Статья старшего преподавателя кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Сергия Золотарева послужит методологическим подспорьем для молодых преподавателей догматики, а также всем интересующимся догматическим богословием, как учебной дисциплиной. В статье дается ценный обзор догматической терминологии, истории развития и современной структуры догматики как образовательного предмета.
Преамбула
Догматическое богословие (догматика) является систематическим изложением православного христианского вероучения. Из всего комплекса богословских дисциплин ближе всего к догматике, пожалуй, находится патрология. Если провести аналогию с философскими науками, то патрология будет соответствовать истории философии, а догматика – систематической философии. Впрочем, с таким важным отличием, что в систематической философии может рассматриваться целый спектр теорий, относящихся, например, к гносеологии или онтологии, а догматическое богословие, будучи конфессиональным, излагает свои положения строго в свете Священного Предания православной Церкви.
Принадлежа к кругу систематических богословских наук, догматика тем не менее тесно связана и с библейскими, историческими и церковно-практическими науками. Её можно уподобить каркасу всего христианского учения и даже своего рода «диспетчерскому центру». Библеистика, например, сопрягается с догматикой в источниковедческом аспекте, а история необходима для понимания контекста формирования вероучения. Агиография, каноника, литургика, церковное искусство мыслятся как формы церковного Предания. Вместе с аскетикой и нравственным богословием преимущественно они призваны научать ортопраксии («праводеланию», правильной христианской жизни), а значит связаны с гносеологией («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Мф 5:8), сотериологией, экклесиологией и т.д.
Терминология
Слово «догмат» и его производные (догматический, догматизм, догматичность и т.п.) в современной культуре, увы, приобрело негативные коннотации. И это произошло не вчера. Уже в начале XX века профессор МДА А.И. Введенский был вынужден прояснять, что «православные догматы не суть ни путы для мысли, ни кандалы, … но разве лишь предохранительные определения, которыми Церковь хочет поставить разум человеческий в надлежащую перспективу, в которой для него открывалась бы возможность беспрепятственного и безостановочного движения вперед, с исключением опасностей уклонения в сторону и на пути обманчивые» .
Историк А.В. Карташёв спустя полвека развивал эту же мысль: «»Оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навеки закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная, в … поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы» .
После указанных разъяснений дадим положительное определение ключевого термина: «догматы суть вероучительные богооткровенные истины, которые хранятся, определяются и преподаются православной Церковью как неизменные, обязательные для всех верующих и принимаемые ими, по доверию к авторитету Св. Писания и по силе подчинения Церкви, правила веры» . В этом определении мы видим четыре существенных свойства догмата: (1) вероучительность, (2) богооткровенность, (3) церковность и (4) общеобязательность.
Вероучительность указывает на содержание догмата – учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, – и отличает его от других христианских положений.
Богооткровенность указывает на источник догмата – Божественное Откровение, сохраняемое в Священном Предании, сердцевиной которого является Священное Писание.
Церковность говорит о том, что именно Православная Церковь хранит, определяет и преподает догматы. Будучи «телом Христовом» (1 Кор 12:27) Церковь возглавляется Самим Господом Иисусом Христом (Кол 1:18). В ней пребывает Святой Дух – Дух истины, наставляющий на всякую истину (Ин 16:13). Церкви дано обетование непогрешимости (Мф 16:18) и поэтому она именуется «столпом и утверждением истины» (Тим 3:15).
Наконец, общеобязательность раскрывает отношение догмата к каждому верующему. И, что важно, эта обязательность не является просто формальным требованием признания церковного вероучения для членства в Церкви. Догматы указывают «маршрут» к цели человеческой жизни – спасению, понимаемому в православии как «обóжение». Таким образом обнаруживается сотериологическое значение догмата.
Помимо догматов в богословии присутствуют богословские мнения, часто называемые теологуменами . Не будучи фундированными в Откровении, богословские мнения не принимаются Церковью в качестве общеобязательных вероучительных положений, хотя и могут присутствовать у того или иного автора. Ложное мнение, вступающее в противоречие с Откровением, опознается и осуждается Церковью как ересь.
