30.04.2024 | Епархия

Архиерейское богослужение Великого Вторника совершено в Александро-Невском храме в Бобачевской роще

Во вторник Страстной недели Церковь рассказывает о том, как Христос учил в Иерусалимском храме и народ считал Его пророком, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались. Но содержание службы Вторника заимствовано из притч о десяти девах, о талантах и из повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф 25:40).

Утром 30 апреля митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил часы с чтением Евангелия, изобразительны и вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в храме благоверного князя Александра Невского в микрорайоне Чайка г. Твери. Архиерею сослужили: благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель Александро-Невского храма протоиерей Олег Кульпин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков.

За богослужением пел хор Александро-Невского храма под управлением Л.П. Григорян.

После сугубой ектении была прочитана молитва о Святой Руси. 

По запричастном стихе настоятель Александро-Невского храма протоиерей Олег Кульпин обратился к прихожанам с проповедью. 

Глава Тверской митрополии в своем слове поздравил со Страстными великим днями прихожан и поблагодарил их за молитвенное участие в богослужении:

Несколько дней Страстной седмицы, так же как и далее шествующей седмицы Светлой, у нас в Отечестве являются выходными днями. Благословенны те люди, которые эти дни проводят в соответствии с церковным уставом, как настоящие христиане. Пользуясь временем, свободным от повседневных забот, от работы и от обязанностей перед обществом, приходят в храм, чтобы побыть со Христом и поблагодарить Бога за все Его милости, которые Он оказывает нам в нашей жизни, и особенно за то дело спасения, о котором мы особенным образом вспоминаем в эти Страстные дни. 

В эти дни мы особенно много читаем Священное Писание. Сегодня во время часов мы читали Евангелие от Иоанна, на вечерне читалось Евангелие от Матфея. Подобно Земле, которая вращается вокруг Солнца, подобно тому, как вращается наш общий богослужебный круг, мы вновь и вновь возвращаемся к тем же самым священным текстам на богослужении. Церковь еще и наставляет своих христиан в том, чтобы ежедневно дома, в личном домашнем молитвенном правиле всегда обращаться к страницам Священного Писания. Ведь память наша такова, что мы не можем сразу вместить всё. И сердце не на всё отзывается. Но бывают такие особые озарения, когда мы слушаем или читаем Евангелие, и вдруг его слова особенно озаряют нас. 

Сегодня во время чтения Евангелия на часах мы слышали известную историю о том, как фарисеи ко Христу привели женщину, обвиненную в измене своему мужу. Ветхозаветные законы были очень жесткими. По ветхозаветным законам таковых нужно было побивать камнями. А Христос проповедовал совсем другое учение. Он говорил о любви. И вот фарисеи, которые привели к Нему эту женщину, хотели спровоцировать Христа. У них был очень хитрый план. Если бы Он одобрил их закон, одобрил бы то, что нужно сейчас ту женщину просто убить камнями, забросать ее камнями, тогда где вся проповедь о любви? А если бы Христос начал говорить о любви и о том, что не нужно ее забрасывать камнями, тогда бы они сразу обвинили Его в том, что Он идет против их закона, против традиции Своего народа и должен быть осужден. Христос очень мудро поступил. Сначала Он вообще ничего не отвечал на то, в чем обвиняли люди эту падшую женщину. А она смотрела на Него глазами, исполненными страха, слез и надежды. И не знала, какой вердикт произнесет о ней Тот, Кто уже в народе прославился как чудотворец, целитель и Тот, Кто воскрешает людей.  Христос, повторюсь, сначала просто молчал, а потом стал писать что-то на песке. 

Толкователи Священного Писания говорят о том, что Он писал на песке все грехи этой женщины, как бы показывая и ей, и людям, обвинявшим ее, то, что Он является сердцеведцем всех людей, что Он знает всё, что мы сотворили, всё, что мы совершили, всё, что мы сказали, о чем даже мы подумали. Он знает всё от начала, и ничто не укрывается от Него. И это должно было в какой-то степени отрезвить обвинителей этой женщины. Но они продолжали вопрошать Его: «Что же с ней делать?» И тогда Христос, не переставая писать, взглянул, не вставая, на этих людей и сказал: «Кто из вас без греха, тот и брось в нее камень». И дальше продолжал писать. Фарисеи, матерые законники, люди, считающие себя праведниками, считающие себя достойными произносить суд над жизнью людей других, вдруг исполнились стыда и стали один за другим отходить от этой женщины. И Христос, когда увидел, что все разошлись и никто не посмел бросить в нее камень, сказал этой женщине: «Иди, но больше не греши». 

Мы живем во времена Нового Завета. Но очень часто мы ведем себя намного хуже, чем вели тогда себя фарисеи. Даже они, будучи представителями своего времени, жесткого закона, в котором они пребывают, тогда устыдились. А мы очень часто с легкостью, беспечностью друг друга осуждаем, клеим ярлыки, перемываем кости и пытаемся произнести суд над тем или иным человеком. Вот эта история, которую мы вновь себе напомнили сегодня, читая Евангелие от Иоанна, пусть будет для нас всех хорошим уроком и домашним заданием на предстоящее время. Да не будем никого осуждать. И устыдимся не только как фарисеи, но устыдимся еще больше, потому что мы считаем себя учениками Христа. Устыдимся того, чтобы судить других людей и к себе относить то, что принадлежит только одному Богу, — суд о людях, суд о мире. Ведь даже Отец Небесный отдает суд в руки Своего Сына. Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. А Сын говорит, как бы обратно возвращая это право Отцу: «Я пришел не судить, Я пришел спасти этот мир». 

Вот это спасение пришло через Голгофу, через Гефсиманию, через Крест, страдания и Воскресение. И в нынешние дни Страстной седмицы мы вновь и вновь напоминаем самим себе о том, что мы сами никто перед лицом Божиим и поэтому никто не давал нам право выносить суд о других людях. Запомним это и всякий раз, когда нам захочется кого-то осудить, о ком-то сказать плохо, повесить ярлык или где-то написать в социальных сетях что-то грязное, — будем вспоминать, что, если мы это делаем, мы не христиане, мы не последователи Христа, хотя и горделиво считаем себя таковыми. Мы хуже фарисеев, которые устыдились и не осудили падшую женщину, падшую, но спасенную милостью и любовью Христа.

По окончании богослужения архипастырь преподал крест для целования и благословил молящихся. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.