08.05.2025 | Церковь и мир

«Были крепки во бранех»: воспоминания о митрополите Калининском и Кашинском Алексие

20 декабря, в день 470-летия преставления преподобного Нила Столобенского и 430-летия основания обители, после Божественной литургии в конференц-зале монастыря в рамках XII Фаддеевских образовательных чтений прошла конференция монашествующих Тверской епархии.

С докладом «Были крепки во бранех: воспоминания о митрополите Калининском и Кашинском Алексии (Коноплеве)» выступил игумен Дамаскин (Леонов), наместник Успенского Старицкого мужского монастыря.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории и памяти нашего народа. Доблесть предков, увековеченная Великой Победой, по сей день пробуждает в наших сердцах глубокую признательность.

Время исцелило физические раны: восстановлены разрушенные города и села, засыпаны воронки, где когда-то рвались снаряды, вновь распаханы выжженные поля. Предсмертные записки узников лагерей смерти сегодня хранятся в музеях как немые свидетели той трагедии. Но ужасы войны не стираются из памяти. Неизгладимым остается подвиг всех прошедших через горнило Великой Отечественной войны: мирян, священнослужителей, монашествующих.

Среди них — иерарх Русской Православной Церкви митрополит Калининский и Кашинский Алексий.

Виктор Александрович Коноплев (так звали в миру митрополита Алексия) родился 10 февраля 1910 г. в городе Павловске Воронежской области в верующей семье. Отец умер рано, когда Виктору было 12 лет, поэтому воспитание мальчика легло на хрупкие плечи матери – Елены Алексеевны Коноплевой. Именно она зародила в чистом сердце ребенка веру и любовь к Церкви. Ей удалось воспитать Виктора послушным, тихим и скромным. Ее светлый образ сын пронесет до конца своих дней. Огромную роль в духовном возрастании Виктора сыграл его духовник – священник Евгений Николаевич Белозеров.  На протяжении всей жизни владыки Алексия его отличало смирение и кротость, в каких бы жизненных ситуациях он не находился. С детства Виктор прислуживал в алтаре, а уже по окончании школы Виктор Александрович на основании указа архиепископа Воронежского Захарии (Лобова) исполнял обязанности регента и псаломщика в Преображенском и Покровском храмах г. Павловска.

В 1930 г. Виктора Александровича как верующего человека объявили врагом народа и сослали на 3 года в Свирские лагеря[1]. По окончании срока его лишили избирательных прав, и он принадлежал к так называемой категории «лишенцев». Владыка вспоминал, что ему не выдавали продуктовые карточки. Было так трудно, что он не мог даже купить себе обувь.

По возвращении из лагеря назначен псаломщиком Покровского храма г. Павловска, откуда и был призван в ряды Красной Армии.

Уволен в запас в сентябре 1936 года с характеристикой, в которой было указано: придерживается религиозных убеждений [2].

В течение нескольких лет работал счетоводом-кассиром при Павловской фотографии, а затем павильонным фотографом, обучившись на Центральных заочных курсах фоторепортажа в Москве.

В октябре 1941 года был вновь мобилизован в ряды Советской Армии «Вскоре был отправлен на Северо-Западный фронт, а 5 мая получил ранение. После излечения направлен на передовую, где, будучи рядовым, исполнял обязанности помощника командира взвода. Вторично был ранен снайперской пулей и как нестроевой после госпиталя откомандирован в военно-дорожный отряд. Владыка рассказывал, что сначала руку хотели ампутировать, но операцию все оттягивали. А потом военный доктор, что принимал его в медсанбате, как-то пришел в палату, сунул в руку иконку и какой-то мази, сказав: «Сам должен выздороветь, молись». «Вот так рука-то моя и осталась со мною, со ржевской метиной!»[3].

 «Старшиной я встретил светлый День Победы. Путь к ней был нелегким. Мы теряли товарищей. И я был в двух шагах от смерти, но, по милости Божией, выжил. За выполнение приказов командования (а мне после гибели командира роты приходилось вести ее в бой) было присвоено звание старшего сержанта и вручена награда — медаль «За боевые заслуги»»[4].