Метод и задачи
Итак, важнейшим методологическим принципом и своего рода «точкой сборки» догматики является сотериологичность. «Христианское богословие, – пишет В.Н. Лосский, – в конечном счете, всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение с Богом или обожение (θέωσις), о котором говорят восточные отцы» .
Исходя из вышесказанного можно попытаться артикулировать стоящие перед догматикой задачи. Во-первых, выявить в Откровении собственно догматы христианской веры и представить их в целостности и неизменности, для чего необходимо изучать догматы в их источниках под руководством православной Церкви. Во-вторых, по возможности объяснить их для нашего сознания, для чего необходимо показать, что догматы проясняют и восполняют те познания о Боге, которые приобретаются разумом на основании естественного откровения Божия. В-третьих, нужно указать сотериологическое измерение догмата.
Также всегда необходимо учитывать исторический контекст, т.к. при неизменности содержания догмата сами формулировки (догматические формулы) уточнялись и совершенствовались .
Структура и содержание
Как указывалось выше, догматическое богословие представляет собой систематическое изложение православного вероучения, что имеет целью как удобство изложения, так и восприятия вероучительных истин. Это предполагает, что все отдельные истины и положения православной веры должны представлять собой части, связанные в единое целое. Причем необходимыми требованиями для догматической системы являются отсутствие внутренних противоречий и четкое разграничение между собственно догматами и богословскими мнениями. Кроме того, необходимо не просто представить подборку библейских и святоотеческих цитат по тому или иному догматическому вопросу, но и предоставить осмысление содержания догматических истин, выявить внутренние связи между различными догматами и богословскими мнениями .
Исторически перед богословием стояли цели катехизические (научение), апологетические (защита) и доксологические (славословие, молитва) . В настоящее время перед догматическим богословием стоят преимущественно катехизические цели, и классический «катехизис» представляет собой сокращенную систему догматического богословия.
Поскольку классические «катехизисы» в той или иной степени комментировали Символ веры, это естественным образом задавало структуру дисциплины, излагающей вероучение. Постепенно складывается та структура догматического богословия, которая стала общепринятой в современных курсах догматики: сначала излагается учение о Боге в Самом Себе, а затем о Боге в Его явлении творению. Это соответствует традиционному святоотеческому делению вероучения на собственно «богословие» (θεολογία) и «домостроительство» (οἰκονομία).
Таким образом, современные курсы догматического богословия в Духовных школах Русской Православной Церкви придерживаются следующей структуры. Курс предваряется Введением (исагогикой), в котором раскрываются ключевые термины и понятия, дается обзор истории науки, излагается вопрос об источниках вероучения, способах богопознания и его границах. Затем в разделе «Учение о Боге в Самом Себе» излагается учение о Боге, едином в Существе и троичном в Лицах. Наконец, раздел «Учение о Боге в Его явлении творению» включает в себя учение о Боге как Творце, Промыслителе, Спасителе (Искупителе и Освятителе), Судии и Воздаятеле. В целом структура второго раздела соответствует ходу Священной истории, а структура всего курса логична и удобна для усвоения учащимися.
Периодизация и краткий исторический обзор
Любая периодизация, фрагментируя непрерывный ход истории на те или иные этапы, носит вспомогательный характер и призвана в первую очередь помочь ориентированию в событиях прошлого. В церковно-исторических науках традиционно выделяют историю Древней Церкви, которую в свою очередь делят на доникейский период и эпоху Вселенских соборов (до 843 г.). Далее опорными точками могут выступать Великий церковный раскол 1053 г., Четвертый крестовый поход 1204 г., падение Византии 1453 г. и т.д.
История догматики лишь отчасти совпадает с указанной схемой, что, к сожалению, очень часто ускользает от внимания студентов. Всю многовековую историю становления догматического богословия как науки для удобства можно разделить на три периода. В качестве опорных точек обозначим VIII и XVII века. В середине VIII века появляется «Источник знания» прп. Иоанна Дамаскина, представляющий собой систематический синтез всей святоотеческой мысли по ключевым вероучительным вопросам и ставший на многие века основным учебником по догматике.
