25.07.2021 | Епархия

Богослужение в Неделю 5-ю по Пятидесятнице в Марьине

25 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход Казанской церкви в селе Марьино Торжокского района. Архипастырь совершил в Казанском храме Божественную литургию. Ему сослужили благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев и настоятель храма священник Андрей Гайдай.

В этот воскресный день на богослужении читался Евангельский фрагмент об исцелении в Гергесинской стране двух бесноватых, вышедших из гробов.

На праздничное богослужение собрались не только прихожане Казанской церкви, но и жители ближних деревень, гости. На приходе больше десяти лет поддерживается добрая традиция объединения в молитве жителей окрестных мест. Ежегодно 31 июля проходит Серафимовский крестный ход из села Марьино в деревню Крупшево (9 км), в приписную часовню в честь преподобного Серафима Саровского. Это всегда праздник для прихожан церкви и всех окрестных деревень.

За богослужением молился глава Марьинского сельхозпоселения А.Е. Маркелов. 

На богослужении были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Владыка обратился с архипастырским словом на Евангельское чтение о Гадаринских бесноватых и поздравил прихожан с прошедшим недавно престольным праздником в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, а также с воскресным днём:

«Много раз проезжал мимо этого храма и всё время желал как-то прийти сюда и послужить, но всякий раз проезжал мимо, потому что торопился к тому месту, которое назначал в качестве места служения на данный день. И вот сегодня, через несколько месяцев после моего назначения митрополитом Тверским и Кашинским, я всё-таки совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери, который недавно отметил свой престольный день.

Я благодарю вас за совместную молитву, которую мы совершили сегодня, и хотел бы сказать несколько слов, которые у меня появились после рассуждения о Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня за Божественной литургией. Это многим из нас известный Евангельский отрывок о том, как Господь исцелил двух гадаринских бесноватых. Об этом чуде исцеления бесноватых людей и одновременно о том уроке, который мы, люди, живущие через две тысячи лет, вновь и вновь, как и наши предки, получаем из этого Евангельского чтения. Вспомним о том, что звучало сегодня за Литургией. Господь встретил двух людей, которые были одержимы нечистыми духами и поэтому были неадекватны. С одной стороны, они обладали неимоверной силой, их никто не мог удержать, они разрывали цепи, они спали и жили там, где хоронили мертвецов. Для иудеев это было вообще немыслимо, потому что тот, кто соприкасается с этими местами, становится нечистым. Соответственно, эти бесноватые были презираемыми людьми, и одновременно они не управляли собой. И вот приходит Господь, эти два человека встречают Его, и просят, и умоляют, чтобы Он исцелил их. И у Него происходит диалог не только с людьми, но и с теми духами, которые находятся в этих людях. Оказывается, там их находилось целое множество. И это множество нечистых духов просит Господа, чтобы если Он изгонит их, зная, что Он имеет на это силу, то хотя бы они нашли себе какое-нибудь пристанище. И они просят Его отослать их в животных, в тех нечистых животных, которые для иудеев были непозволительными, а для жителей той страны — нарушителей иудейского закона — приемлемыми. И Господь, понимая, что это нечистые животные по закону Ветхого Завета, отсылает нечистых духов в свиней. И эти животные, будучи увлекаемыми нечистыми духами, тонут в воде. А жители этой страны лишаются своего хозяйства, лишаются тех материальных благ, которые они связывали со своим свиным стадом, которое фактически незаконно содержали, потому что это противоречило иудейскому закону. 

