Мы начинаем публикацию докладов и выступлений на благочинническом этапе IX Фаддеевских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»
Великий Петр Первый – русский царь из рода Романовых, правил Россией 36 лет. За годы его правления была создана мощная флотилия, огромная армия, Россия стала великой державой.
События и краткая биография царя Петра:
Основные реформы государя:
Великий император стремился изменить и улучшить свое государство. Его реформы позволили сделать Россию могучей и великой. Враги боялись, а союзники уважали. Именем Петра были названы города, ему возведены многочисленные памятники.
Встреча царя Петра и епископа Воронежского произошла, когда Петру было — 10 лет, а Митрофану уже 60!
Давайте вспомним основные вехи жизни святителя Митрофана и тогда лучше поймем суть его духовного подвига. Звали будущего святителя Михаилом, он был сын священника и сам священник, в 40 лет овдовел. В горе его утешала только молитва, он решает уйти в монахи.
При постриге отец Михаил получил имя Митрофан, с которым и вошел в историю как первый Воронежский епископ. Жизнь в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери так нравилась ему, что он дал обет не покидать пустынь до смерти. Но соседнему с пустынью Яхромскому Космину монастырю понадобился игумен, и братия просит своего епископа поставить им иеромонаха Митрофана. Епископ идет на встречу, Митрофан становится игуменом – очень строгим к себе и очень заботливым и внимательным к другим.
Затем игумена Митрофана переводят настоятелем в богатый Унженский монастырь. Боль расставания с духовными чадами снова смягчает молитва, и на новом месте будущий святитель продолжает молиться за них.
Это время известно как неспокойное, еще сильны действия трагического церковного раскола в Русской Церкви. В апреле 1682 года умирает старший брат Петра – царь Федор Алексеевич. Десятилетнего Петра объявляют новым царем. Но через месяц, после восстания в результате борьбы боярских партий, Петр уже делит трон со своим сводным братом Иваном.
В том же апреле 1682 года сжигают на костре протопопа Аввакума, церковный Собор учреждает новые епархии для борьбы с расколом. Среди них — Воронежская, выделенная из огромной Рязанской. В епископа новой кафедры призван игумен Унженской обители Митрофан, он становится невольным свидетелем кровавых сцен первого стрелецкого восстания и распрей бояр.
25 июня 1682 года новопоставленный святитель участвует в венчании на царство юных государей — Иоанна и Петра. Так встретились на своем первом историческом перекрестке запуганный кровавым бунтом мальчик и умудренный опытом, почти шестидесятилетний игумен.
Но управлять по-настоящему Петр начал после подавления стрелецкого бунта 1689 года. Тогда он казнил публично 2000 человек. Патриарх Адриан не удержался и пришел к Петру с иконой. Петр его прогнал со словами: «Зачем ты пришел сюда с этой иконой! Бог нас поддерживает, а не этих мятежников».
И вот такому гневному царю, прогнавшему самого патриарха, решился противоречить рядовой Воронежский епископ.
Епископ Митрофаний поддерживал инициативы Петра по просвещению Российской державы, помогал в создании нового морского флота, жалуя на это крупные средства. Из истории мы знаем, что святитель благословлял и освящал создание русского флота, закладку и строительство Санкт-Петербурга и других городов. Был мудрым советником, наставником и духовником Петра Первого.
Что касается копирования без разбора всего иноземного, что было тогда модой, – тут владыка был на редкость тверд и по-умному критичен. Даже к царю. Потому царь часто сам приезжал к Митрофанию, когда бывал в Воронеже, о многом говорил и советовался с ним.
Однажды Петр I, пригласил святителя к себе, в свой воронежский дворец. И этот день стал началом непримиримого духовного противостояния царя и святителя. Святитель сразу заметил во дворе статуи обнаженных героев языческой мифологии: Зевсов, Уранов, нимф и красавицы Венеры. Увидел – развернулся. И ушел!
На возмущенный вопрос царя, как епископ Митрофан может такое себе позволить, святитель ответствовал: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец». Царь в гневе передал святителю, что, если он тут же не явится, то будет казнен.
Ответ святителя стал эталонным по прямоте и мужеству для всех пастырей Церкви: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Тело мое в царских руках, и он властен умертвить оное, а на душу мою никакая человеческая власть не простирается, но неприлично православному Государю ставить в своем дворце языческих болванов и тем соблазнять простые сердца».