В XVII веке в качестве реакции на реформатское по духу «Исповедание веры» патр. Кирилла Лукариса появляются т.н. Символические книги православной Церкви, а именно «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» киевского митрополита Петра (Могилы), принятое на Соборе в Яссах в 1643 г., и «Исповедание веры» иерусалимского патриарха Досифея (Нотары), написанное в 1672 г. и более известное как «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723 г.). Также с XVII-XVIII веков в результате дифференциации богословских наук сначала на Западе, а затем и на православном Востоке догматическое богословие выделяется в качестве самостоятельной дисциплины.
Здесь мы по необходимости ограничимся кратким обзором, а желающим познакомиться с предметом более подробно предлагаем обратиться, например, к историческому разделу фундаментального «Православно-догматического богословия» митр. Макария (Булгакова), и – относительно новейшего периода – к замечательному труду Н.Н. Лисового «Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX-начале XX столетия» .
Уже в первые века церковной истории появляются попытки систематического изложения богооткровенного вероучения. Так, например, апологет II века Афинагор Афинский в своём «Прошении о христианах», отвергая обвинения в безбожии со стороны язычников, кратко излагает христианское вероучение, причем впервые называет его «богословским» (Кн. 10). В «Строматах» Климента Александрийского (н. III в) нередко видят попытку систематического изложения христианской веры. Но по праву первым опытом научного изложения догматов веры является сочинение Оригена «О началах» (1 пол. III в.). Далее необходимо указать на «Поучения огласительные и тайноводственные» свт. Кирилла Иерусалимского (IV в.), «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского (IV в.), «Сокращенное изложение божественных догматов» блаж. Феодорита Киррского (V в) и «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита (VII в.). Также для этого периода характерно появление многочисленных тематических сборников святоотеческих цитат (флорилегиев) , наиболее известным из которых является «Учение отцов о Воплощении Слова» («Doctrina patrum de incarnatione verbi» к. VII – н. VIII в.). Из трудов, написанных на латинском христианском Западе, необходимо отметить труды св. Августина Иппонского (IV-V вв.) «Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви», «О христианском учении» и «О Граде Божием». Систематический характер имеют трактаты «О церковных догматах» Геннадия Марсельского (V в.), «О вере, или О правиле истинной веры» Фульгенция Руспийского (V-VI вв.) и «Сентенции» Исидора Севильского (VII в.).
«Источник знания» прп. Иоанна Дамаскина, как отмечалось выше, стал на многие века основным догматическим руководством, и это значение сохраняется по сей день. Позднейшие византийские систематические изложения церковного вероучения уступают по глубине труду прп. Иоанна Дамаскина и носят компилятивный характер . К ним относятся, в частности: «Догматическое всеоружие православной веры» монаха Евфимия Зигабена (XI-XII в.), «Сокровищница Православной веры» Никиты Хониата (XII-XIII в.), «Диалоги против всех ересей» архиепископа Симеона Фессалоникийского (XIV-н. XV в.).
Православная наука Нового времени связана с именем киевского митрополита свт. Петра (Могилы) и основанием им в 1631 г. богословской школы в современном значении. С 1711 года догматическое богословие выделяется в отдельную дисциплину, причём обучение в эту эпоху ведется на латинском языке, а сам метод преподавания соответствует характеру современных католических и протестантских систем. Первым опытом подобного рода были лекции по догматическому богословию ректора Киевской академии (1710-1716) Феофана (Прокоповича), будущего архиепископа Новгородского. Именно он положил начало догматике как самостоятельной науке, разделив богословие на догматическое и нравственное.
Впервые русский язык становится языком научного богословия во второй половине XVIII века, и первым опытом был труд «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» (1765) митрополита Платона (Левшина). В результате реформы духовного образования в 1808-1814 годов преподавание догматического богословия должно было отныне вестись на русском языке и в соответствии с единым планом.
