Борзы́ни — село, центр Борзынского сельского поселения Кувшиновского района Тверской области. Расположено в 20 километрах от районного центра на правом берегу реки Семыни. По свидетельству археологов, село Борзыни является одним из ранних центров христианизации Тверской земли. На территории древнего селища при археологических раскопках были найдены бронзовые кресты и медные иконки домонгольского периода.
В 1861–1929 годах село являлось центром волости. С 1871 года в селе открылась церковно-приходская школа, которая работала до 1931 года, пока действовала церковь.
В центре села находится храм Спаса Нерукотворного. Церковь в стиле барокко была построена в середине XVIII века на средства местного помещика Артемия Шишкина вместо деревянной, пришедшей в ветхость Пятницкой церкви.
Храм трехпрестольный, главный престол посвящен образу Спаса Нерукотворного, северный придел — святителю Николаю и великомученице Параскеве, южный придел — преподобному Сергию Радонежскому.
В настоящее время церковь Спаса Нерукотворного села Борзыни не действует, находится в полуразрушенном состоянии. Раз в месяц здесь совершается водосвятный молебен. Местные жители помогли очистить храмовую территорию от мусора и деревьев. В ближайшее время планируется оформление документации и проведение восстановительных работ.
8 июля митрополит Амвросий совершил первую Божественную литургию за более чем 90 лет в преддверии восстановительных работ. Литургия была совершена на помосте перед храмом в шатре.
Архипастырю сослужили: благочинный Осташковского церковного округа протоиерей Димитрий Марковский, настоятель храма Живоначальной Троицы села Прямухино Кувшиновского района протоиерей Александр Рожок, настоятель храма в честь преподобного Амвросия Оптинского г. Кувшиново священник Михаил Григорьев, клирик храма в честь преподобного Амвросия Оптинского г. Кувшиново протоиерей Александр Пешехонов, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, клирик Воскресенского кафедрального собора г. Твери священник Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
На богослужении пел хор храма преподобного Амвросия Оптинского г. Кувшиново под управлением Надежды Чертороговой.
На Литургии под открытым небом молились жители села и гости, среди которых глава Тысяцкого сельского поселения О.Е. Жукова.
На сугубой ектении возносились молитвы о болящих, о восстановлении мира. Архипастырь прочитал молитву о мире.
На заупокойной ектении поминались почившие настоятели храма и все православные христиане, почившие в веке сем.
8 июля православный мир чествует святых Петра и Февронию, князей Муромских, чьи имена стали символом христианского брака и супружеской верности. Святые Пётр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на всех вступающих в брак.
Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года в дни памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной литургией присоединяются к сугубой ектении особые прошения. 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии.
На запричастном стихе священник Максим Луканов зачитал послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия по случаю праздника святых Петра и Февронии.
За богослужением причастились молящиеся и их дети.
На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через магазин «Талант» в Епархиальном управлении.
По заамвонной молитве вокруг разрушенного храма прошел крестный ход. По окончании крестного хода архипастырь под сводами храма прочитал молитву о восстановлении мира.
По окончании богослужения архипастырь поздравил всех молящихся с первой Литургией и обратился со словом:
Поздравляю с днем памяти святых благоверных Петра и Февронии, которых ныне особо чтит наша Церковь и прославляет как покровителей семьи, любви и верности, именем которых сегодня назван государственный праздник. А также с тем, что сегодня, более чем через 90 лет, здесь была совершена Божественная архиерейская литургия.
Когда я зашел в этот храм, который является порушенным, под своды которого, может быть, не всегда безопасно входить, я почувствовал, каким великим сокровищем обладают те люди, которые живут на этой земле. Может быть, сами даже этого не понимая.
Верующее человеческое сердце всегда чувствует присутствие Божие. Храм обезображен, приведен в негодность, остались от него только стены. Небольшой кусочек плитки, который находится на месте амвона, немым укором свидетельствует о благолепии, красоте и богатстве Спасской церкви.
Но дело не в красоте и богатстве, и даже не в возможности восстановления. Секрет того трепета, который испытываешь, когда входишь под эти своды, заключается, прежде всего, в молитве тех людей, которые здесь совершали богослужения, воздавали Богу благодарение и молились истово, с глубокой верой, со слезами на глазах. А тогда, когда пришли времена лихолетья, жизнью своей засвидетельствовали эту веру.
