После убийства в Орде святого князя Михаила Тверского обнаженное тело мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять ее, но их объял страх, и они убежали. Наутро на доске князя не нашли. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его.
Тело по приказу Юрия Даниловича первоначально было вывезено в Москву, помещено в Спасском монастыре и лишь по усиленным просьбам вдовы было выдано Твери.
Останки Михаила Тверского были доставлены в его родной город в 1319 г. и были встречены жителями около Архангельского монастыря. Страстотерпец был похоронен при большом стечении тверичей в Спасо-Преображенском соборе – в правой части храма, рядом с епископом Симеоном (на сени, которая была устроена над мощами святого в 1902 г., в качестве даты перенесения его тела из Москвы в Тверь указан 1320 г.).
Мощи оставалось под спудом почти целое столетие, но около 1411 г. были подняты и поставлены в храме для поклонения верующих. Тверичи почитали его как местночтимого святого. На Соборе 1549 г. было установлено общерусское празднование памяти благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Тогда же было рассмотрено его житие, которое на тот момент уже существовало; в итоге текст был одобрен и включен в Четьи-Минеи.
Документы 1610–1620-х гг. упоминают несколько соборных приделов, которые были освящены в честь благоверного князя Михаила Тверского, святого Сергия, апостолов Петра и Павла и преподобного Александра Свирского, причём в послед нем случае это не могло быть «уточненное» название прежнего придела св. Александра, т.к. Александр Свирский скончался лишь в 1533 г. Возможно, появление придела в честь Михаила Ярославича – следствие освящения «старого» Александровского придела, но некоторые дореволюционные авторы полагали, что Михайловский придел в это время был освящён не в честь тверского князя, а в честь Архистратига Божьего Михаила.
Тверь – типичный русский средневековый город – была построена из дерева, а бедой всех подобных поселений были частые и опустошительные пожары. По этой причине во второй трети XVI в. мощи святого князя из предосторожности вновь были помещены под спуд в двойном гробу (каменном и деревянном); в таком состоянии останки пребывали до середины XVII в., когда вторично были подняты по инициативе архиепископа Евфимия II и с разрешения царя Михаила Фёдоровича Романова.
Мощи князя Михаила Ярославича Тверского были поставлены в левом, освященном в честь святого, приделе храма. С 1635 г. нетленные останки Михаила Тверского стали главной святыней кафедрального собора
В 1655 г. город оказался затронут моровой язвой, которая свирепствовала в Русском государстве и вызвала огромное количество смертей. Тверской архиепископ Лаврентий призвал народ к недельному посту, покаянию и молитве об избавлении от беды, а 30 сентября, в день воспоминания перенесения тела князя из Москвы в Тверь, переложил его мощи в новую, специально устроенную деревянную раку. После этого святые останки были вынесены из собора, торжественно обнесены крестным ходом вокруг города, и по вере тверичей случилось чудо: эпидемия пошла на убыль.
В память об этом событии архиепископ Лаврентий установил ежегодно 30 сентября совершать в городе всенощное бдение Михаилу Тверскому, и данный обычай сохранялся в дореволюционную эпоху.
После Смутного времени собор обветшал, нуждался в полной перестройке, однако это требовало очень больших затрат. Было сооружено новое здание, но и оно пришло в негодность.
Новый храм был возведен на средства архиепископа Сергия (Велтахова), который управлял Тверской епархией с 1682 по 1702 гг. Он был уроженцем Осташкова и до определения на тверскую кафедру являлся архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря.
На время строительства храма мощи благоверного князя Михаила Тверского приняла церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая находилась в непосредственной близости, а по окончании работ святые останки были перенесены во вновь отстроенный собор и поставлены в левом приделе.
18 мая 1696 г. архиепископ Сергий (Велтахов) освятил новый Спасо-Преображенский собор, которому было суждено простоять почти два с половиной столетия. Сам создатель и ктитор нашёл в этом храме свое упокоение: он стал первым человеком, погребённым в новом соборе (1704 г.).
В XVIII в. соборный комплекс претерпел ряд изменений. Мощи Михаила Тверского были перенесены в центральную часть храма и поставлены за передним правым столпом под специально созданной сенью, нижний ярус иконостаса был обновлен, а образы заменены.
В 1747-1748 гг., при архиепископе Митрофане (Слотвинском), была построена мастером Г. Григорьевым рака, богато украшенная, отделанная серебром с клеймами, представляющими последние дни жизни святого. Рака была поставлена на правой стороне собора у стены рядом с иконостасом.