Укажем наиболее значительные догматические курсы XIX века. Среди относительно кратких курсов следует в первую очередь упомянуть «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» (1848) архиепископа Антония (Амфитеатрова), в течение двадцати лет являвшееся основным учебником в духовных семинариях и выдержавшее восемь переизданий, а также «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия» (1869) митрополита Макария (Булгакова). К «большим» догматикам этого периода следует отнести фундаментальное двухтомное «Православно-догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова) (1849-1853), в последствии дорабатывавшееся и многократно переиздававшееся; также двухтомное «Православное догматическое богословие» свт. Филарета (Гумилевского) (1864) и, наконец, пятитомный «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» свт. Сильвестра (Малеванского) (1878-1891).
По мнению Н.Н. Глубоковского догматика митр. Макария «это грандиозная попытка научной классификации накопившегося догматического материала, воспринявшая всё пригодное и устраняя обветшавшее. Так подводился итог всему предшествующему развитию, и создавалась фактическая возможность для дальнейшего движения по новым путям» . Методологически «макариевская» догматика близка церковно-апологетическому методу западных догматических систем XVII века. «В качестве тезиса в «Православно-догматическом богословии» используется краткая формулировка догмата, в большинстве случаев взятая из «Исповедания православной веры» митр. Петра (Могилы) или «Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере». Затем тезис подтверждается библейскими и святоотеческими цитатами и обосновывается доводами от разума».
Догматика святителя Филарета, написанная «в философско-критическом духе, – как отмечает прп. Иустин (Попович), – уделяет много места апологетическо-рациональному объяснению и оправданию догматов» .
Введенный в 1869 году новый «Устав Духовных академий», (называемый иногда «Макарьевским») сообщил историческое направление преподаванию всех важнейших богословских наук, и догматическое богословие должно было излагаться в обязательном сочетании с историей догматов и с критическим разбором инославных интерпретаций . Этим историко-догматическим методом и руководствовался свт. Сильвестр (Малеванский).
Проф. А.И. Введенский, сопоставлявший методологические подходы двух крупнейших догматик – митр. Макария и еп. Сильвестра – вспоминает: «Живо помню и доселе то неожиданное впечатление, какое от этого поучительного сравнения двух догматик у меня получилось тогда: точно бы в удушливую комнату ворвалась струя свежего воздуха и повеяло бодростью и простором… Впечатление естественное и вполне понятное! После так называемой “маленькой Догматики” митрополита Макария, по которой и я учился в семинарии, с ее бесконечной рубрицистикой и мозаикой текстов, с ее безукоризненными, но как бы застывшими формулами, было, конечно, крупным шагом вперед, на пути к расширению умственных горизонтов, ознакомление уже и с “большою” Догматикою того же автора. Но преосвященный Сильвестр, с повсюду у него проступающим стремлением одухотворить и осмыслить догматические формулы, переработать их в одну органически-связную систему цельного знания, был тогда для меня положительным открытием: совершенно новые горизонты, интересы и духовные притяжения!» .
Последним плодом дореволюционной академической школы является четырёхтомный труд прот. Николая Малиновского «Православное догматическое богословие» (1910), методологически следующий «макариевской» догматике. Его же перу принадлежит удостоенный полной Макариевской премии двухтомный семинарский курс «Очерк православного догматического богословия» (1911-1914). Также следует упомянуть «Учебный курс по догматическому богословию» И. Николина (1915), удостоенный неполной Макариевской премии за учебники.
Из догматических курсов XX века, принадлежащих русской школе, следует безусловно упомянуть «Очерк мистического богословия. Догматическое богословие» В.Н. Лосского, впервые на русском языке увидевший свет вместе с другими его трудами в журнале «Богословские труды» (1972, вып. 8), а в отредактированном переводе опубликованный в 2012 году. Замечательным опытом краткого изложения догматики является курс лекций прот. М. Помазанского «Православное догматическое богословие в сжатом изложении»,изданный в Джорданвилле в 1963 г.
С областью догматического богословия так или иначе была сопряжена работа целой плеяды представителей русской эмиграции, среди которых следует отметить прот. С. Булгакова, прот. Г. Флоровского, свт. Серафима (Соболева), прот. И. Мейендорфа, прот. Б. Бобринского, С.С. Верховского, Н.С. Арсеньева, П.Н. Евдокимова, прот. А. Шмемана, прот. Ф. Хопко и многих других.
