19.01.2024 | Церковь и мир

Греция и однополые браки: страна на пороге взрыва?

Власть Греции пообещала, что в феврале будет принят закон о легализации гей-браков. Иерархи в один голос против, Синод молчит, народ бурлит. Чем это может закончиться?

Ситуация с легализацией однополых браков в православной Греции на начало 2024 года накалена до предела. Практически все митрополиты Греции выступают с жесткой оппозицией законопроекту, по которому гомосексуалисты смогут не только регистрировать свои содомские сожительства как «семьи», но и усыновлять детей.

На последнем заседании Синода Элладская Церковь выступила против усыновления геями детей, заявив, что «дети – это не домашние питомцы», но не сделала внятного заявления о позиции относительно самих однополых браков. В то же время, подавляющее большинство греческих епископов уже резко осудили готовящийся законопроект, а верующие Греции в прямом смысле этого слова готовы выйти на улицы с протестами. Это и неудивительно, если учесть, что некоторые митрополиты прямо призывают православных греков «бороться против легализации однополых браков».

Масла в огонь подлил архиепископ Иероним, пообещав, что «Церковь не возьмется за оружие», то есть, не будет инициировать массовые беспорядки. Согласитесь, что само заявление с упоминанием оружия из уст человека за спиной которого стоит многомиллионная паства, звучит очень тревожно, указывая, что, как минимум, разговоры о беспорядках имеют место. Но правительство, выполняя определенные договоренности «с западными партнерами», намерено, несмотря ни на что, закон принять.

Что же происходит в Греции и чем это может закончиться?

Церковь и политика: симфония или какофония?

Греция, согласно Конституции, страна православная. И позиция Церкви по тому или иному вопросу в ней очень значима. В большинстве случаев она совпадает с государственной. Это неудивительно, если учесть, что Церковь субсидируется из госбюджета.

Однако, в истории страны были случаи, когда видимая «симфония» между Церковью и государством нарушалась и дело доходило не только до «какофонии», но и до серьезного противостояния. Как, например, в вопросе графы о вероисповедании в удостоверениях личности.

Так, в 2000 году правительство решило, что эту графу из документов нужно убрать. Однако, против этого решения выступил тогдашний Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Афинский Христодул. Его жесткая позиция по этому вопросу привела к тому, что в Афинах и Салониках прошли масштабные акции протеста, а Церковь собрала более 3 миллионов подписей под призывом вычеркнуть «религию» из документов. Напомним, в то время все население Греции составляло чуть больше 10 миллионов человек, и 3 миллиона подписей – это больше, чем число голосов, которые получила партия ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение), чтобы прийти к власти в стране.
Да, тогда (как и во многих других случаях) Церковь проиграла противостояние с политиками, но, все они до сих пор содрогаются от мысли, что события 2000 года могут повториться. Кроме того, после 2000 года политики осознали, что Церковь имеет решающее значение в вопросе выборов, а значит — ссориться с ней никому особо не хочется.

Но не в случае с легализацией гей-браков.

19 января 2024 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что закон об однополых браках будет принят в начале февраля.

Фактически в унисон с этим заявлением появилась информация, что 23 января 2024 года состоится внеочередное заседание Синода Греческой Православной Церкви. На нем будет рассмотрен всего один вопрос – гей-браки и реакция на них. Синод, согласно Уставу Церкви Эллады, созвал Архиепископ Иероним. Однако, как выяснилось, сделал он это не просто так.

Политика в Церкви или Церковь в политике?

Надо понимать, что Архиепископ Иероним пытается «балансировать» между прямо противоположными мнениями. В одном из последних интервью он сказал, что в вопросе «гомосексуальных партнерств» надо думать не о позиции «правых», «левых» и «центристов», а том, «какое общество и какая семья будет у нас завтра». В то же время, чтобы снять ответственность с себя лично и с Церкви в целом, он заявил, что вопрос однополых браков должен решаться на всенародном референдуме.