В 1831 г. в г. Твери произошло событие, которое положило основание ещё одной благочестивой традиции. В этом году в городе свирепствовала холера, от которой погибло большое количество людей. По благословению архиепископа Амвросия (Протасова), который на тот момент возглавлял епархию, 24 июня (по старому стилю) мощи Михаила Тверского – главной соборной святыни – были взяты из кафедрального храма и обнесены крестным ходом вокруг города. Как уже было показано выше, к такому способу духовного заступничества тверичи прибегали не впервой, и святой покровитель города помог и в этот раз: эпидемия пошла на убыль и к началу августа 1831 г. закончилась. В память об этом чудесном избавлении ежегодно 24 июня вокруг собора совершался крестный ход с мощами князя при участии всех священнослужителей г. Твери. На это духовное торжество собиралось большое количество людей – свыше 10 тысяч человек из числа горожан и жителей окрестных селений, а по другим данным – едва ли не всё население губернской столицы. Эту многолюдную процессию иллюстрирует знаменитая литография Эбергарда Лилье 1864 г., на которой около собора запечатлено большое стечение народа.
Один из таких крестных ходов, состоявшийся 24 июня 1852 г., описывает в дневнике протоиерей В. Ф. Владиславлев, отмечая при этом присутствие огромного количества молящихся: «Все стараются подойти под мощи. Но это такая трудность, что многие после долго охают. Обносили (мощи вокруг кафедрального собора. – Д.Б.) часа полтора».
На рубеже XIX–XX вв. у жителей г. Твери возникло желание соорудить новую раку благоверному князю-страстотерпцу, т.к. гробница середины XVIII в. к тому времени сильно обветшала. В ноябре 1900 г. тверской губернатор Н. Д. Голицын сообщил об этом намерении великому князю Михаилу Александровичу – младшему брату императора Николая II, который на тот момент являлся наследником русского престола (цесаревич Алексей Николаевич – сын Николая II и Александры Фёдоровны – родился лишь в 1904 г.). Михаил Александрович горячо поддержал начинание тверичей, т.к. Михаил Тверской являлся его небесным покровителем, и день рождения брата государя совпадал с днём памяти святого. В итоге цесаревич выделил средства на эти цели и принял самое деятельное участие в реализации проекта.
При изготовлении раки было использовано почти 130 кг серебра; она была выполнена в стиле византийских и древнерусских гробниц по эскизу генерала императорской свиты князя М. С. Путятина, при этом в качестве ориентира была выбрана гробница киевского князя Ярослава Мудрого. Образцы для изготовления декоративных элементов раки и сени были позаимствованы в византийских и древнерусских храмах, чтобы точнее передать дух эпохи, в которой протекала жизнь Божьего угодника.
В итоге получился настоящий шедевр русского церковного прикладного искусства. Среди многочисленных украшений и примечательных деталей хотелось бы обратить внимание лишь на несколько моментов. По бокам гробницы на 12 щитах находились вензельные изображения русских государей, которые внесли вклад в украшение тверского кафедрального собора На карнизах сени были помещены два текста: отрывок из Евангелия, который разъяснял суть подвига святого («Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»), и краткие биографические сведения о покровителе г. Твери. Венчали роскошную сень шапка Мономаха и меч, которые указывали на княжеского достоинство благоверного страстотерпца и его воинскую доблесть.
Переложение мощей из «елизаветинской» раки в новую совершил 23 июня 1902 г. архиепископ Димитрий (Самбикин). Новая сень вместе с ракой были поставлены между двумя столпами в правой части храма, при этом было решено сохранить старые сень и раку как памятник старины и оставить их на прежнем месте – в нише у алтаря в правом приделе. К дню переложения честных мощей Общество тверских хоругвеносцев создало необычную хоругвь: на одной её стороне был изображён Нерукотворный образ Спасителя, на другой – архангел Михаил. Это церковное знамя было поставлено у раки святого, и при совершении крестных ходов оно занимало в торжественной процессии особо почётное место: его несли перед другими хоругвями.
В феврале и мае 1919 г. по инициативе атеистической власти в Тверской епархии прошла печально известная кампания по вскрытию и освидетельствованию мощей, результаты которой подробно освещались в местной прессе. Дату вскрытия местные власти долго держали в тайне, чтобы религиозная общественность не успела мобилизоваться и дать отпор кощунственным действиям. В ряду подобных акций 18 мая 1919 г. состоялся осмотр главной святыни тверского кафедрального собора – останков благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.
К сожалению, после революции и во время Великой Отечественной войны мощи князя Михаила Тверского были утрачены. Сохранилась лишь рака, в которой они покоились.
Тверской благотворительный фонд «Собор» собрал средства на ее восстановление. В 2014 году она была отдана в реставрационные мастерские Троицкой Сергиевой лавры, восстановлена в первозданном виде.
12 июня 2024 г. историческая рака была торжественно перенесена из Воскресенского в Спасо-Преображенский кафедральный собор с частью мощей святого благоверного князя Михаила, ковчег с которыми 4 декабря 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал Тверской епархии. Над ней была установлена новая сень.