Возрождение догматического богословия в послевоенных Духовных школах связано с именами прот. Л. Воронова, прот. П. Гнедича, В.Д. Сарычева, М.С. Иванова и др.
Из греческих догматик наиболее известны работы Х. Андруцоса, И. Кармириса, П. Трембеласа и прот. И. Романидиса. Широкое признание получили сербская трёхтомная «Догматика Православной Церкви» прп. Иустина (Поповича) и труды крупнейшего румынского богослова XX в. прот. Думитру Станилоэ.
Из современных англоязычных обзорных курсов можно порекомендовать работы прот. Э. Лаута «Introducing Eastern Orthodox Theology» (2013), свящ. Дж. Э. Макгакина «The Orthodox Church: an introduction to its history, doctrine, and spiritual culture» (2008), его же справочник «The Westminster Handbook to Patristic Theology» (2004) и двухтомную энциклопедию «The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity» (2011), а также справочники «The Cambridge Companion to Orthodox Christian Theology» (2009), «Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity» (2006) Ч. Канненгиссера, и др.
Что же касается преподавания в Духовных школах, то на наш взгляд лучшим учебным пособием в настоящее время является учебник профессора ПСТГУ доктора богословия прот. О. Давыденкова, в последней переработке вышедшего в серии «Учебник бакалавра теологии» . Очень высоко нужно оценить и учебное пособие по догматике ректора Киевской духовной академии епископа Сильвестра (Стойчева) . Составленный в формате лекций, данный учебник можно взять за образец в методологическом плане. Каждая тема завершается списком вопросов для самопроверки, а также обширной библиографией, включающей как обязательную к прочтению, так и рекомендованную литературу. К сожалению, к настоящему времени опубликован только первый том, завершающийся темами «Ангелология» и «Учение о падших ангелах».
Всем желающим познакомиться с православным богословием можно порекомендовать многократно переиздававшийся труд митрополита Илариона (Алфеева) «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», впервые вышедший в 1996 году и вызвавший огромный интерес свежестью изложения и освещением некоторых богословских тем, отсутствовавших в классических догматиках. Также обращаем внимание читателя на первый том его же двухтомника «Православие» .
Нельзя обойти стороной великолепное «Введение в современное православное богословие» профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия), в котором автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.
Наконец, наш обзор не будет всесторонним, если не будет упомянут фундаментальный пятитомный труд проф. Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971–1989), издание которого начато в рамках совместного научно-издательского проекта «Христианское богословие. XX век» Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и Культурного центра «Духовная библиотека». К настоящему времени переведены и изданы первые два тома: «Возникновение кафолической традиции» (2007) и «Дух восточного христианства» (2009). Более точно название этого труда следовало бы перевести как «Христианское Предание», но вероятно переводчики решили калькировать название, чтобы сохранить великолепный афоризм автора: «Традиция – это живая вера мертвых; традиционализм – это мертвая вера живых» .
Цифровой проект «русское богословие»
Полноценная учебная и научно-академическая деятельность студентов Духовных школ невозможна без обращения к обширному наследию русской богословской науки. Поэтому с 2006 по 2014 гг. санкт-петербургское издательство «Аксион эстин» при участии специалистов из Санкт-Петербургской, Московской, Сретенской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета выпустило ряд электронных сборников, посвященных русскому богословию. Были представлены важнейшие дореволюционные системы догматического богословия, труды отечественных ученых по изучению богословия периода Вселенских Соборов, а также история российских духовных школ. Все подборки отсканированных книг сопровождались вступительными статьями современных церковных исследователей. На данный момент оцифровано 1620 электронных книг общим объемом 182700 страниц.
Изданные первоначально в формате компакт-дисков, эти сборники с разрешения руководителя проекта и правообладателя — директора издательства «Аксион эстин» священника Алексия Егорова — доступны теперь на сайте «Русское богословие» (вариант: http://русское-богословие.рф), поддерживаемом Санкт-Петербургской духовной академией. Создание интернет-версии посвящено памяти священника Алексия Петухова (1972-2021), много потрудившегося над данным проектом.
