06.10.2025 | Приходы и монастыри

Где кончается суета

О  монашеской  жизни  размышляет  духовник  Нило-Столобенского мужского  монастыря,  скитоначальник  Спасо-Преображенского  скита на  Оковецком  источнике  иеромонах  Фаддей  (Пестов).

– Как Вы пришли к решению посвятить свою жизнь монашеству и почему выбрали именно Нило-Столобенскую пустынь?

– Шаг был сделан осознанно. Перед этим я проходил искус в монастыре, трудился на послушаниях, учился молиться и вообще жить христианской жизнью. На послушаниях, молитве в храме и в келье рождалось намерение посвятить свою жизнь Богу, спасению своей души. Это и стало целью моей жизни.

В монастырь я приехал, взяв благословение у приходского священника, рассказав ему о желании посвятить свою жизнь Богу. Он посоветовал поехать в Нилову пустынь. Когда я приехал, передо мной предстала полуразрушенная обитель. Но, несмотря на такое разрушение, там собралась небольшая монашеская община, братия, которая молитвой и своими трудами восстанавливала монастырь. Я остался, примкнул к числу братии монастыря преподобного Нила, Столобенского чудотворца.

– Чем отличается жизнь монахов в большом монастыре от жизни в скиту? Паломники не мешают?

– На территории Оковецкого источника 20 лет назад был организован монашеский Спасо-Преображенский скит от нашего монастыря. В летний период сюда приезжают и приходят многие люди. Они хотят окунуться в живительные воды Святого источника, умыться, испить святой воды и взять её с собой. Первое упоминание об источнике в Оковецком лесу в письменных источниках датируется 1539 годом. Оно связано с явлением чудесным образом святых икон Животворящего Креста Господня и иконы Божией Матери Одигитрии с предстоящим рядом святителем Николаем Чудотворцем.

Начальником скита меня назначили сравнительно недавно, в июле 2022 года. Есть некоторые бытовые неудобства и трудности, с которыми мы, с Божьей помощью, справляемся. С этим я уже сталкивался, когда пришёл в неустроенный монастырь. Общими усилиями братии монастыря, приезжающих паломников, гостей, благотворителей святая обитель преподобного Нила возродилась. Надеюсь, со временем преобразится и скит.

Особенных трудностей приезжающие не создают. Молитва в скиту начинается с раннего утра возгласом на утренние молитвы, полунощницу и изобразительны. Вечером, в 19 часов, – возглас на начало чтения монашеского правила и вечерних молитв.

Жизнь братии в скиту от жизни в большом монастыре отличается ненамного. Там и тут – послушание и молитва. В большом монастыре насельников больше, и послушания распределяются так, чтобы сильно не перегружать братию, оставляя возможность и время для личной молитвы, келейного духовного занятия.

В нашем скиту только два монаха и один послушник. Количество трудников нестабильно, иногда их и вовсе нет, поэтому круг обязанностей, которые приходится исполнять, велик. Но с Божьей помощью как-то управляемся. Есть время и для молитвы в храме и келье, и для духовных занятий. Помогает пребывать в духовной связи с Богом и почти уединённая пустынная жизнь лесной чащи. Особенно приятно, когда к вечеру стихает людской поток. А в несезон это вообще безлюдное место. В такие моменты особенно ощущаешь тишину. Прогулки по скиту и лесу позволяют созерцать природу, чувствовать божественное творение, находить внутренний покой и благодатное состояние для духовного молитвенного делания.

– Что значит быть духовником в современном мире?

– Духовник – это духовный руководитель, наставник, пастырь, поводырь на пути спасения, ведущий человека на встречу со Христом, к Богу. Так было и в древности, так есть и сейчас. К духовнику обращаются за советами, наставлениями, вразумлениями, за молитвенной поддержкой в разных жизненных ситуациях в наше неспокойное время.

Главная задача духовника – помочь людям обратить свои мысли, чувства и сердце к вечности, встать на путь спасения, ведущий к жизни вечной, чтобы однажды встретить Бога лицом к лицу.