При демобилизации в 1945 году, старшина Виктор Александрович Коноплев был награжден грамотой командующего войсками Ленинградского военного округа Маршала Советского Союза Говорова[5].

Вернувшись в родной Павловск, два месяца работал преподавателем игры на скрипке в Павловском педагогическом училище, откуда был вынужден уволиться, будучи замечен «сознательными товарищами» на клиросе Покровского храма. Это событие не сломило, а только укрепило волю будущего митрополита.

В 1946 году работал уборщиком в Никольском кафедральном соборе города Воронежа и по совместительству — иподиаконом епископа Воронежского Иосифа (Орехова).

В 1947-1951 годах обучался в Московской духовной семинарии. 13 июня 1948 г. ректором Московской духовной академии архиепископом Гермогеном (Кожиным)  в Успенском храме Новодевичьего монастыря был рукоположен в сан диакона (целибатом). В 1951 году диакон Виктор окончил Московскую духовную семинарию и 1 июля митрополитом Николаем (Ярушевичем) в Преображенском храме на Преображенской площади в Москве рукоположен во иерея.

До избрания   епископом отец Виктор на протяжении пяти лет служил в Московских храмах: пророка Илии в Обыденском переулке, Воскресенском храме в Брюсовом переулке, Троицком храме на Воробьевых горах.

Особенно запомнили иерея Виктора в Воскресенском храме в Брюсовом переулке. В церковном хоре Воскресенской церкви часто пел Иван Семенович Козловский, живший неподалеку, в доме №7. Дом этот, самое большое здание в переулке, был построен для артистов Большого театра. В нем жили Обухова, Нежданова, Голованов, Лепешинская. Этот храм посещали оперные певцы Большого театра. У иерея Виктора был очень красивый голос – тенор, и когда его назначили настоятелем Троицкого храма на Воробьевых горах, Иван Семенович Козловский и другие артисты просили Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) вернуть полюбившегося батюшку обратно. Патриарх ответил, что на Воробьевых горах тоже просят хорошего настоятеля для восстановления храма.

В 1955 году иерей Виктор окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия защитив диссертацию на тему: «История Тульской епархии со времени ее учреждения в 1799 году до 1917 года».

6 июня 1956 иерей Виктор архимандритом Пименом (Извековым), наместником Троице-Сергиевой Лавры, (будущим Патриархом), был пострижен в монашество, с именем Алексий. О том, как был совершен постриг митрополит Виктор (Олейник), который был ближайшим помощником владыки, делится воспоминаниями самого митрополита Алексия: «По традиции новопостриженный неделю должен пребывать безвыходно в храме. После прошествия семи дней Святейший Алексий (Симанский) поинтересовался у архимандрита Пимена о состоянии новопостриженного. Ответ был таков: «сидит в храме, молится». На что Святейший очень строго отреагировал: «Отец наместник, не издевайтесь над будущим архиереем, немедленно освободить!».

14 июня 1956 года возведён в сан архимандрита. Вскоре последовала его хиротония во епископа (Молотовского) Пермского и Соликамского, совершенная Патриархом Алексием I (Симанским) и собором епископов. Владыка принял свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию. Вот что пишет избранный к епископскому служению в речи при наречении во епископа: «Это неожиданное изволение высшей церковной власти приводит меня в смущение и трепет, ибо я никогда не стремился к столь великому и ответственному служению. Страх и трепет объемлет меня при мысли о высоте, святости, и ответственности сего служения» [6]. На кафедре он пробудет всего год.

