13.10.2022 | Приходы и монастыри

Под Покровом Богородицы

14 октября — праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии. Архиерейское подворье Покровская церковь г. Тверь (наб. р. Тьмаки, 1) отмечает в этот день 30-летие восстановления богослужебной жизни в храме.

● Начало XIV века – устроение на этом месте Афанасьевского девичьего монастыря княжной Софьей, сестрой святого князя Михаила Тверского.

● 1626 год – упоминание в документах деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

● 1774 год – освящение каменной церкви в честь Покрова Божией Матери.

● 14 октября 1992 год – Праздник Покрова Божией Матери. Первая Божественная литургия после возвращения храма Церкви.

О том, как возрождалась церковь, рассказывает благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский – настоятель Покровской церкви в 1992-2019 гг..

– В 1992 году я приехал сюда. Владыка Виктор дал мне указ о том, что я назначаюсь настоятелем прихода Покровского храма в Твери. В Лазареву субботу мы отслужили во дворе храма первый молебен перед началом доброго дела. Для меня это был первый опыт возрождения храма.

– Что храм из себя представлял?

– Церковь начали восстанавливать в советское время. Сделали центральный купол снаружи и установили крест. Первый секретарь Центрального райкома партии Вячеслав Брагин устраивал здесь субботники. До этого в здании располагалась база облпотребсоюза. Внутри было очень печально: стояли леса, полов не было. Когда-то здесь были чугунные полы, но их все вынесли. На чердаке осталась только кованая цепь от паникадила.

– Как началось возрождение храма?

– Сначала мы проветривали и сушили храм бетонными обогревателями, это заняло три года.

Первая служба была осенью на Покров Божией Матери. Мы сделали алтарь в приделе в честь Грузинской иконы Божией Матери, настелили полы и стали служить. Центральная часть была отгорожена, в ней ничего не было.

Начали восстанавливать храм с приделов. Северный придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Его мы освятили первым. Иконостас в приделе сделан с имитацией белого резного камня. Слева стоит киот с иконой Смоленской Божией Матери. Эту икону нам подбросили, оставили на лавочке, завернутой в бумагу. Я показал ее известному тверскому иконописцу Андрею Запрудному. Он посмотрел и ахнул, сказал, что это древняя икона. И он ее отреставрировал. От Запрудного у нас осталась еще писаная икона «Распятие».

Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Афанасия Великого. Второе именование в память бывшего здесь Афанасьевского монастыря. Левую икону иконостаса в честь Покрова Божией Матери писал 14-летний мальчик Георгий Казарян. Это был самородок, беженец из Армении, присоединившийся в Твери к Православию. Сейчас он в сане диакона Греческой Церкви преподает в Салониках. Вторую икону «Святитель Афанасий с житием» он написал через два года, сам составлял клейма, не списывал ни откуда, очень был талантливый. Иконы получились в среднерусском стиле. Элементы декора и царские врата в иконостасе были выполнены из красного вьетнамского дерева.

В 2000 году мы освятили главный престол храма. К этому времени мы сделали иконостас. Над росписью работала ученица Андрея Запрудного Тамара Яковлевна Козлова.

Идея центрального иконостаса такова: крепление икон — это «ветви» райского сада, в котором живут Спаситель, Божия Матерь и все святые. На то время не было никаких описаний и фотографий старого иконостаса. Делали все интуитивно. Если обратить внимание, в нем нет симметрии: правая сторона больше, левая меньше. И вот когда был полностью закончен иконостас с резьбой, выполненной вручную и покрытой золотом, нашли описание иконостаса. И к нашему изумлению, оказалось все почти так и было. Верхний ряд весь посвящен Божией Матери.

Бригада штукатуров работала от научно-реставрационного центра «Тверьпроектреставрация». «Тверьпроектреставрация» делала проекты. На каждый элемент лепнины (ангелочки) делали отдельный проект, форму.