Таким был и отец Сергий Сиротин, настоятель этого храма, который был в 1931 году арестован и расстрелян. Таким был и священномученик Николай Раевский, который, возможно, здесь не настоятельствовал, но в этом селе был арестован, а затем также умерщвлен и прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Мы, конечно же, не знали этих людей. Отдельные имена послуживших в этом храме сохранились. Но мы можем им молиться и просить их заступничества, чтобы они нам помогали.
Нам, конечно, всегда хочется, чтобы кто-то приехал и по взмаху волшебной палочки восстановил храм. Но мы не должны забывать, что Церковь не в бревнах состоит, а в ребрах. И что процесс восстановления храма — это обоюдный процесс действия Бога, Который нам помогает, и подвига человеческого, который совершается не просто с легкостью, а через трудности и, самое главное, — через испытание веры.
По окончании Литургии архипастырь подарил молящимся свою книгу «Добро пожаловать в Церковь».
В Борзынях действуют дом культуры, сельская библиотека и музей крестьянских родословных. Митрополит Амвросий посетил музей и местный дом культуры, где гостям был показан фильм о селе. Во время показа фильма с песнями выступил ансамбль «Росинка».
По окончании показа фильма митрополит поблагодарил всех за помощь в уборке храма, а главе села подарил икону благоверного князя Михаила Тверского и преподобной Анны Кашинской и книгу своего авторства «Добро пожаловать в Церковь», после чего обратился к присутствующим:
Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарю за ваше неравнодушие к истории, к своей малой родине, благодарю за ту организованность, которую вы явили перед нынешним богослужением, позаботившись о внутреннем пространстве храма насколько это возможно, приведя в порядок и внешнюю территорию.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы вы не успокаивались в этих своих трудах, потому что храм — это центр жизни. Так всегда было, есть и так будет. И тогда, когда мы к этому центру будем все устремляться, мы будем даже физически это видеть. Будем ближе становиться друг другу.
Cегодня мы живем в особенное время и нам как никогда нужно, прежде всего, это единство. И нужно продолжать те труды, которые начали. Конечно, они требуют многих усилий, многих средств, но очень многое можно сделать именно благодаря инициативе, так же как и вы сделали, несколько раз собравшись и очистив этот храм от мусора, от всего того некультурного слоя, который образовался в результате человеческого не только безразличия и бескультурья, но и какой-то даже злой человеческой воли.
Берегите это место, отстаивайте его дальше. Охраняйте его так же, как и дом церковный, который был когда-то церковно-приходской школой.
Желаю вам любить храм, свою землю. Сегодня я еще и еще раз убедился в том, что действительно нужно приезжать в такие места, на которые по многу лет не ступала нога архиерея. Потому что я по детству своему хорошо помню, что приезд архиерея — это всегда такое событие, которое запоминается потом на всю жизнь. И дело даже не в личности, а дело в том, что то служение, которое мы совершаем, оно, конечно, приносит благословение Божие.
Это благословение Божие, которое получают люди, они, конечно же, переживают каждый по-своему, но никогда не остаются к этому равнодушными. И дай Бог, чтобы то благословение, которое вы сегодня получили, та благодать, которую сегодня Господь в изобилии излил на всех находящихся на богослужении и готовившихся к нынешнему празднику, была мощным и многолетним импульсом к тому, чтобы так же оптимистично жить дальше, невзирая на то, что одни утопают в безмерном богатстве, а другие, может быть, еле-еле концы с концами сводят. Но мне, как человеку, который и общался, и продолжает общаться с людьми разного социального статуса, совершенно необходимо сказать о том, что вот той искренности, такого трепета, который переживаешь именно в этой скромной, простой, но очень сердечной обстановке, нигде, ни в каких шатрах, дворцах и в иных, самого высокого уровня по власти или по материальным богатствам обществах испытать невозможно.
Спасибо вам большое.