Некоторые проблемы преподавания догматики в Духовных школах
В завершение мы бы хотели предложить для рассмотрения и обсуждения некоторые темы, связанные с преподаванием догматического богословия в программе бакалавриата: во-первых, формы преподавания, связанные с изменениями, происходящими в структуре духовного образования; во-вторых, способы контроля и оценки знаний студентов, связанные с упомянутыми изменениями; в-третьих, саму структуру курса, особенно пропедевтическую его часть, а также место курса в системе богословского образования. Материалом для данных заметок послужил опыт преподавания дисциплины «Догматическое богословие» на 2 и 3 курсах бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.
1) Не секрет, что доступность информации заставляет преподавателя искать новые формы работы со студенческой аудиторией. Привычная лекция, просто излагающая материал, нередко теперь воспринимается студентами как неоправданная трата их времени. Более того, новые образовательные стандарты требуют уменьшения собственно лекционных часов в пользу увеличения времени, отводящегося на самостоятельную работу учащихся. В то же время для студента младших курсов, еще только начинающего свое богословское образование и не обладающего в должной мере навыками научно-критического мышления, избыточность и недифференцированность доступной благодаря интернету информации становится порой фактором, не помогающим, а препятствующим качественному систематическому обучению. В данных условиях преподаватель вынужден становиться не только и не столько источником знаний, сколько гидом и помощником в поиске, изучении и усвоении необходимой информации.
В связи с этим нам представляется целесообразным увеличить процент обзорных лекций относительно общего количества лекционных часов. Обзорная лекция должна как начинать новый учебный семестр, так и завершать его. В начале нового учебного семестра целесообразно кратко (на уровне схем и концепций) повторить пройденный материал и лишь затем переходить к обзору будущего. Более того, обзорная лекция должна предварять каждую новую тему и завершать ее. При этом преподавателю необходимо при каждом частном обзоре отмечать (или напоминать) место и значение данной темы в системе всей дисциплины. При таком подходе у студента формируется целостное видение изучаемого предмета. Также нельзя забывать, что воспитанники духовных школ порой вынуждены пропускать занятия в связи с различными послушаниями. Таким образом, регулярные обзоры будут особенно востребованными в связи с упомянутой спецификой уклада жизни в семинарии.
Следом за обзорной лекцией должна следовать лекция библиографическая. Помимо общего аннотированного обзора библиографии в начале семестра полезно давать краткую библиографию с комментариями в начале каждой тематической лекции. Регулярные библиографические экскурсы помимо прямой своей цели могут также прививать студентам навык грамотного оформления справочно-библиографического аппарата учебных и выпускных квалификационных работ.
В тематической лекции, после указания на место и роль данной темы в общей системе дисциплины и библиографического обзора, следует перечислить ключевые персоналии, термины и идеи, а также привести основные даты и хронологические рамки. Ввиду ограниченного количества времени, часть которого к тому же на младших курсах может отводиться на ежеурочную проверку знаний, нам представляется целесообразным предложить студентам подробный план изучаемой темы, сделать краткий обзор каждого из пунктов, а затем детально разобрать наиболее важные и сложные для понимания идеи и расставить правильные акценты. Подобная форма преподавания, безусловно, потребует большей активности студентов, поскольку их образование не будет сводиться к простому слушанию и конспектированию лекций. Для самостоятельного чтения им необходимо предлагать как соответствующие главы учебника (или разных учебников), так и дополнительную литературу, с последующей проверкой полученных знаний.
Тематические лекции можно и нужно чередовать с аудиторным чтением и разбором ключевых святоотеческих текстов, так называемым медленным чтением, активно используемым в преподавании различных гуманитарных дисциплин.