Митрофан твердо решил лучше умереть, чем согласиться с таким поступком царя.
Святитель Митрофан стал готовиться к смерти. Он решил послужить всенощное бдение вечером и велел звонить в самый большой колокол Благовещенского собора города Воронежа. Царь, услышав колокольный звон, поинтересовался у слуг: «Какой завтра праздник?» Ему ответили, что никакого большого праздника завтра нет.
Тогда Петр I отправил людей спросить у святителя о причине звона. Святитель Митрофан ему передал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и того ради, я, приготовляясь к смерти, спешу принести Господу Богу соборное с церковью о грехах моих моление».
Царь был поражен смирением святителя. Он тут же приказал снести статуи и попросил прощения у праведника. После этого события Петр I проникся еще большим уважением к смелому епископу.
А епископ думал тогда о народе, пастырем которого он был поставлен. И что показалось ему стыдным – о том он прямо сказал царю.
В 1699 году епископ серьезно заболел и решил принять схиму. Но царь приехал и стал отговаривать Митрофания от ухода от дел, не хотел отпустить друга-епископа. Епископ послушался.
Владыка любил думать и рассуждать о смерти, загробной участи, часто молился за умерших. К своему погребению он все приготовил сам.
Перед самой смертью владыка исполнил свое давнее желание – был пострижен в великую схиму с именем Макарий.
23 ноября 1703 года Петр I прибыл в Воронеж и застал Митрофана уже при смерти. Царь долго держал руку святителя, а потом закрыл его глаза своей рукой.
При погребении владыки Митрофана в Благовещенском соборе Воронежа, когда представители духовенства хотели взять гроб для перенесения.
Петр I сказал, обратившись к своей свите:
«Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами».
Сказав это, царь первый взялся за гроб святителя и с главными военачальниками понес его в соборный храм. Когда погребение окончилось, Петр I громко сказал: «Не осталось у меня другого такого святого старца, ему же да будет вечная память».
После смерти святителя стали происходить чудеса на его гробнице, а его тело было обнаружено нетленным. Прославление Митрофания в лике святых состоялось 20 августа (по новому стилю) 1832 года.
В 1830 году епископ Антоний (Смирницкий) начал подготовку материалов к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод с особым донесением. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. Святитель Антоний, вспоминая эти события, рассказывал: «Еще ничего не было известно, как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». Преподобный Серафим Саровский чудотворец имел к святителю Антонию, «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом. Называл преподобный Серафим, по свидетельству современников, Преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.
6-7 августа 1832 года Антоний, в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова), возглавил торжества по обретению мощей первого Воронежского архипастыря, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. А через 40 дней после этого торжества на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года епископ Антоний торжественно переложил мощи в новую серебряную раку, подаренную воронежским купечеством.
По возвращении из Воронежа Тверского архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) к нему обратились тверские купцы с просьбой о расширении церкви Рождества Христова, что в Рыбаках. Они получили благословение пристроить предел в честь святителя Митрофана епископа Воронежского в 1832 году.
В начале XX столетия храм был закрыт. Здание использовалось для проживания людей. Когда жителей расселили, в здании расположился ДОСААФ. В годы перестройки здесь располагались магазины и офисы.
А через 170 лет во вновь возрождаемом тверском храме Рождества Христова, что в Рыбаках, в единственном приделе епархии в честь Митрофана Воронежского, появился ковчег с частицей мощей святителя. В то время настоятелем этого храма был протоиерей Петр Дубяго. В книге «Храм Рыбацкой слободы», посвященной истории и возрождению храма, ее автор, Петр Дубяго, в частности, рассказывает:
«Со временем приход наш становился все более крепким и дружным. В Тверской епархии святому Митрофану Воронежскому посвящен единственный придел. В приделе Митрофана Воронежского на солее слева есть ниша, которую и приспособили для этой святыни. Написали ростовую икону. А в 2014 году установили ковчег с частицей мощей святителя. Так храм Рождества Христова, что в Рыбаках, — стал местом особого почитания святителя Митрофана».
Так храм Рыбацкой слободы стал духовным пристанищем мощей святителя Митрофана Воронежского. А сам святитель — духовной опорой и покровителем не только родной Воронежской земли, царя Петра I, но и Земли Истоков – древней Тверской земли.
Протоиерей Петр Дубяго,
настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы с.Завидово,
благочинный Конаковского церковного округа