23.01.2025 | Церковь и мир

«Я никогда не унывал, даже в самые тяжелые для меня времена»

В ходе недавней беседы с владыкой Ионафаном нам важно было понять, как зарождалась и укреплялась в его сердце вера в Спасителя и какие события повлияли на формирование стойкости духа митрополита, столь мужественно отстаивающего единство нашей Церкви на Украине. Сложных этапов в жизни владыки, полных скорбей и печалей, было немало. Начиная с ленинградского периода, когда всесильный тогда КГБ заподозрил иеромонаха Ионафана, преподавателя и регента Ленинградских духовных школ в распространении среди студентов запрещенной книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и на этом основании лишил временной прописки в Северной столице, где он прожил 16 лет. И заканчивая приговором Виннницкого городского суда, вынесенным митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану о лишении его свободы на пять лет с конфискацией имущества якобы за заговор против Конституционного строя Украины. Провокации, лжесвидетельства – всё шло в ход. А сам приговор – с реальным тюремным сроком – стал в наши дни первым подобным наказанием иерарху Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Об этом наш разговор с владыкой Ионафаном.

Иеромонах Ионафан (Елецких), преподаватель церковного пения в Ленинградской духовной академии, и иеромонах Алексий (Макринов), преподаватель церковно-славянского языка

Могу подтвердить, что осужден я был по сфальсифицированным Службой Безопасности Украины «доказательствам». Об этом говорил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Зафиксированные СБУ видеоматериалы, которые демонстрировались по каналам независимых СМИ, опровергают все фальшивые доказательства. Но суды на Украине находятся под контролем службы безопасности, а правовая защита и демократия – отсутствуют. Всё это послужило поводом для многочисленных протестов представителей православных Поместных и инославных Церквей.

Что творится на Украине – не секрет. Приведу лишь свидетельство известного греческого канониста, богослова и церковного писателя Анастасия Гоцопулоса о гонениях на каноническую Украинскую Православную Церковь (УПЦ), ее иерархов и священнослужителей. Комментируя факт получения Томоса ПЦУ (так называемая Православная Церковь Украины, раскольничья структура – Ред.) в 2019 году, священник указал, что инициаторы создания этой раскольничьей структуры уже тогда столкнулись с провалом своего проекта. Но вместо того, чтобы раскаяться, они «начали беспощадную войну против канонической Церкви с захватами храмов, насильственными изгнаниями прихожан, бандитизмом и преследованием со стороны государственных служб и полугосударственных групп против духовенства и православных верующих, которые мы встречаем лишь при атеизме…»

Владыка, а как Вы сами пришли к вере? Ведь это было еще в советский период.

В отрочестве я задавал себе вопрос: «Существует ли Бог?» Но ответа не находил, потому что господствовала советская атеистическая пропаганда и идеология, а главный коммунист страны Никита Хрущёв обещал вскоре показать по телевидению последнего попа.

В юности я прочел антирелигиозную книгу французского писателя, журналиста и общественного деятеля, известного под псевдонимом «Лео Таксиль». Он был атеистом и в своей книге высмеивал библейские тексты Ветхого и Нового Заветов. Эпиграфом каждой главы служили цитаты Священного Писания. С одной стороны, меня поразила огульная критика автора, с другой, необыкновенная возвышенность Священного Писания, в частности, повествование о безмужном зачатии Девы Марии, о рождении Богомладенца Иисуса Христа и учение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о Боге Слове, как Действенном Начале всего сущего: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:4‒5).

Еще одним источником богознания стала грузинская версия повести о Варлааме и Иодасафе (Иоасафе), в которой раскрывалась история обращения праведного царевича Иодасафа в христианство. Всё это и мне помогало войти в суть учения о Христе и о Боге как Благодатном Свете, воссоздающем гармонию мироздания: Се, творю все новое (Откр. 21:5). Много позже я описал пережитое мною состояние обновления в автобиографическом стихотворении:

И Мраком Божьим озарённый, 
Я Свет Христов познал,  
И жизнью новой напоённый,  
Святой я Троице воззвал:

О Боже страшный, недоступный,  
Твой Свет Любви меня объял!  
Соделай, Боже, дабы Свет сей
Я непрестанно созерцал!

Думаю, подобное переживание духовного обновления знакомо многим инокам, особенно афонитам. Через несколько дней я сподобился принять благодать Святого Крещения. Замечу, что мои родители тоже впоследствии стали верующими.

Расскажите, пожалуйста, о чуде возобновления мироточения в Киево-Печерской лавре в тот период, когда Вы были ее наместником.