* В публикации использованы фрагменты из новой книги кандидата исторических наук Дмитрия Беговатова.
Тверские епархиальные ведомости, № 5, май 2024 г.
ИЗ СПРАВКИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПО АРХИВНОМУ ДЕЛУ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1747 или в 1748 году при архиепископе Митрофане рака Михаила была обложена листовым чеканным золоченым серебром и поставлена в углублении южной соборной стены у самого иконостаса в приделе храма Введения Божией Матери.
Эта рака описана в 1774 году в описи ризницы Тверского Спасо-Преображенского Кафедрального собора: в приделе «рака, в ней же святые мощи благоверного князя Михаила Тверского чудотворца». Рака отделана серебряными чеканными досками, местами позолоченными. При ней медная литая решетка. Над ракой поставлены образы святого Михаила, пресвятой Богородицы Владимирской. Перед мощами святого благоверного князя Михаила поставлен серебряный чеканный подсвечник, местами позолоченный, сделан в 1769 году. (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18366. Л. 28 – 28об.).
Очередное переложение мощей с разрешения Священного синода произошло 22 – 24 июня 1902 года по двум причинам: во-первых, обветшалость деревянной раки, во-вторых, император Николай II не имел сына, и подобная церковная церемония должна была в этом ему помочь. На обустройство новой раки были собраны пожертвования. Значительный вклад внес государь наследник, великий князь Михаил Александрович. К устройству новой раки некоторые части (сооружения) были заказаны в Петербурге. Сооружения, изготовленные для святой раки в Петербурге, состояли из следующих предметов, имеющих весом до 500 пудов: 1. Бронзовая сень, 2. Мраморная колонна, и 3. Дубовая, с медными ступенями, платформа. (ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 5257. Л. 1–1об.; ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 61. Л. 10об.).
После событий революции 1917 года Спасо-Преображенский собор в городе Твери являлся кафедральным собором Тверской епархии до августа 1923 года. В августе 1923 года Спасо-Преображенский собор был передан Преображенскому религиозному обществу в городе Твери, действующему на основании типового устава раскольнического движения «Живая церковь» (обновленческий раскол). Общество было зарегистрировано Тверским губернским административным отделом 17 августа 1923 года.
18 мая 1919 года в городе Твери в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе в присутствии выборных представителей после литургии и молебна перед ракой, в которой покоились мощи, епископом Старицким Серафимом было произведено их вскрытие.
В соответствии с актом осмотра Тверского Спасо-Преображенского Кафедрального собора, произведенного 10-30 июня 1926 года согласно приказа Тверского губернского административного отдела № 142 от 16.04.1919 специальной комиссией, в пункте «Мощи святых» значится рака серебряно-вызолоченная. Крышка Раки двойная открывающаяся, устроена так, что может открываться вся или только часть. На верхней доске живописное изображение святого во гробе, лежащего под стеклом. Внутри раки кипарисный гроб, обложенный вызолоченным листовым серебром с двумя по краям медными ручками. К этому гробу имеется особая крышка. Над Ракой брезентовая (так в документе, но, вероятно, бронзовая) на четыре оката сень, поверх которой положена шапка Мономаха, меч и знаки великого, знаки великокняжеского достоинства. Сень поддерживается четырьмя колоннами из русского серо-зеленого мрамора, которые увенчаны капителями византийского образца и опирается на «вазы». Весу в раке бронзы 150 пудов, а вместе с мраморными колоннами и платформой свыше пятисот пудов, ступени к мощам обложены листовой толстой медью (ГАТО. Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 6. Л. 46).
Кроме того, на правой стороне иконостаса значится другая рака, прежде бывшая с мощами святого Михаила Благоверного. Она обложена листовой вызолоченной медью. По сторонам 16 золоченых клейм. Внизу раки по бокам привинчены восемь рукоятей бронзовых, вызолоченных через огонь, обнесена вызолоченная через огонь бронзовой решеткой (ГАТО. Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 6. Л. 46).
Рака с мощами и бывшая рака находились в соборе до начала 1930-х годов, затем их передали в областной музей.
Документов, подтверждающих точную дату передачу мощей в музей, в архивном фонде не выявлено. Имеются косвенные сведения о том, что, вероятно, они были переданы в музей, не позднее 1931 года. В экспозиционном плане музея 1931 года в разделе антирелигиозного отдела предусмотрена демонстрация мощей, правда, при этом не конкретизировано, чьих (ГАТО. Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 73. Лл. 21-22).
В акте осмотра вещей особой кладовой областного музея от 23.06.1940 среди музейных предметов упоминаются:
Документов, содержащих сведения о дальнейшей судьбе переданных в музей предметов, в архивном фонде не выявлено.