И вот мы наблюдаем картину, как из-за потери материального или даже из-за угрозы такой потери люди не просто, как в нынешнем Евангельском чтении, настойчиво просят Бога уйти с их земли, но очень часто уничтожают друг друга ради того, чтобы потом нажиться и не потерять своё материальное. Это бывает и в переносном смысле, и в прямом смысле. Мы знаем, какая борьба происходит подчас между людьми, которые борются за тот или иной бизнес, за состояние, за возможность обладать. Эта борьба очень часто оканчивается в прямом смысле человеческими жертвами, когда одни убивают других ради перераспределения средств, ради того, чтобы то или иное материальное достояние досталось им, а не кому-то другому. К сожалению, так было и так есть ныне. Евангельское чтение, которое звучит сейчас, на самом деле показывает нам страшную картину: те люди, которые выбрали исключительно материальное и не гнушаются никакими средствами, те люди, которые готовы изгнать Бога из своей жизни, лишь бы была в их мире возможность материального достатка и прибытка, осуществляют самое страшное деяние на своём земном пути. Они становятся намного более умалишëнными и требующими и вызывающими сожаления, нежели бесноватые, потому что такое отношение к Творцу, такое отношение к Его дарам — это даже хуже, чем беснование.

Из сегодняшнего Евангельского чтения мы, конечно, вновь и вновь узнаём основание в Священном Писании того, что есть мир видимый и невидимый, того, что одержимость — это реальность, а не какие-то фантазии или пережитки прошлого. Просто одержимость в разное время выражается в разных формах. Желание всем владеть, желание власти, желание управлять, ненасытное желание обладать материальными богатствами, владеть человеческими душами, их сознанием, их образом жизни — это тоже своего рода беснование, от которого всех да избавит нас Господь и поможет узреть там, где это происходит, самую настоящую одержимость, которая лечится лишь силой Божией и подчас даже не теми человеческими средствами, на которые мы надеемся, не чинами, не какими-то формами, а именно Духом Божиим.

Поздравляю всех с прошедшим праздником Казанской иконы Божией Матери. Я очень рад тому, что часть общины, пусть небольшой, но всё же, верю, дружной, сегодня приступила к Святым Христовым Тайнам. Мы живём только Богом. Не своими талантами и достоинствами, не своими даже молитвами, и постами, и аскетическими трудами, которых всё меньше и меньше становится в нашей жизни в XXI веке. Мы живём Евхаристией, мы живём Христом, Который всякий раз приходит к нам в Таинстве Святого Причащения. Один уже ныне почивший, но очень высокой духовной жизни архимандрит Иерусалимской Церкви однажды сказал слова, с которыми невозможно не согласиться, если внимательно наблюдать и за самим собой, и за окружающими людьми. Он говорил о том, что, если раньше, в первые века, епитимья — а епитимья — это не наказание, не проклятие, как некоторые думают, это те аскетические упражнения и те средства, которые даны человеку для того, чтобы он задумался над смыслом своего бытия, для того, чтобы он исправился и пришёл в своё подлинное состояние. Эти средства на протяжении веков были разные. Так вот архимандрит говорил о том, что если в первые века епитимьëй чаще всего было отлучение от Причастия, то сегодня, в нашем XXI веке, таким средством к исправлению должно быть постоянное Причащение, потому что мы стали слабыми, мы не можем уже относиться к Евхаристии так, как относились первые христиане, ценить соединение со Христом так, как ценили это соединение первые христиане. Мы слабы в молитве, в ревности, в вере, и одновременно мы сильны лишь тогда, когда Христос приходит в нашу жизнь, тогда, когда мы пусть и допускаем ошибки, но каемся, пусть и считаем себя недостойными, а это и есть определение того, что мы именно должны в этом своём недостоинстве и с восклицанием “от них же первый есмь аз” подходить к чаше с Телом и Кровью Христовой, потому что тогда, когда мы считаем себя достойными и подготовленными, мы на самом деле вдруг становимся в мгновение недостойными, потому что самомнение о себе такое высокое — это то, что как раз Господь не хочет видеть в нас.

