03.09.2021 | Епархия

Границы Тверской епархии за 750 лет

I

Тверская епархия относится к древним и прославленным епископским кафедрам Северо-Восточной Руси. Время ее возникновения приходится на вторую половину XIII в. Вероятнее всего, она выделилась из состава Владимиро-Суздальской епархии, однако есть гипотеза, согласно которой ее территория прежде входила в состав Полоцкой епархии. О точном времени возникновения Тверской епархии можно говорить лишь предположительно, однако несомненным фактом является ее существование в 1271 г.

В летописном рассказе о смерти великого владимирского князя Ярослава Ярославича в 1271/1272 г. содержится первое упоминание о тверском епископе. Троицкая летопись сообщает, что, когда тело почившего привезли в Тверь, то «епископ Семен, игумени и попове, певше над ним обычныа песни, и положиша его на Тфери в церкви святого Козмы и Демьяна». В Никоновской летописи данный архиерей прямо упомянут как «епископ Симеон Тверской». По традиции, существующей в исторической науке, дата первого упоминания в летописях в таких случаях принимается за дату основания.

Впрочем, среди учёных есть мнение, согласно которому владыка Симеон оказался на тверской кафедре несколько раньше, а именно – в промежутке между 1264 и 1271 гг. В этом случае время возникновения Тверской епархии следует считать ещё более ранним, однако доказать несомненную достоверность данной гипотезы не представляется возможным.

Вероятно, после 1289 г. наименование Тверской епархии изменилось: с этого времени она стала называться «Тверская и Кашинская». 

Появление самостоятельной епископской кафедры стало крайне важным событием для Твери и послужило ее стремительному возвышению среди прочих городов Северо-Востока Руси. Следует отметить, что Тверское княжество, возникнув в 40-е гг. XIII в., практически не меняло своих рубежей вплоть до XV в., поэтому Тверская епархия, границы которой совпадали с границами Тверского княжества, в территориальном отношении являлась стабильным образованием. В эту церковную область входили города Тверь, Старица (Новый Городок), Зубцов, Микулин, Холм, Погорелое Городище, Клин, Белый Городок, Коснятин (Скнятин, Кснятин), Кашин, Святославле Поле и Калязин. Из завещания тверского князя Михаила Александровича от 1399 г. следует, что в составе княжества также находились Родилов, Бобрынь, Опоки и Вертязин. На непродолжительное время под рукой тверских правителей был Ржев.

Иногда тверские епископы получали некоторые права по отношению к сопредельным территориям, которые принадлежали Новгородской епархии. Так, в 1422 г. митрополит киевский (московский) Фотий обратился к тверскому епископу Илии с указанием поставлять священнослужителей в города Бежецкий Верх и Волок, которые относились к Новгородской епархии, т.к. данная кафедра на тот момент вдовствовала.

II

После присоединения Тверского княжества к Московскому государству Тверская епархия не была упразднена; её границы, очевидно, не претерпели изменений, а на кафедре остался прежний епископ Вассиан. К концу XVI в. на территории бывшего Тверского княжества находились следующие крупные города: Тверь, Кашин, Новый Городок (Старица), Зубцов, Клин, Никулин, Дорогобуж и Холм. Впрочем, очень скоро три последних населенных пункта утратили статус городов. В целом же границы Тверской епархии оставались практически неизменными (не считая незначительных подвижек) на протяжении всего периода ее нахождения в составе Московского государства.

Следует отметить, что Тверская епархия на протяжении достаточно длительного времени территориально была одной из самых небольших в Российском государстве, и на Соборе 1681-1682 гг. она даже была охарактеризована как «малоградная». Несмотря на это, когда в последней четверти XVII в. рассматривались проекты по созданию в стране новых епархий и уменьшению размеров уже существующих, то из Тверской епархии предполагалось выделить от 1 до 4 новых церковных областей, а саму её возвысить до статуса митрополии (впрочем, проект не был реализован).

По состоянию на 1679 г. в Тверской епархии числилось 283 церкви, и по этому показателю она стояла на 12-м месте после патриаршей области и более крупных епархий России; впрочем, сведения о количестве храмов нельзя назвать абсолютно точными, и не исключено, что их реальное число было на треть больше.

Определить место Тверской епархии в рейтинге церковно-административных областей Русской Православной Церкви в данный период можно лишь гипотетически. Согласно сохранившимся данным, можно утверждать, что во второй половине XVI в. до учреждения патриаршества Тверская и Кашинская епархия занимала 5-9 место. Во время нахождения на патриаршем престоле святителя Иова тверская кафедра в ряду русских епархий находилась на 9 месте, при этом среди архиепископий она шла на пятом месте. При патриархе Иоасафе I Тверь поднялась на одну ступень как в общем рейтинге епархий, так и среди архиепископий России.

