В последнее воскресенье ноября в России празднуют День матери. Портал «Милосердие.ru» решил поздравить всех мам: мы собрали самые интересные, полезные, а главное – поддерживающие и вдохновляющие статьи о материнстве.
О постродовой депрессии сегодня говорят все больше. Считается, что такое расстройство может грозить как минимум 20% только что родивших женщин. О том, как важно распознать проблему и вовремя найти помощь, рассказывает Ксения Красильникова, автор книги «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию», модератор группы взаимной поддержки в Facebook* «Бережно к себе». (*Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и террористической организацией, запрещена в РФ.)
Автор описывает свой личный опыт: «Материнских чувств у меня не было совсем. Единственное, что я испытывала к ребенку, – страх. Боялась, что он проснется, боялась оставаться с ним один на один.
Я не могла есть и спать – вообще. Сын и его потребности заполнили весь мой мир, потому что он плохо спал, много плакал, а у меня не получалось сделать так, чтобы он не плакал и хорошо спал. Времени на себя не было совсем. Я думала, что меня не стало и что это навсегда».
В истории Ксении Красильниковой «Сын занял все мое пространство, и меня не стало» все было серьезно: суицидальные мысли, госпитализация в клинику и длительное лечение. К счастью, постродовую депрессию удалось преодолеть, и сейчас Ксения надеется, что ее опыт поможет другим мамам.
Экстренную бесплатную и абсолютно анонимную помощь можно получить по телефону горячей линии «Помощь уставшим мамам» 8-800-222-05-45 с 10:00 до 22:00 по московскому времени ежедневно.
Еще одна проблема современного родительства – выгорание, причем в зоне риска оказываются не только мамы, но и отцы.
«Право на выгорание» – усталость от определенной социальной роли – уже признано за врачами, учителями, спасателями, его допускают даже у приемных родителей и родителей особых детей. Но оказалось, что такая проблема есть в самых обычных семьях. Более того:
Россия давно в «красной зоне» риска по родительскому выгоранию.
«Если представить родительство как работу, то мы найдем в ней все факторы риска выгорания, – объясняет семейный психолог Вера Якупова. – Это работа круглосуточная, она включает в себя тесный эмоциональный контакт с другими людьми. За нее не платят, более того, часто она не почетна, в отличие от, например, волонтерства. В этой работе высокая ответственность, но мало инструментов, чтобы контролировать происходящее. Мы не можем сделать так, чтобы ребенок никогда не болел, не сталкивался с трудностями, не испытывал проблем в школе, при этом родители постоянно находятся под давлением общества. И чувство вины, ощущение, что я плохая мать, – это то, что знакомо любой нашей современнице. Все это сильно изматывает».
В материале «Больше нет сил быть родителем!» Вера Якупова, а также обычные мамы и папы рассказывают о том, как диагностировать у себя выгорание, отличить его от обычной усталости, и приводят эффективные приемы самопомощи. Да, выгорать могут родители детей любого возраста, но хорошая новость в том, что ситуацию можно исправить.
Сегодня модно говорить о ресурсе – мол, без него материнство не может быть наполненным и счастливым. Однако о том, где искать ресурс, знают немногие: обычно звучат банальные советы: сходи на маникюр, выпей кофе с подругой, купи новое платье. Но не все так просто.
О материнском ресурсе Мария Будылина, психолог, руководитель петербургского НКО «Помощь уставшим мамам» и ее коллеги знают почти все: как диагностировать его отсутствие, как «подзарядиться», чем отличается от депрессии, и главное – как самостоятельно, без помощи специалистов, поддерживать себя в ресурсном состоянии. Поможет упражнение «внутренний сканер», борьба с так называемыми иррациональными убеждениями и творческий подход. Более конкретные рецепты и правила самопомощи можно найти в нашем материале «Такая молодая и уже сил нет: что лишает ресурса современных матерей.
Родители не только устают, выгорают и остаются без ресурса: они еще и постоянно тревожатся за своих детей.
«… Мы забываем о том, что человек не всемогущ. Так устроен наш мир: не все зависит от нас. И когда мы пытаемся все контролировать, отвечать за все и всех, нести за все ответственность, мы демонстрируем собственный инфантилизм. Нам хочется полностью управлять миром, но это никому не дано. Зрелость состоит как раз в принятии собственных ограничений», – объясняет феномен родительской тревожности Вера Якупова.
В статье «Я постоянно боюсь за своего ребенка, помогите!» о своем опыте борьбы со страхами рассказывают три мамы: тревожная, контролирующая и спокойная. А семейный психолог объясняет, как запускается тревожность, что на нее влияет и как сделать так, чтобы страхи если не исчезли совсем, то хотя бы перестали мучить и маму, и детей, за которых она переживает.
Вот у соседки мальчик – золото: медалист, спортсмен, вежливый и воспитанный, а у меня лодырь и двоечник! У подруги дочь – поступила в престижный вуз, а еще танцует, не то что моя! Знакомые мысли?
– Я иногда говорю родителям, которые приходят на консультацию: «Назовите сходу десять сильных качеств вашего ребенка». Эта просьба многих приводит в замешательство: «Так, он у нас добрый, это точно. Даже не знаю, что еще. А что вы имеете в виду?» – рассказывает педагог-психолог Наталья Барложецкая. – А ведь найти в своем ребенке сильные качества, понять, в чем его уникальность, сообщать ему об этом, поддержать сильные стороны – это наша главная родительская задача. Но нам часто не хватает на это времени: мы занимаемся воспитанием и переделыванием, догоняем соседского или любого другого ребенка.