Вся наша земная жизнь рано или поздно заканчивается тем, что мы предстанем перед Богом на Суд Божий. Поэтому потребность в духовнике для православного христианина, особенно верующего, активно работающего над своим духовным развитием и живущего по заповедям Божиим, крайне важна.

Современный научно-технический прогресс, высокий уровень комфорта в секуляризированном обществе, гонка за иллюзорным счастьем и материальным благополучием постепенно доводят человека и всё человечество до края духовной пустоты, ощущения бессмысленности существования, эгоизма и вседозволенности, приводящих к утрате желания жить с Богом и соблюдать Его законы, а порой даже к открытому противостоянию и отрицанию самого Бога. К таким людям нелегко пробиться. Многие неверующие воспринимают веру холодно, считая её устаревшим пережитком прошлого, бесполезной традицией, которая мешает добиваться успеха и строить карьеру.

Люди часто не желают уделять время молитве, посещению службы в храмах. Отговорки многообразны, однако истинная причина кроется в недостаточной вере, склонности к греховным страстям, лени, пренебрежительном отношении к собственной душе, потере нравственных ориентиров и главных целей своего бытия.

Всё это относится не только к обычным людям в миру, но и к монашествующим братьям. Ведь монах – тоже человек, и в стенах монастыря идёт своя особая духовная борьба, скрытая от посторонних глаз.

– Какими способами преодолеваются искушения и соблазны в условиях строгого монастырского уклада?

– Монахи, подвизающиеся в монастырях, стремятся преодолеть греховные страсти и помыслы путём внутреннего делания, работой над собой. Эта борьба происходит постоянно и представляет собой постоянный труд и подвиг – изменить своё сознание, избавиться от присущих нам страстей.

Существует немало путей преодоления искушений и соблазнов. Главное условие – стремиться жить с Богом, идти Ему навстречу, стараться пребывать в Нём, чтобы и Он был в нас, подобно Христу, сказавшему: «Видевший Меня видит и Отца, ибо Отец во Мне, и Я в Отце» (Ин. 14:9).

Чтобы успешно противостоять искушениям, монах должен придерживаться послушания и усиленно молиться, избегать выхода за пределы стен монастыря без особой нужды и благословения, проявлять крайнюю осмотрительность в общении с мирскими людьми, дабы не вызвать соблазна у других и не нанести вреда своей душе.

– Бывают ли сомнения или кризисы веры среди опытных монахов?

– Сомнения бывают, но твёрдой верой и усердной молитвой помыслы сомнений удаётся преодолеть. Что касается «кризиса веры», то это понятие, как мне кажется, относительно новое, привнесенное со стороны. Святые отцы говорят о страсти уныния, нападении беса уныния, которое особенно опасно для опытных монахов, подвижников. Причиной появления этой страсти являются прежде всего человеческие слабости, немощи и сложность монашеского пути.

Как же справляться с такими испытаниями? Во-первых, надо довериться Богу, невзирая на любые трудности и преграды, возникающие на пути к спасению, сохраняя твёрдое намерение продолжать движение вперёд. Тому, кто пал духом и охвачен унынием, а также начинающим братьям, решившим вступить на путь монашеской жизни, необходима помощь и поддержка. Искренняя и сосредоточенная молитва позволяет укрепить веру, восстановить душевное равновесие и вновь обрести изначальное настроение – совершить подвиг над самим собой.

Постоянная молитва, будь то в храме, келье или на послушании, способствует развитию чувства присутствия Бога повсюду. Важную роль играет общение с игуменом, духовником, старшим братом общины, их мудрость и личный опыт помогают направлять мысли и чувства, выявлять причины возникновения проблемы и получать советы по преодолению страстей.

Чтение святоотеческих книг, честное исполнение всех поручаемых заданий, внутренние усилия по устранению гордыни и тщеславия, активное участие в церковных Таинствах и Литургии оказывают мощную поддержку монахам в укреплении веры и борьбе с унынием.

– Какой из библейских текстов является особо значимым для Вас?

– Братия! Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Послание к Галатам 6:1-2).

Тверские епархиальные ведомости, № 9, 2025 г.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.