После учреждения на Руси патриаршества (1589 г.) статус ряда епархий был повышен. Именно с этого времени и до эпохи Петра Великого тверские архиереи стали носить титул архиепископов, а не просто епископов, как это было раньше. Судя по сохранившимся сведениям, в XV-XVII вв. тверские владыки становятся постоянными участниками Соборов, которые проходили в Москве для избрания предстоятелей Церкви и решения других насущных вопросов.

III

Синодальный период в истории Русской Православной Церкви формально начинается в 1721 г., когда в России по указу Петра I был учрежден Святейший Синод. Впрочем, в исследовательской литературе рамки данной эпохи традиционно принято несколько расширять и определять ее нижнюю временную границу 1700-м годом, когда после смерти патриарха Адриана по решению царя Петра Алексеевича выборы нового предстоятеля Церкви произведены не были.

В новый исторический период Тверскую и Кашинскую епархию ждали серьезные перемены, которые, однако, не отразились на её названии: на протяжении всей Синодальной эпохи оно оставалось прежним. Границы епархии до середины XVIII в. оставались практически неизменными и были унаследованы еще от времени существования независимого Тверского княжества. Такое постоянство церковного административно-территориального деления объясняется тем, что в этой части государства находились древние епархии с исторически устоявшимися границами.

В начале XVIII столетия Тверская епархия включала в себя те же крупные города, что и ранее: Тверь, Кашин, Старицу, Зубцов и Клин. По своему размеру эта церковная область по-прежнему была одной из самых небольших в стране: к концу правления Петра I в ней насчитывалось 28 монастырей и около 450 храмов. В конце 30-х – начале 40-х гг. XVIII в. в епархии фиксируется 27 монастырей, из них 11 были приписаны к тверскому архиерейскому дому.

Серьёзные перемены начались в 1744 г., когда из состава Московской епархии был исключен ряд территорий. Вследствие этого в Тверской епархии оказались новые западные области с городами Ржевом Володимеровым и Осташковом. За счёт этих земель в епархии практически на четверть увеличилось общее количество храмов (125 новых церквей) и прибавилось 8 монастырей (5 мужских и 3 женских).

Во второй половине XVIII в. количество городов в Тверской епархии продолжало увеличиваться за счет повышения статуса таких населенных пунктов, как Калязин и Корчева. Незначительные изменения границ произошли в северо-восточных пределах епархии: в связи с образованием новых городов и связанных с ними уездов в состав последних были переданы некоторые сёла, которые ранее являлись частью Ростовской и Переславль-Залесской епархий. Накануне 1764 г. каноническая область тверского епископа включала в себя территории, которые административно входили в состав Новгородской и Московской губерний (Тверской губернии на тот момент ещё не существовало).

По штатам Екатерины II Тверская епархия была отнесена ко второму классу, и данный ранг предполагал определенный уровень государственного финансирования. По положению 1764 г. перечень включенных в епархию городов изменился: теперь в него входили Тверь, Кашин, Ржев, Осташков, Торжок, Старица и Зубцов. Таким образом, был утрачен Клин (он перешёл в состав Переславской епархии), но зато был приобретён Торжок (получен от Новгородской епархии). Общее количество церквей приблизилось к 650.

В 1775 г. было образовано Тверское наместничество, в которое вошли города Тверь, Калязин, Кашин, Весьегонск, Красный Холм, Бежецк, Ржев Володимеров, Вышний Волочок, Осташков, Зубцов, Торжок, Корчева и Старица. Общее число жителей этой обширной территории превышало 900 тыс. человек, однако границы наместничества и епархии не совпадали. Так, например, Весьегонск с уездом, а также часть Краснохолмского уезда входили в состав Олонецкой епархии, часть Калязинского уезда находилась в Переславской и Дмитровской епархии, а некоторые приходы Тверского наместничества были подведомствены ростовскому архиерею.

Для повышения уровня управляемости церковных территорий в 1776 г. от Новгородской епархии к Тверской отошли некоторые области: Бежецк с его уездом, Вышний Волочок и Красный Холм. Это существенно расширило Тверскую епархию в северо-западном направлении и добавило ей ещё 3 обители. В 1787 г. последовали новые изменения, в результате которых произошло некоторое перераспределение территорий между епархиями, сопредельными с Тверской. В 1788 г. епархиальное деление Российской империи вновь было пересмотрено, что привело к очередному изменению границ. Теперь количество церквей в Тверской епархии увеличилось до 942 за счёт присоединения новых приходов из Новгородской, Ростовской, Олонецкой, Переславской и Смоленской епархий. Несмотря на то, что незначительное количество церквей было передано в подчинение новгородскому, смоленскому и ростовскому архиереям, Тверская епархия от этого обмена больше приобрела, чем потеряла.

