26.09.2021 | Епархия

Чин Воздвижения Креста Господня совершен в кафедральном соборе в канун праздника Крестовоздвижения

27 сентября Церковь молитвенно вспоминает великое событие — обретение и воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

Накануне праздника глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении соборного духовенства совершил всенощное бдение с выносом Честного Креста Господня и чином Воздвижения в Воскресенском кафедральном соборе Твери.

На всенощном бдении были прочитаны праздничные паремии. Хор духовенства на вечерне пропел «Сподоби, Господи». В конце вечерни была совершена праздничная лития с освящением пшеницы, вина и елея. 

Полиелей был совершен в алтаре. Хор духовенства пропел величание праздника, архипастырь прочитал Евангелие. 

Митрополит Амвросий прочитал канон, по 6-й песни канона хор духовенства пропел кондак праздника. 

После Великого славословия архиерей в сопровождении духовенства под пение Трисвятого торжественно вынес Крест Господень на середину собора, множество верующих в этот момент благоговейно преклонили колени. Честной и Животворящий Крест был обнесен по периметру храма и положен на центральном аналое. После троекратного каждения был совершен чин Воздвижения Креста.

Особый чин Воздвижения Креста совершается в кафедральном соборе за архиерейским богослужением, когда архипастырь поднимается на кафедру и возвышает Крест перед молящимся народом под пение хора «Господи, помилуй». При Воздвижении совершается и осенение Крестом молящихся на четыре стороны света. Во время осенения Крестом его поливают благовониями два священника, а двое других поддерживают предстоятеля. 

Призывая верных к поклонению Кресту Господню, святые отцы Церкви указывают в нем исполнение древних пророчеств и прообразований Божиих, спасительное средство нашего оправдания, непреоборимое оружие против врагов и непоколебимое основание христианской надежды.

Под пение тропаря Кресту архипастырь с духовенством поклонились украшенному живыми цветами распятию. После каждый молящиеся в храме подходил и прикладывался к Кресту Господню. Митрополит Амвросий помазывал освященным елеем и кропил водой с благовониями, которой поливался Крест во время чина Воздвижения. 

Справочная информация:

Митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Георгий Белодуров, протоиерей Михаил Королёв, священник Филипп Исломов, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

На богослужении пел смешанный хор кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Праздник Воздвижения Креста Господня принадлежит к числу древнейших праздников Святой Церкви. С 335 года, когда совершено было освящение Иерусалимского храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение на другой день, то есть 14 сентября. Так как празднование 14 сентября установлено было собором весьма многих епископов, созванных из всех стран для освящения храма Воскресения в Иерусалиме, то естественно, что празднество сие распространилось скоро по всему христианскому миру, от Востока до Запада. 

В паремиях, читаемых на утрене, в первой (Исх 15:22–27, 16:1) представляется прообраз Креста — древо, усладившее воды Мерры, во второй (Притч 3:11–18) преподаются советы благоразумия ищущему мудрости и в третьей (Ис 60:11–16) возвещается слава Иерусалима и Сиона во времена новозаветные. Утреннее Евангельское чтение (Ин 12:28–36) говорит о славе Креста, явленной в страданиях Господа, а на Литургии (Ин 19:6–11, 13–20; 25–28, 30–35) — о распятии Господа. Чтение из Послания святого апостола Павла к Коринфянам (1 Кор 1:18–24) возвещает о силе и премудрости Божией, явленной в Кресте. Канон составлен святым Косьмою Маюмским, стихиры — Андреем Иерусалимским, Феофаном, Львом, Анатолием, Иоанном и др.

Праздник Воздвижения Креста Господня, в пределах предпразднства и попразднства, продолжается 9 дней, с 13 до 21 сентября, но Святая Церковь начинает прославлять Крест еще ранее — с 1 августа, воспевая ирмосы, начинающееся словами «крест начертав Моисей» и проч. На утрене праздника, после Великого славословия, Крест выносится из алтаря, воздвигается на все четыре стороны (в соборных храмах) и затем предлагается верующим для поклонения и лобызания. При поклонении Животворящему Кресту Господню Церковь, обращая мысли наши к страданиям и смерти Господа, заповедует в праздник Воздвижения пост. Установление в этот день поста относится к древнейшим временам, как видно из церковного Устава, первоначально изложенного святым Саввой Освященным († 530 г.).

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.