2) Следующий вопрос связан с контролем и оценкой полученных студентами знаний. Двукратное увеличение количества студентов бакалавриата на протяжении последних нескольких лет приводит к тому, что такие традиционные для младших курсов духовных школ формы проверки знаний, как регулярный ежеурочный опрос и (или) зачёт по окончании определенной темы занимают слишком много времени и не дают целостной картины, поскольку каждому конкретному студенту уделяется слишком мало времени. Мы хотели бы предложить в качестве возможного восполнения данного недостатка следующий опыт. Каждый студент в течение семестра должен выполнить ряд различных проверочных заданий, например таких, как: устный ответ на уроке, письменная «летучка», электронное тестирование в системе Moodle, выступление на семинаре, ведение конспекта. За каждое из заданий студент может получить определенное максимальное количество баллов (в зависимости от сложности), сумма которых пусть для удобства вычислений будет равна 100 баллам. В зависимости от набранного количества баллов студент получает итоговую оценку за семестр по пятибалльной шкале. Причем важно заметить, что для допуска к зачету/экзамену необходимо выполнить все задания. В противном случае студент, готовый удовлетвориться «тройкой», мог бы набрать необходимое количество баллов, выполнив только некоторые из предложенных заданий. Подчеркнем, что одним из заданий, а значит и условий допуска к экзамену, является наличие у студента собственного конспекта по предмету. Практическую пользу конспектирования мы видим в следующем. Во-первых, письменная фиксация прочитанной и проанализированной информации является мощным инструментом для ее усвоения и долговременного запоминания. Во-вторых, догматическое богословие является одним из важнейших предметов и в обязательном порядке входит в комплексный выпускной экзамен. Наличие грамотно организованного собственноручно составленного конспекта может стать хорошим подспорьем в жестких условиях постоянного цейтнота и стресса, сопровождающих подготовку к выпускным экзаменам и защите диплома.
3) Как показывает опыт, значительную трудность для обучающихся представляет усвоение специфической богословско-философской терминологии, использующейся святыми отцами и восходящей корнями к античной (и средневековой) философии. Речь идет не только о таких ключевых терминах, как «сущность» (и его деривативе «единосущие»), «природа», «энергия», «ипостась» и «лицо», но и о ряде других, например категорий Аристотеля и универсалий Порфирия, необходимых для правильного понимания святоотеческих творений. Причем мы имеем в виду не простое заучивание терминов, а их усвоение и творческое использование в научно-богословской работе. К сожалению, существующие учебные пособия по догматическому богословию в большинстве своем не уделяют должного внимания этой проблеме. Некоторые причины этого явления мы увидим, если сделаем небольшой экскурс в историю богословского образования.
Первые богословские школы, такие как Киево-Могилянская академия, Московская славяно-греко-латинская академия и Новгородская школа братьев Лихудов, брали за образец систему западноевропейских университетов. Курс богословия в них читался только после изучения ряда дисциплин, входящих в т. н. «семь свободных искусств», где, в частности, студенты изучали языки, риторику, логику и философию. Обратившись к концу Синодального периода истории Русской Православной Церкви, мы увидим, что при шестилетнем обучении в дореволюционных семинариях догматическое богословие преподавалось на последних двух курсах. К этому времени семинаристы должны были изучить древние языки, историю, психологию и философию. Поэтому неудивительно, что в учебниках по догматике начала XX в., берущихся ныне (и не без основания) в качестве образца, мы практически не встречаем соответствующих разделов. Так, в лучшем дореволюционном пособии прот. Н. Малиновского краткую терминологическую справку мы обнаруживаем только в разделе «О Боге троичном в Лицах», когда встречаемся с термином «единосущие» . В снискавшем заслуженную популярность учебнике прот. М. Помазанского, увидевшем свет в середине XX в. в эмиграции и многократно переизданном в постсоветской России, мы также встречаемся с греческими триадологическими терминами только в разделе, посвященном единосущию Лиц Св. Троицы . Определенные перемены в содержании курса появляются в семинарском учебнике по догматике архимандритов Алипия (Кастальского-Бородина) и Исайи (Белова). Так, в главе о богопознании помещен раздел о границах богопознания, включающий такие темы, как «Святоотеческое учение о непостижимости Сущности Божией и постижимости Его действий в мире» и «Учение Святителя Григория Паламы о различии Сущности и энергии Бога» . Также присутствует глава «Троичная терминология» . В авторском обращении к читателю архим. Алипий отмечает, что данные главы, помеченные в оглавлении звездочкой, выходят за рамки стандартной программы .