В итоге из-за нескончаемых перемен и перекраивания границ сложилась парадоксальная ситуация: в 1780-е гг. тверской архиерей и духовная консистория сами не имели чёткого понимания того, к каким губерниям и наместничествам принадлежат приписанные им церкви, и даже представления о подведомственности одних и тех же населённых пунктов в соседних епархиях могли разниться.

В 1796 г. в России была проведена административно-территориальная реформа, которая изменила многие внутренние границы в империи. Одним из её результатов стало преобразование Тверского наместничества в Тверскую губернию без изменения её территориального состава; в таком виде она просуществовала до 1917 г.

Когда после завершения реформы Святейший Синод получил от Сената обновленные сведения об административно-территориальном устройстве государства, началось очередное изменение епархиальных рубежей. В основу новой системы было положено стремление приравнять границы светских и церковных административно-территориальных единиц. В итоге в 1799 г. была зафиксирована тождественность границ Тверской губернии и Тверской епархии, после чего в каноническую область местного епископа входило 13 городов (4 из них были заштатными, то есть не имеющими соответствующих одноименных уездов), а количество подведомственных ему церквей составляло около 950.

Площадь Тверской епархии в конце XVIII – первой половине XIX вв. была вдвое больше некоторых других епархий Центральной России – например, Тульской, Калужской или Московской. Для повышения управляемости обширной территорией были созданы духовные правления, которые являлись вспомогательными учреждениями и в рамках своего округа (2-3 уезда), по сути, выполняли задачи духовной консистории. К 1784 г. таких правлений насчитывалось шесть, и они находились в Кашине, Торжке, Старице, Осташкове, Вышнем Волочке и Бежецке.

Кроме того, для достижения тех же целей в 1836 г. внутри епархии было выделено Старицкое викариатство, которое с перерывами (1838-1867 гг. и 1873-1883 гг.) просуществовало около 90 лет и было окончательно упразднено уже при советской власти. Всего за Синодальный период на эту кафедру было поставлено 10 викарных епископов, и примечательно, что никто из них не стал правящим архиереем Тверской епархии.

Что касается финансового состояния Тверской епархии, при Екатерине II данная епархия была отнесена ко II классу, что определяло размер выделяемого из государственной казны оклада. Система деления церковных областей на классы была отменена в Российской империи лишь в 1867 г., после чего бюджетные ассигнования были увеличены. Тверской архиерейский дом, помимо государственного финансирования, получал также доходы от собственных земельных владений, но, несмотря на это, Тверская епархия во второй половине XIX в. не принадлежала к числу богатых.

IV

В советское время светские и церковные административно-территориальные границы на тверской земле неоднократно менялись. К революции 1917 г. рубежи Тверской губернии и Тверской епархии совпадали, но в конце 1920-х – начале 1930-х гг. произошли существенные перемены. В это время Тверская губерния была упразднена, а её территории были перераспределены между Западной и Московской областями. На границах епархии эти метаморфозы, вероятно, каким-либо существенным образом не отразились, хотя есть основания полагать, что некоторые изменения всё же происходили (судя по всему, они были кратковременными и достаточно быстро «откатывались» назад). Из-за переименования кафедрального города из Твери в Калинин происходит соответствующее изменение названия епархии, которое теперь звучало как «Калининская и Кашинская».

В 1935 г. была образована Калининская область, причём её территория по сравнению с прежней Тверской губернией была существенно увеличена. Из-за того что в её состав вошёл ряд районов из Западной, Московской и Ленинградской областей, площадь Калининской области оказалась в полтора раза больше своего дореволюционного аналога. Вследствие этих изменений пределы Калининской епархии были существенно расширены и приведены в соответствие с границами региона.

В 1940-1950-е гг. пересмотр административных границ области продолжался, что приводило к смене названия епархии и соответствующей трансформаций её рубежей: в 1943-1944 гг. она именовалась «Калининская и Смоленская», а в 1944-1950 гг. – «Калининская и Великолукская». С 1950 г. и до 1990 г. епархия вновь называлась «Калининская и Кашинская».