Вероятно, в данной ситуации Архиепископ пытается поступить не как церковный лидер, но как политик. Не случайно, отвечая журналистам на вопрос о личной позиции по гей-бракам, Иероним сказал, что «в таких вопросах архиепископ не может занимать позицию в одиночку, как и премьер-министр». Именно поэтому, никаких резких заявлений с его стороны мы не слышали, и, вероятно, не услышим. Он рассчитывал, что и Синод Церкви Эллады воздержится от резких заявлений вплоть до принятия самого закона, который уже находится в парламенте Греции и прошел все необходимые процедуры для голосования.

Другими словами, архиепископ Иероним надеялся «отсидеться» и уже потом, после принятия закона, констатировать, что «Церковь ничего сделать не могла».

Естественно, что отсутствие четких убеждений по такому, очевидному для верующего человека вопросу, как отношение к содомскому греху, вызывает массу недовольства. И не только со стороны простых верующих, но и со стороны иерархов Эллады, которые позволяют себе все чаще критиковать действия Предстоятеля.

Что стоит за созывом Синода?

Так, некоторые из митрополитов возмутились тем, что Архиепископ Иероним, не поставив в известность Синод и иерархию, встречался с премьером Греции Мицотакисом. Греческие СМИ называют эту встречу «тайной», и утверждают, что собратья-иерархи требуют от главы Элладской Церкви отчета, что на ней происходило. В общем, налицо скандал.

Еще больший скандал разгорается из-за того, что Синод 23 января созван Архиепископом Иеронимом, как оказалось, не по его воле.

Дело в том, что группа иерархов Эллады, которые являются духовными чадами и почитателями упоминаемого нами выше Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (предшественника Иеронима), начали сбор подписей для немедленного созыва Синода. Таких подписей собрали 25. Письмо отправить Иерониму не успели – он узнал о сборе, и, опережая развитие событий, сам назначил Синод.

Однако, в греческой прессе пишут, что группа иерархов Элладской Церкви в данный момент обвиняет архиепископа Иеронима в неисполнении функций духовного лидера нации. Архиереи утверждают, что предстоятель заигрывает с властями и пытается «лавировать» в принципиальном вопросе. По этой причине они и потребовали от него созвать Синод.

Гомосексуализм — не грех?

В свою очередь, сами представители правительства Греции постоянно заявляют, что мнение Церкви в данном вопросе никакого значения не имеет. Например, буквально через час после заявления Архиепископа Иеронима, что было бы неплохо созвать референдум, пресс-секретарь греческих властей сообщил, что, во-первых, Церковь не будет указывать политикам как им голосовать, а во-вторых, «вопросы прав человека на референдумах не решаются».

Верующие возмущаются еще и тем, что власти пытаются перевести вопрос признания гомосексуальных семей с чисто политической проблемы в проблему духовную. Например, представитель властей заявил, что «гомосексуальность – не грех», и что ему «грустно слышать» противоположное мнение, которое, по его словам, «не представляет ни верующих, ни Церковь».

Понятно, что такие слова чиновника были восприняты как попытка государства указывать Церкви что надо считать грехом, а что – нет. Проблема усугубляется еще и тем, что практически все греческие иерархи видят в признании однополых браков только первый шаг навстречу разрушению христианских ценностей, и вовсе не воспринимают гомосексуальность как «биологическую особенность» человека. Более того, все чаще звучат голоса, что за легализацию гей-браков выступают те же люди, которые еще совсем недавно утверждали, что традиционная семья – это совершенно не нужный и отживший институт. Получается, говорят иерархи, что если семья – отживший институт, то продвигая однополые союзы, они этот «институт» уничтожают.

***

Чем закончится все это – мы скоро увидим. Вероятно, 23 января Элладская Православная Церковь примет жесткое решение по вопросу гей-браков. Митрополит Корфский Нектарий уже призвал своих собратьев к осуждению готовящегося закона. Также, с большой долей вероятности можно предположить, что правительство Греции никакого внимания на позицию Церкви не обратит и закон будет принят. Что будет дальше происходить в стране (акции протеста, митинги, демонстрации) – неизвестно.

Однако, точно известно, что политики страны медленно и уверенно уничтожают православные корни и традиции того самого народа, служить интересам которого они обещали.

СПЖ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.