В связи с юбилейными торжествами по случаю 1000-летия Крещения Руси Русской Православной Церкви были возвращены Дальние пещеры лавры. Я постоянно молился в Святых пещерах и просил Господа, чтобы Он даровал инокам свидетельство Божьего благоволения и защиты, поскольку в Верхней, музейной, части продолжалась антицерковная и антирелигиозная пропаганда. В частности, в Дальних пещерах размещались огромные плакаты о том, что святые мощи поддельные и никакого мироточения от них не бывает. Это якобы фальсификация монахов. Но летом 1998 года в мою келью прибежал послушник из Дальних пещер, где всё было закрыто на замок с решеткой, и с плачем поведал, что в один из сосудов с главами попала вода. Поспешили мы вместе в Нижние пещеры, открываю небольшие врата, беру стеклянный сосуд, а из него пахнул невыразимый букет благоухания. Открываю сосуд и вижу, что глава уже не белая, как прежде, а темного, коричневого цвета, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Открываю еще два металлических сосуда, а в них также благоухающая жидкость ‒ с ладонь в каждом.

Первый монашеский постриг в Киево-Печерской лавре

Представьте, я узнал миро, хотя ни разу его не видел. Сердце забилось: «Слава Тебе, Господи, Ты явил нам знак Своей небесной милости и помощи! Мощи ожили, как бы проснулись! Матерь Божья, Ты воистину ‒ наша Игумения! Это Ты являешь Свой покров Твоей древнерусской обители!» Велел позвать из Киево-Флоровского монастыря старого монаха, жившего в Лавре до её закрытия ‒ архимандрита Игоря (Воронкова). Он обонял жидкость. Посмотрел на меня. На глазах слёзы. Подтвердил: «Это миро!»

Через какое-то время пузырек из-под розового масла, наполненный миром, был отдан мной на лабораторный анализ (причем проводился он под наблюдением тогдашней заведующей научным сектором музея – Колпаковой Валентины Михайловны). Результат исследования показал, что это биологическое вещество неизвестного происхождения, синтезировать которое искусственным путём НЕВОЗМОЖНО! Антирелигиозные плакаты из Верхней лавры вскоре исчезли.

Об исследовании мироточивых мощей Киево-Печерской лавры написали в статье 2005 года «Дивен Бог во Святых Своих…»: «Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования… В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ… Исследованиями установлено, что образец № 20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец № 9 ‒ 13 мг, а образец № 4 ‒ 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму…»

Визит в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 1990 г. На фото справа от Патриарха Алексия митрополит Филарет (Денисенко), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл; слева – епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан

В апреле 1989 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена, постановлением Священного Синода РПЦ была совершена Ваша архиерейская хиротония. Митрополит Филарет (Денисенко) после кончины Святейшего Патриарха Пимена стал Патриаршим местоблюстителем. Почему тогда он не стал Патриархом?

Потому что Поместный Собор Русской Православной Церкви не избрал его Патриархом. Он был известен архиереям и духовенству как достаточно жесткий руководитель. После его возвращения в Киев он стал на путь раскола. Я был против раскола и автокефалии Украинской Православной Церкви. В тот период я занимал должность управляющего делами Украинской митрополии. Автоматически попал в список врагов Филарета. Филарет почислил меня за штат и назначил псаломщиком ‒ в науку другим. Позже украинский епископат потребовал его смещения за раскольнические деяния. Я обратился к избранному Патриарху Алексию II с жалобой на Филарета. В ответ Денисенко лишил меня епископского сана. Но после избрания нового Предстоятеля УПЦ, митрополита Владимира (Сабодана) я был оправдан и восстановлен в сане и снова стал управляющим делами УПЦ. И что удивительно, был одним из тех, кто составлял анафему на раскольника Филарета (Денисенко), которую он воистину заслужил, ибо не покаялся и до сих пор.

Я никогда не унывал, даже в самые тяжелые для меня времена. Верил, что Господь ведет меня Своими путями. Даже когда СБУ преследовала меня, устраивая обыски, я был абсолютно спокоен. А особенно укрепило меня ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о моем освобождении, за что я его сыновне благодарю.

Список преступлений Киевского режима против УПЦ растет. Осенью прошлого года он пополнился кровавым захватом самого большого на Украине Архангело-Михайловского кафедрального собора в Черкассах. Владыка Феодосий, получивший тяжелые травмы, по-прежнему, не страшась угроз, защищает права и свободы верующих Украинской Православной Церкви. Как Вы оцениваете труды владыки Феодосия?

Статус правозащитника ООН наделил митрополита Черкасского и Каневского Феодосия широкими возможностями: доносить до мира правду о масштабах преследования украинскими властями канонической Украинской Православной Церкви. Это архиерей с большим богословским багажом знаний; человек высокой культуры, который обладает даром слова, владеет русским и украинским языками, умеет убеждать. Он обличает гонителей Православия, как говорится, по всем «греховным падежам». И за это враги Православия его ненавидят. У них не осталось ни капли совести: Бога не боятся и идут напролом. Но как бы там ни было, рупор правды должен постоянно звучать! Не будем забывать: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7)

Беседовали Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также использованы фотографии из открытого доступа в интернете

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.