В 1957 году он определяется викарием Ленинградской епархии с титулом «Лужский» к митрополиту Елевферию (Воронцову), который тогда сильно болел. Для Владыки послушание было важнее всего, и он смиренно согласился на это назначение. По прибытии в северную столицу владыка назначается настоятелем только что переданного Русской Православной Церкви Троицкого собора Александро-Невской лавры. Сотворив горячую молитву, с Божией помощью, владыка взялся за дело. Его стараниями собор был благоустроен в рекордно короткие сроки. Более того, за это время он обрел искреннюю любовь и уважение ленинградцев. По окончании ремонта, в июне 1960 года епископ Алексий награждается Патриаршей грамотой, и вскоре получает новое назначение.

 14 ноября 1961 года ему определено быть епископом Тульским и Белевским.

Архипастырь своей мудростью, трудами, молитвой, талантами помогал сохранить полнокровную церковную жизнь во всех епархиях, где Господь судил ему служить.

Более двух десятилетий, до назначения в 1978-м году — на Тверскую (Калининскую) кафедру, Владыка был добрым пастырем для Ленинградской, Тульской, Рижской и Краснодарской епархий.

В течение всего времени своего пребывания на Калининской (ныне Тверской) кафедре, как и в других местах своего архипастырского служения, владыка Алексий часто совершал служения в приходах. Это зафиксировано в отчётах по епархиям, печатавшимся в те годы на страницах «Журнала Московской Патриархии» [7]. Архивные документы показывают, что жизнь владыки была порой слишком насыщенной. Всё пропускал он через свое сердце: смены епархий, сложные отношения с уполномоченными по делам религий на местах, гонения и несправедливое отношение к православным верующим со стороны власть имущих. В то же время в представительских поездках за рубеж он должен был демонстрировать достойное положение священнослужителя в СССР.

Всё это выпало на долю митрополита Алексия, который при этом всегда находил возможность и способ донести до своей паствы слово Божие и свои архипастырские наставления [8].

Управляя Калининской (ныне Тверской) епархией владыка Алексий обратился к Святейшему Патриарху Пимену с ходатайством об установлении общецерковного дня памяти Собора Тверских святых. Это ходатайство было удовлетворено. Впервые празднество святым, в земли Тверской просиявшим, было совершено 15 июля 1979 г., в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Владыка Алексий составил текст службы Всем Тверским святым, который и поныне используется нами в богослужебной практике.

Владыка Алексий сам руководил мужским хором, состоящим из духовенства епархии. Он же сам читал и канон, участвовал в пении катавасии. Первое празднование прошло очень торжественно. Об этом событии имеется подробное сообщение в Журнале Московской Патриархии за 1979 год [9].

В свободное от архипастырских трудов время митрополит Алексий реставрировал иконы, вышивал золотом, переплетал книги, переписывал нотные партитуры, шил церковное облачение и одежду для самого себя, занимался фотографией и огородничеством, столярничал, также владыка любил церковное пение и хорошо сам пел на клиросе, писал музыку, стихи, рисовал.

Несмотря на высокий сан и такую же ученость Владыка оставался прост и человеколюбив. Ему были присущи глубокая преданность делу Церкви Христовой, строгое соблюдение Устава, вдумчивое, внимательное отношение ко всем вопросам епархиальной жизни [10]. Исключительное трудолюбие, скромность, простота в общении вызывали уважение у всех знавших его. Его любили церковные иерархи и простые миряне. По воспоминаниям Тверского духовенства, лично знавшего архипастыря, владыка стяжал в себе дореволюционную традицию, пронес этот дух и в советское время. Он бережно относился ко всем церковным установлениям и хорошо понимал, что такое принцип церковного послушания, его никогда не видели раздражённым. он никогда не повышал голоса, хотя внешне казался суровым. Владыка Алексий любил Россию и искренне верил в её духовное возрождение. Очень неохотно Владыка рассказывал о времени войны.