Чтобы сделать паркет, мы приобрели трактор, и в Рамешковском районе доставали из воды мореный тысячелетний дуб. Нашли где распилить и использовали его. Мастера прибыли из Узбекистана. Из паркета сделали «ковер» и «коврик» переход на солею. Финансировали все сами, занимаясь продажей изготовленного паркета.

Мы стали изготавливать купели из полимера для крещения взрослых. Сделали 50 штук и поставили в Софрино, а они взамен паникадило. Потом делали кропила, участвовали со своей продукцией в ярмарках. Мы их за это время около 100 тысяч штук реализовали. Иконостас позолотили сусальным золотом. Благотворительный фонд помог сделать красивый серебряный ковчег для мощей трех святителей. Сделали медную проводку, роспись. Все делали постепенно, не быстро, но качественно.

Цементный пол в храме родом из начала 20 века, один из первых в России. Он остался.

Об окнах. В верхнем барабане мастер сделал очень качественные двойные рамы в человеческий рост из черного дуба.

Что касается территории вокруг. Была идея сделать сад Пречистой. Каждая часть сада была отдельной. Мы обменивались растениями с нашим Ботаническим садом. Нам привозили редкие дорогие цветы.

Брусчатка вокруг храма — это остатки от кремлевской брусчатки. Компания «Тверской камень» делала этот заказ для Москвы и по минимальной цене продала нам остатки.

Кроме своей церкви мы восстановили часовню праведного Иоанна Кронштадского. Сделали иконостас, полы, новую кровлю. Пять деревянных крестов были обложены медью и вызолочены.

Мы начали проектные работы и первую часть работ по строительству храма в честь иконы Богородицы «Неупиваемая чаша» в тверском микрорайоне Южный. Потом здесь образовался самостоятельный приход.

Построили храм в честь апостола Луки при 4-й больнице.

– В Покровском храме было рукоположено большое количество священников.

– Да, не меньше 30. Здесь они проходили и сорокоуст. Службы были у нас каждый день. Священники служили грамотные, поэтому было чему у них поучиться.

Мы издавали журнал «Тверские епархиальные ведомости». Протоиерей Иоанн Басюк первым после перерыва в советское время возобновил это издание. Когда отец Иоанн умер, владыка поручил продолжать дело мне. Первый приходской сайт в епархии открыли тоже мы. Тогда это было редкостью.

– Здесь открылась и первая воскресная школа в епархии?

– Воскресная школа у нас была очень большая. В доме причта (бывшей сторожке) сделали второй этаж. На детские праздники собиралось по 60–70 человек. По 150 подарков раздавали.

– Отличительные черты прихода и людей?

– У нас сформировался свой коллектив, через приход очень много людей прошло. В первые годы мы до 12 ночи в храме трудились. Люди были и трудолюбивые, и смекалистые.

Как стены сверлить толщиной 1,52 метра? Где такое сверло возьмешь? Мы пошли на завод, где было кузнечно-прессовое производство, приварили к лому сверло, его вставили в перфоратор до нужной длины и сверлили стены, когда делали отопление. Потом нужно было газ проводить, это 200 м. И вот мы по Головинскому валу вручную копали каждый день.

– Что за памятный камень у входа в храм?

– Это памятник священнику нашего храма Федору Образцову (+1912), который обнаружили на улице во дворе Тверского объединенного музея. Мы попросили, и нам его просто отдали. Тем более, что раньше Федор где-то здесь был похоронен. Когда на территории храма делали изыскания, обнаружили много черепков здесь было кладбище. Мы в одно место их собрали и захоронили. Поставили дубовый крест.

– У каждого храма, который имеет долгую историю, есть свои особенности.

– В наш храм всегда приходили хорошие люди. Господь посылал людей, готовых помочь и потрудиться. Особенное положение храма тоже сыграло свою роль. Рядом раньше был большой базар. За стенами суета, но заходишь в церковь и попадаешь в тишину, возможность вдумчиво помолиться.

У нас был очень дружный приход, никогда не было жалоб. 30 лет — это целая удивительная жизнь.

«Тверские епархиальные ведомости»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.