Я желаю всей общине Казанского храма в Марьине быть прежде всего общиной евхаристической, потому что мы приходим на Литургию не для того, чтобы постоять, не для того, чтобы помолиться, не для того, чтобы попеть или почитать, а для того, чтобы причаститься, и всё остальное — и вечернее богослужение, и молитвы ко Святому Причащению, и молитвы за Литургией, и чтения и пение за ней — всё это путь к Святой Чаше. Если мы совершаем этот путь и доходим и не причащаемся, значит, мы уходим голодными, значит, мы выходим пустыми. Я желаю, чтобы вы никогда не уходили пустыми и голодными после Святой Евхаристии».

Настоятель храма поблагодарил архипастыря за молитвенный визит.

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию сослужили: благочинный Торжокского района протоиерей Николай Алексеев, священник Андрей Гайдай, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Филипп Исломов. 

За богослужением пел хор храма под руководством Екатерины Гайдай. 

***

Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Марьино находится в 42 км от Твери и 20 км от Торжка, на трассе Москва — Санкт-Петербург.  В 1897 году церковь принадлежала двум приходам: Знаменской церкви села Рая и Спасской церкви села Спасс (документ «Тверские Епархиальные ведомости» 1897 года стр. 281, «Тверской Епархиальный статистический сборник» 1901 года). 

Весной 1897 года Марьино посетил Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин). Он предложил марьинским крестьянам перестроить чаcoвню в церковь. Крестьяне обещали постараться.

В 1902 году к часовне была пристроена обширная трапезная и колокольня. Строителем и основателем самостоятельного прихода выступил марьинский крестьянин Фёдор Романович Романов.

И поныне в селе сохранились дома основателя храма Фёдора Романовича Романова, купцов Куприяновых и Никоновых, принимавших участие в строительстве церкви.

«Первосвященник с. Марьино (1870–1922) протоиерей Алексей Петрович Троицкий» — так гласит надпись на могиле, которая находится в ограде храма.

4 мая 1902 года храм был освящён архиепископом Димитрием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковь действовала до войны, вновь открылась в 1944 году. Так продолжалось до 1963 года. В этом году уполномоченный Борис Шантгай вознамерился закрыть церковь. Шантгай смог договориться с архиепископом Иннокентием (Леоферовым), «сдавшим» Марьино в обмен на открытие храма в Витожетке в Пеновском районе. Весь старый церковный актив был лишён регистрации. Но власти недооценили силу сопротивления. Его возглавил старый солдат, прошедший Первую мировую войну, по профессии печник, Степан Алексеевич Рябов. Несмотря на сильнейший нажим на него властей, он продолжал писать во все места с 1964 по 1965 годы. Решающую поддержку он нашёл в лице управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Алексия (Ридигера). Хлопотами будущего Патриарха, Рябов смог переломить ситуацию. Прямая телеграмма от Патриарха Алексия (Симанского) 25 декабря 1965 года стала последней каплей, сломившей уполномоченного, и уже в январе 1966 года был создан новый церковный совет, а спустя несколько недель назначен настоятель. Нажим на верующих продолжался и впоследствии, но приход выстоял. С 1966 года в Марьине служил священник Евгений Лисицын, с 2000 года — иерей Сергий Хоцкий, с 2009 года и по настоящее время служит иерей Андрей Гайдай.

13 мая 2018 года состоялось освящение престола митрополитом Тверским и Кашинским Виктором.

К храму Казанской иконы Божией Матери приписаны две часовни: в деревне Крупшево — преподобного Серафима Саровского и деревне Щекино — преподобного Сергия Радонежского.

В летний период приход организовывает поездки по святым местам Тверской земли, Москвы, в Годеново, Троице-Сергиеву Лавру и мн.др. 

При храме ведётся работа по выявлению нужд малоимущих, многодетных семей и инвалидов. Распределяются предметы быта, одежда, игрушки, школьно-письменные принадлежности, продукты, которые привозят люди с трассы М10. Прихожане храма посещают одиноких стариков и инвалидов, помогают им добраться до храма по воскресным и праздничным дням, снабжают их необходимыми лекарствами и продуктами.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.