Очевидно, что традиционная программа, берущая за основу дореволюционные образцы, переставала быть удовлетворительной в связи с общими изменениями, которым подверглись учебные планы «послевоенных» семинарий. Так в учебнике епископа Сильвестра (Стойчева) терминологии посвящена глава «Тринитарная терминология», в которой разбираются понятия «сущность», «ипостась» и «единосущный» , и глава «Учение свт. Григория Паламы о Божественной сущности и энергии» . Наконец, в лучшем современном русскоязычном учебнике прот. О. Давыденкова мы встречаем отдельную главу «Триадология Великих Каппадокийцев», в которой рассматриваются троичные термины «сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «способ существования», а также описывается понятийно-терминологическая система каппадокийской триадологии . Также ранее в этом учебнике, в разделе «Богопознание и его границы», имеется глава «Характер и границы богопознания», в которой мы встречаем термины «сущность» и «энергия» .
Как мы можем видеть из этого краткого, но репрезентативного обзора, в использующихся в настоящее время курсах ключевые термины описываются, как правило, в разделе триадологии. На первый взгляд, это оправданно, поскольку именно защита и объяснение Богооткровенного учения о Триедином Боге потребовали в свое время от отцов и учителей максимального приложения их духовных и интеллектуальных сил. С другой стороны, мы встречаемся с понятием «сущность» значительно раньше, когда обращаемся к учению о свойствах Существа Божия. К сожалению, в этом разделе догматики данный термин, как правило, не рассматривается сам по себе, а авторы курсов, вероятно, предполагают его интуитивно понятным. Может быть, именно здесь стоит включить терминологический экскурс, посвященный понятиям «сущность» и «существенные/сущностные свойства»? Но еще раньше, в разделе о границах богопознания, входящем обычно во «Введение в догматическое богословие» мы, изучая полемику с Евномием, а затем с Варлаамом Калабрийским, уже оперируем терминами «сущность» и «энергия/действование». Как же нам поступить?
За ответом мы можем обратиться к святоотеческому опыту, а именно к наследию преп. Иоанна Дамаскина. Напомним, что его фундаментальный труд «Источник знания» начинается именно с «философских глав», являющихся философским введением в богословие . Здесь наряду с важнейшими триадологическими терминами мы знакомимся с системой категорий Аристотеля, пятью признаками и «древом» Порфирия, и многими другими важными понятиями. Отметим, что данный трактат имел на Руси и широкое самостоятельное хождение .
Конечно, в хронологических рамках, отведенных на преподавание догматики, подробное изучение «Философских глав» осуществить нереально. Поэтому для составления необходимого терминологического минимума мы можем обратиться к небольшому трактату преп. Иоанна «Введение в основы догматики» (Εἰσαγωγὴ δογμάτων στοιχειώδης) , своего рода краткой версии «Философских глав», в котором разбираются такие термины, как: сущность (οὐσία), природа (φύσις), форма (μορφή), ипостась (ὑπόστασις), лицо (πρόσωπον), индивид (ἄτομος), видовое отличие (διαφορά), качество (ποιότης), собственный признак (ἰδίωμα), существенный (οὐσιώδης) признак, акциденция (συμβεβηκός) и ее виды, единосущий (ὁμοούσιος) и тождественные ему термины, а также род (γένος), вид (εἶδος), действие (ἐνέργεια), претерпевание (πάθος) и воля (θέλησις). Дополнением к нему может послужить, например, Opusculum 23 преп. Максима Исповедника , в котором излагаются ключевые триадологические термины.
В настоящих заметках мы не ставим целью предложить окончательный список необходимых философских терминов. Приводя в пример пропедевтические труды преп. Иоанна Дамаскина, мы хотим лишь указать на место изучения этих терминов в курсе догматического богословия. Полагаем, что наиболее целесообразным будет общее знакомство с ними до изучения темы «Богопознание», например, после изучения раздела об источниках православного вероучения, а более подробное рассмотрение терминов и понятий, связанных с конкретными догматическими темами, безусловно, необходимо осуществлять при изучении соответствующих разделов курса.
УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Библиография