18.07.2024 | Епархия

Чудотворная Страстная-Кашинская икона Божией Матери будет принесена в Тверь 21 июля

21 июля в Спасо-Преображенский собор Твери будет принесена древнейшая икона Верхневолжья — чудотворная Страстная-Кашинская икона Божией Матери, принадлежавшая благоверной княгине Анне Кашинской. Икона уже долгое время находится в Москве на реставрации и прибудет в Тверь на короткий срок. Приглашаем поклониться великой святыне Тверской земли.

Чудотворный образ будет находиться в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери до 21 августа.

***

Страстная-Кашинская икона Божией Матери — чудотворная святыня и древнейшая икона Верхневолжья.

Образ датируется третьей четвертью XIII века и происходит из Ростова. Первые сведения об иконе в Димитриевском монастыре Кашина имеются в монастырской описи 1710 года. Кашинские краеведческие описания начала XX века указывают, что икона «древнего письма». Во второй половине XIX века икону почитали как чудотворную, одновременно возник стихийный всплеск народного почитания благоверной княгини Анны Кашинской, и это совпадение представляется неслучайным. 

По местному преданию, Димитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны Кашинской, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским, (легенда зафиксирована в краеведческой работе 1901 года за авторством И.А. Виноградова «Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич»). Тогда князь должен был снабдить монастырь иконами, и, возможно, Страстная-Кашинская была одной из них; однако других монастырских икон этого периода с признаками ростовского письма на данный момент не обнаружено. Поэтому более вероятной представляется другая версия. Именно тогда, в конце XIII века, в 1294 году, дочь князя Дмитрия, святая княгиня Анна, вышла замуж за благоверного князя Михаила Тверского и переехала из Ростова в Тверь. Соотношение данных позволяет предположить, что Страстная-Кашинская икона могла принадлежать святой Анне Кашинской и попасть в Тверь во время бракосочетания святых князей Михаила и Анны, а потом вместе с княгиней переместиться в Кашин, в монастырь, исторически связанный с ее отцом. К сожалению, на данный момент исторических источников для подтверждения этой гипотезы недостаточно, однако как предположение она имеет место быть. 

В середине XIX века согласно описи икона находилась в алтаре за престолом. В последней трети XIX века началось массовое почитание образа. Тогда икону полностью раскрыли, а затем дописали «под старину», с небольшими изменениями иконографии. В 1890–1903 годах в Димитриевском монастыре для хранения чудотворной иконы был построен Страстной собор. Этот чтимый образ был главной святыней монастыря с древности, и Страстной собор мыслился строителями как ковчег для этой святыни.

Известно, что икона почиталась как чудотворная. Праздник в честь иконы отмечался 26 августа (13 августа по старому стилю), а 8 ноября (26 октября по старому стилю), в день памяти великомученика Димитрия Солунского — престольный праздник Димитриевского монастыря Кашина, совершался торжественный крестный ход с иконой из городского Воскресенского собора в Димитриевский монастырь. Но в списки русских чудотворных икон, подтвержденные Святейшим Синодом, икона попасть не успела. 

В советские годы икона попала в фонд Калязинского краеведческого музея, а с 1986 года находится на реставрации в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении Министерства культуры РФ в Москве. Раскрыта в 1986–1990 годах С.Р. Брагиным. Реставрация не закончена. 

Стилистически икона близка к Владимирской иконе Божией Матери, поэтому в XIX веке зачастую именовалась как «Страстная Владимирская». Представляет собой иконографический тип «Умиление», что не характерно для классической иконографии Страстной иконы Божией Матери, которая принадлежит типу «Одигитрия». Однако историческое название Кашинской иконы — «Страстная», именно так ее именовали в эпоху почитания. На Кашинской иконе, как и на классической Страстной иконе, изображены ангелы с орудиями Страданий Господних.

Наиболее подробный анализ иконы, включая обоснование датировки, был проведен известным художником-реставратором и одним из крупнейших специалистов по церковному искусству, главным искусствоведом Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации (1994–2015), членом Патриаршего совета по культуре и доцентом ПСТГУ В.Д. Сарабьяновым.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.