В статье «У других мам такие прекрасные дети! Не то что у меня» Наталья объясняет, как маме (и папе) перестать страдать от этих сравнений, обвиняя себя в несостоятельности, дает простые и эффективные советы, например, как общаться с ребенком, не обвиняя его, но обозначая границы и последствия негативных поступков.
Говоря о проблемах материнства, мы не можем не уделить внимания и вопросам веры и пребывания ребенка в храме.
«Нас с ребенком выгнали из храма!» – статья о том, что делать, если ребенок плачет, шумит; как поступить, если не всегда корректные замечания делают другие прихожане. Об этом рассказывают священники Максим Первозванский и Василий Биксей, и сами мамы. Оказалось, что в такой ситуации может быть множество самых разных решений: мы нашли адреса храмов в Москве, при которых есть детская комната, и собрали лайфхаки мам, придумавших массу способов занять своих непоседливых малышей.
Родители маленьких детей часто спрашивают: надо ли причащать детей, которые кричат и отворачиваются от Чаши? Истории мам, которым в разное время из-за проблемного поведения ребенка отказали в причастии, комментирует священник Сергий Старокадомский.
«Один малыш одной глубоко верующей мамы категорически не хотел причащаться. И эта мама, такая умница, совсем не расстроилась, ни разу не попрекнула ребенка, никуда его не волокла и ни разу не принялась рассказывать обидную и кощунственную белиберду про компотик в ложечке. Невероятным чудом было вознаграждено ее терпение.
Как-то под Пасху ее дитя замерло перед распятием на долгие для ребенка минуты три. Малыш повернулся к нам. По лицу текли слезы. Он начал говорить: „Зачем Его приколотили! Зачем! Как Ему ручки и ножки больно!! Он лечил всех, такой добрый, зачем?“ Ребенку было года четыре. С этого дня все изменилось. Ребенок причащался. Ребенок уверовал и верит до сих пор. Потому что мама великой материнской интуицией поняла, что путь к Богу у каждого свой».
Эту историю рассказывает мама восьмерых детей и жена священника Светлана Зайцева в материале «Воцерковление не может строиться на насилии», где много важных мыслей, советов и живого материнского опыта на тему «Как воспитать ребенка в вере?»
«Одна наша знакомая мама, после того, как сын в очередной раз что-то учудил и вылетел из института, сказала: „А вот теперь я пальцем не пошевелю“ и чуть ли не сама позвонила в военкомат. Он ушел в армию, и это очень оздоровило отношения в семье», – говорит о проблеме сепарации психолог и многодетный отец Михаил Бурмистров.
О том, почему повзрослевшие дети сами не хотят уходить из «хороших семей», о том, как можно устраивать ребенку инициацию во взрослую жизнь и почему так важно разрешать мыть посуду и самому возвращаться из школы, а особенно – о том, как взросление детей пережить самим родителям, избежав кризиса в семейной жизни, Бурмистров рассказывает в статье «Для современных родителей ребенок выглядит как долгосрочный бизнес-проект».
Проблемы есть у любой мамы, но справляться с ними можно по-разному. Мы рассказываем о мамах, которые прошли самые разные испытания ради своих детей, и не утратили радость жизни.
У героини статьи «Любовь передается по наследству» Елены – двое особых детей: старшая дочь с ДЦП и младшая – с синдромом Дауна. В воспитании девочек Елена прошла самые разные стадии, от отрицания до принятия, но в результате смогла понять очень важное.
«Я не думаю, что растить особого ребенка – героизм. Но я очень рада, что уйдя в новую, такую непонятную жизнь, мы смогли обрести в ней счастье. Это благодаря моей бабушке, которая дала мне в детстве много-много любви. Я думаю, мне это дало стержень. Любовь передается по наследству. Ребенка нужно так любить в детстве, чтобы он мог потом вынести самые непонятные и невероятные ситуации».
Рассказ москвички Наталья Макиной «Ни о чем не жалею» посвящен болезненной теме потери ребенка: Наталья дважды родила сыновей с патологией почек, несовместимой с жизнью, приняв решение сохранить беременность. Ее старший сын погиб вскоре после рождения, ради младшего Наталья согласилась на сложное лечение с возможной трансплантацией, но спасти его не смогла.
«Когда случается что-то ужасное, многие говорят: я этого не переживу. Мы действительно не знаем, переживем мы или нет. Не знаем своих ресурсов, в каком эмоциональном состоянии мы будем на тот момент. Я ни о чем не жалею. Я шла с Богом, ничего не делала сама – только после молитвы, исповеди, причастия. Благодаря этой истории я многое поняла. И про себя – что я на самом деле могу, и про Бога – такие испытания нужны, чтобы стать к Нему ближе. И про помощь. Особенно про помощь», – говорит Наталья.
Сегодня она – счастливая мама Артема, который родился в семье после смерти старшего сына. Наталья верит, что еще сможет стать мамой, несмотря на сложности.
Елена СИМАНКОВА,
Милосердие.RU