История села и храма
В 1989 году в селе Борзыни проживало 250 жителей, в 2008 году — 240 жителей. Через село проходил древний тракт на озеро Селигер. Здесь меняли коней усталых на отдохнувших и сытых. В связи с этим народ здесь отличался напористостью и предприимчивостью, может, даже борзостью, отсюда версия названия деревни. Но, скорее всего, деревня получила свое название по имени одного из славян-кривичей, облюбовавших это место в первом тысячелетии нашей эры.
С тех пор в селе работали начальная, семилетняя и восьмилетняя школа, которая стала основной и проработала до 2017 года.
В 1931 году в Борзынях был создан колхоз, а с 1953 года село стало центральной усадьбой совхоза «Бор». Во время Великой Отечественной войны село Борзыни находилось в прифронтовой полосе Калининского фронта.
Церковь в стиле барокко была построена в 1755 году на средства местного помещика Артемия Шишкина вместо деревянной, пришедшей в ветхость Пятницкой церкви. Каменный Спасский храм имеет нестандартную для своего времени строительную структуру. В центре храма помещается восьмерик, который увенчан восьмилепестковым сводом, в свою очередь продолжающимся восьмигранной главкой. При этом стоит отметить уникальность архитектурного решения: основной объем церкви — это октагон, но стоящий не на четверике, как было распространено в то время, а идущий от самой земли.
Другая интересная особенность этого храма — квадратный алтарь. Силуэт алтарей идет от формы деревянных церквей Торжка XVII–XVIII века. Восьмигранник завершался маленьким, сейчас разрушенным восьмеричком-куполом. С каждой из четырех сторон его сделаны пристройки, завершающиеся простыми коробовыми сводами. Кроме главного престола, посвященного Спаса Нерукотворному Образу, были еще два придельных: святителя Николая и великомученицы Параскевы и преподобного Сергия Радонежского. По сторонам света к храму пристроены приделы, придающие зданию форму равноконечного греческого креста.
С запада к храму в Борзынях примыкала колокольня, утраченная в XX веке. Судя по сохранившимся фотографиям, колокольня своими простыми кубическими формами резко контрастировала с архитектурой храма. Очевидно, что на первоначальном проекте колокольни не было, ее пристроили позднее, используя самые простые образцы. Церковь была построена из камня, предположительно архитектором был Савва Чевакинский.
Сохранились церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1778 года, исповедные 1829 года, план на землю.
В 1918–1919 годах крестьяне села Борзыни участвовали в движении зеленых.
В 1901 году служили: священник Иоанн Деянов 35 лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1887 года. Священник Константин Сиротин 33 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года. Диакон Василий Середонин 33 лет, в служении с 1881 года, диаконом с 1885 года.
В 1914 году служили: священник Константин Преображенский 35 лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Спасском храме 5 лет. Священник Сергий Сиротин 23 лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Феодор Бенеманский 57 лет, на службе 28 лет, в Спасском храме 7 лет.
Последнему священнику храма Спаса Нерукотворного Сергию Сиротину в 1931 году вменили в вину пособничество и поддержку восставших, хотя факты указывали на обратное, его осудили по 58-й статье и отправили в Кемеровскую область, г. Мариинск. В 1933 году священник умер при невыясненных обстоятельствах. После этого храм был закрыт и заброшен.
Также в Борзынях был арестован один из священномучеников советского времени Николай Раевский.
Родился он в 1885 году во Ржеве в семье священника. Окончил Ржевское духовное училище. Служил в ряде храмов Тверской губернии. В 1936 году был переведен в храм села Баранья Гора, который власти также пытались закрыть. На основании ложных свидетельств 26 октября было составлено обвинительное заключение и решено направить дело на рассмотрение тройки. 1 ноября тройка при УНКВД по Калининской области постановила расстрелять отца Николая.
Расстрелян 3 ноября 1937 года. 16 марта 1989 года был реабилитирован прокуратурой Тверской области по 1937 году репрессий. В августе 2000 года священник был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Напротив церкви, в доме, принадлежавшем купцам Калининым, учителями местной школы был создан «Музей крестьянских родословных», в котором собраны материалы по генеалогии, воспоминания, коллекции старинных книг, фотографии личные дневники, крестьянская утварь XIX — начала XX века. В 2023 году музеем руководит библиотекарь А.А. Бутакова.
Пресс-служба Тверской епархии