В довоенный период внутри Тверской (Калининской) епархии имелись внутренние границы, которые обособляли отдельные церковные области. Ещё в 1836 г. в составе епархии появилось Старицкое викариатство, которое продолжило своё существование в новый исторический период. Викарный владыка с титулом епископа Старицкого выполнял при правящем архиерее функции помощника и заместителя. Помимо этого, в послереволюционное время на тверской земле появились и другие викариатства, которые были созданы для повышения управляемости церковной территории и сокращения дистанции между епископатом и паствой. Активное учреждение викариатских кафедр стало реализацией решения Поместного Собора 1917-1918 гг.

В 1920 г. были созданы Кашинское, Новоторжское и Осташковское вакариатства, в 1923 г. к ним добавились викариатства в Бежецке и Ржеве (во второй половине 1920-х гг. последние две кафедры по непонятным причинам были свободными). В 1929-1936 гг. имелось викариатство в Кимрах. В результате уже к 1920 г. около половины территории Тверской епархии находилось под управлением викарных епископов, которые имели широкие полномочия. Это не только приблизило архипастырей к мирянам, но и повысило возможности верующих в непростых послереволюционных условиях мобилизовываться для отстаивания своих интересов.

По сохранившимся данным, за период с Февральской революции 1917 г. и до 1988 г. (1000-летнего юбилея Крещения Руси) насчитывается 37 архиереев, которые являлись правящими епископами Тверской (Калининской) епархии или возглавляли викариатства, которые входили в ее состав. Такое большое количество архипастырей объясняется гонениями, которые испытывала Церковь в 1920-1930-е гг. Причиной смены архиереев в лучшем случае были вынужденные (политически обусловленные) перемещения епископов с кафедры на кафедру, а в худшем – аресты. Ввиду этого некоторые владыки задерживались на своих местах всего по несколько месяцев, а, например, преосвященный Николай (Муравьев-Уральский) был арестован в тот же день, когда его хиротонисали во епископа Кимрского, викария Тверской епархии (29 марта 1931 г.). В 1940-1960-е гг. правящие архиереи Калинина также менялись достаточно часто, и в основном это происходило под давлением светской власти. Так как многие архипастыри, возглавлявшие данную кафедру в этот период, вели активную созидательную деятельность и приобретали большое влияние на паству, то для нивелирования достигнутых ими результатов власти старались избавиться от таких епископов и перевести их в другие регионы страны.

V

В конце 1980-х гг. в истории Русской Православной Церкви начался новый период, который стал разительным контрастом по сравнению с предшествующей эпохой. Страна вступила в эпоху великого духовного возрождения и испытала сильнейший религиозный подъём.

Начало нового периода своей истории Калининская и Кашинская епархия встретила с прежним названием, которое закрепилось ещё в 1950 г. Её границы были тождественны границам Калининской области и заключали в себе достаточно обширную территорию. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в российской обществе сформировался серьёзный запрос на возвращение улицам, городам и регионам их дореволюционных названий, и на волне этих ожиданий в июле 1990 г. Калинин был переименован в Тверь, а Калининская область – в Тверскую. После этого стало возможным вернуть епархии её историческое наименование, и с 1990 г. до 2012 г. она называлась Тверской и Кашинской.

В конце 2011 г. древнюю Тверскую епархию ждали серьёзные перемены – она была преобразована в Тверскую митрополию, и из неё были выделены три самостоятельные епархии: Тверская и Кашинская, Ржевская и Торопецкая, Бежецкая и Весьегонская. С этого времени Тверская и Кашинская епархия стала включать в себя не всю территорию Тверской области, а только Бологовский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский и Фировский районы.

На протяжении 30 лет, с 1988 г. по 2018 г., Тверскую (Калининскую) епархию, а позже Тверскую митрополию возглавлял владыка Виктор (Олейник). Именно на период его управления пришлось очень сложное, но радостное время возрождения православия на тверской земле и восстановления её порушенных святынь.

Митрополит Виктор — Почетный гражданин Тверской области, удостоен многих церковных и государственных наград.

В июле 2018 г. он ушёл на покой. Главой Тверской митрополии и Тверской епархии  был назначен митрополит  Савва (Михеев). Спустя два года, в августе 2020 г., он был переведён в Вологду.

На его место был назначен митрополит Амвросий (Ермаков). Он является правящим архиереем Тверской и Кашинской епархии и возглавляет Тверскую митрополию.

Тверская епархия проделала длинный и славный исторический путь. За семь с половиной веков в ней просияли святители, преподобные, благоверные князья, мученики и исповедники; были построены дивной красоты храмы и созданы обители, которые становились духовными центрами всероссийского масштаба; возникли традиции, которые явились искренним проявлением народного благочестия. Какой будет Тверская епархия в будущем, зависит от нас. Верим, что в благом деле духовного возрождения и процветания родного края нам поможет сонм святых тверской земли, которые ходатайствуют за нас перед Господом.

Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.