 Митрофорный протоиерей Василий Киричук, почетный настоятель Богоявленского собора, г. Вышний Волочек рассказывает: «Это был переломный период. Подходило время празднования тысячелетия Крещения Руси. Помню, как отмечали праздник 9 мая. В Твери священству можно было почтить память воинов до или после праздника, а в день Победы – нельзя. В Вышнем Волочке было принято, что батюшка участвует в праздновании вместе со всеми, поэтому я пригласил Владыку на мероприятия. Владыка одел свои медали и ордена, как участник Великой Отечественной войны. Это было что-то невообразимое. Такое пристальное внимание было к Владыке. Его взяли на трибуну,.. и с этого времени местная власть стала его приглашать. Позже и в Твери можно было вместе возложить цветы, но Вышний Волочек был у него на особенном положении… наверное, потому что его приняли… Поэтому Владыка принял решение отмечать Тысячелетие Крещения Руси с Вышнего Волочка».

В 1985 г. к митрополиту Алексию обратилась кинорежиссер Светлана Дружинина. В то время она снимала свой фильм «Гардемарины, вперед». Цензура запретила ей один из отснятых сюжетов в стенах храма. Владыка успокоил режиссера и, благословив съемки в Тверских храмах, сказал, что ее сюжет будет первым свидетельством о Церкви на киноэкране. Отснятый сюжет, как и предрекал Владыка, было разрешено оставить.

Благодаря его подвижническим трудам возродился Троицкий собор Александро-Невской лавры, восстанавливались храмы в Туле, Риге, Краснодаре и Троицкий собор в Калинине (ныне Тверь), и многое, что не вместилось в это малое повествование. Господь судил преосвященному Алексею претерпеть гонения, пройти горнило войны, положить душу за братьев и чад, всей своей жизнью исполняя слова Евангелия «Свет и во тьме светит, и тьма не объяла его» — и Владыка с честью и смирением исполнил это.

За время пребывания на Тверской земле Владыка Алексий был в 1981 году возведен в сан митрополита, а также во внимание к церковным заслугам в 1988 году удостоен права ношения второй панагии.

Скончался митрополит Алексий 7 октября 1988 г. в п. Загорянский Московской области после поездки в родной город Павловск.  Погребён у алтаря Успенской церкви храмового комплекса села Завидово Конаковского района Тверской области. Владыка Алексий был воистину человеком святой жизни, всем сердцем, преданным Церкви Божией и своей пастве, очень его любившей.

Читая в Священном Писании слова апостола Павла «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их» (Евр 13:7), мы, совершая это поминовение,  попросим, чтобы Господь уделил и нам от веры митрополита Алексия — от веры, которая позволила ему победить, несмотря ни на какие трудности и испытания, гонения, жестокость и войну, выйти истинным победителем из того горнила испытаний, которое сопровождало историю нашей Матери Церкви, Русской Церкви, на протяжении XX столетия.


[1] Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923–1960: справочник / составитель М. Б. Смирнов; под редакцией Н. Г. Охотина, А. Б. Рогинского. М., 1998.

[2] 27-го отдельного батальона части тылообеспечения от 26 сентября 1936 года.

[3] https://vk.com/wall-87235444_10489?ysclid=m4pz6ebdat37331939

[4] Басюк И., прот. Епископ, воин, гражданин. Журнал Московской Патриархии, 1985. №5. С. 44–45.

[5] Там же.

[6] ЖМП №3  1956, с. 8-9.

[7] Калининская епархия. В рубрике «Из жизни епархий». Журнал Московской Патриархии, 1979 г., №3, стр. 16-17.

[8] Калининская епархия. Из рубрики «Из жизни епархий». Журнал Московской Патриархии, 1980 г., №4, стр. 14-15, иллюстрация с стр. 20. Архиепископ Калининский и Кашинский Алексий с участниками собрания духовенства епархии 25 сентября 1979 года, г. Калинин.

[9] «Первое празднование Собора Тверских святых». Журнал Московской Патриархии, 1979 г., № 11, 15-20.

[10] Калининская епархия. Из рубрики «Из жизни епархий». Журнал Московской Патриархии, 1980 г., №4, стр. 14-15, иллюстрация с стр. 20. Архиепископ Калининский и Кашинский Алексий с участниками собрания духовенства епархии 25 сентября 1979 года, г. Калинин.

>>> Скачать доклад<<<

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.