этот мир такой. Вопреки этому мы живы, вопреки этому мы любим друг друга, вопреки этому у нас какие-то есть ценности — это ценности про то, чтобы слышать друг друга, чтобы поддерживать друг друга, чтобы уважать, уважать другую точку зрения. Вопреки всему мы как-то это проносим и передаем нашим детям.

Фото: shutterstock.com

Анна Данилова,
Правмир

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.