1 августа празднуется память преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Преподобный Серафим — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской Церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. Всю свою жизнь преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о Русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять непоколебимо за веру, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Подвижник скончался во время молитвы перед иконой Божией Матери «Умиление» в 1833 году. Обретение святых мощей состоялось 1 августа 1903 года.
Вечером 31 июля, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тверской приход церкви в честь святителя Иоанна Шанхайского в посёлке Литвинки. Архипастырь совершил в Иоанновской церкви всенощное бдение. Ему сослужили благочинный II-го Тверского округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель храма протоиерей Роман Манилов.
Храмовая святыня — ковчег с частью святых мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Мощи святителя были передана в тверской храм в 2012 году по благословению архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла. Также в храме хранится икона владыки Иоанна, написанная в Сан-Франциско и облачение святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, переданные в тверской храм также в 2012 году.
Литвинки — посёлок в черте города Твери, расположенный в его северной части, на территории Заволжского района. Известен с XVI века. За всю историю существования посёлка в нём никогда не было своего храма, но место это было связано с жизнью святителя Тихона, архиепископа Воронежского и Задонского. В 1759 году будущий святитель был возведён в сан архимандрита и назначен ректором Тверской семинарии, совмещал эту должность с настоятельством в Успенском Жёлтикове и Успенском Отроче монастырях.
Святитель Тихон, в поисках уединённого места для молитвы, выбрал сельцо Литвинки, где был построен для него домик, в котором он совершал свой молитвенный подвиг. Впоследствии домик сгорел, где он стоял — неизвестно. В память об этом в Литвинках построен небольшой бревенчатый храм. Святитель Тихон Задонский освятил посёлок своей молитвой, заложив духовный фундамент для будущего храма.
На всенощном бдении молились прихожане и гости прихода.
На полиелее хор духовенства пропел величание преподобному Серафиму Саровскому.
Перед первым часом митрополит Амвросий вместе с духовенством совершили славление святителю Иоанну Шанхайскому. Хор пропел тропарь и кондак, архипастырь прочитал молитву, и все присутствующие пропели величание святителю.
По окончании всенощного бдения настоятель церкви протоиерей Роман Манилов поблагодарил главу Тверской митрополии за визит и богослужение на приходе. Митрополит Амвросий поздравил приход с наступающим воскресным днём и памятью преподобного Серафима, святого подвижника и великого угодника Божия:
«Сегодня я впервые в этом храме. Прошло несколько месяцев после моего назначения, я давно уже намеревался приехать в этот небольшой храм, посвящённый святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому. Об этом святом ещё будучи школьноком, я узнавал из тогда, можно сказать, подпольно добываемой литературы, а позже особенно убедительно о нём рассказал фильм, снятый телеканалом “Культура” — о святителе Иоанне, архиепископе Шанхайском и Сан-Францисском, в котором очевидцы его жизни рассказывали о святом.
Это был человек по нашим меркам немножко странный: и выглядел странно, и говорил плохо, и дикция была плохая, и внешне он напоминал не столько архиерея, сколько какого-то юродивого. Но сила молитвы в нём и вера были такими, что этот человек действительно стал чудотворцем XX века, и в своей жизни, несмотря на свою внешнюю неказистость, совершил абсолютно немыслимые вещи. Свидетелями этих немыслимых вещей были люди, — наверное, уже мало их осталось, — рассказавшие потом об этих удивительных событиях в его жизни и в жизни Зарубежной Церкви.
Это, конечно, и спасение детей в Китае, это и его пребывание на Филиппинах, во время которого не было никаких смерчей, а как только он оттуда отплыл, сразу начались ураганы и это место было стëрто с лица земли. Это, конечно, и спасение людей, воскрешение людей, исцеление от болезней, от которых, казалось бы, человек уже не мог быть исцелëн. И всё это — один человек, при всех этих чудесах гонимый. Человек, на которого параллельно чудесам клеветали, даже в суд его вызывали: его — бессребреника и молитвенника — обвиняли в воровстве, когда он строил собор в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско. И всё это он терпеливо переносил, не роптал, и никак себя не оправдывал, но продолжал жить. Повторить подвиг этого человека, конечно, невозможно. Им можно восхищаться, ему можно молиться, и хотя бы немножко приближаться к тому, чем он жил, и просить у него и у Бога той веры и и той молитвы, которые были у него и по которым всё это совершалось в жизни и самой Церкви, и многих-многих людей.
Я намеревался, конечно, приехать в день престольного праздника, который мы отмечали месяц назад, но в этот же день совершается память первого Патриарха Иова, поэтому я должен был быть в Старице в тот день. Но сегодня, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, которого тоже очень почитает Русская Зарубежная Церковь, мы собрались в этом небольшом храме для того, чтобы прославить этого удивительного угодника Божия, который при жизни и по смерти своей, мощами своими, тоже был гоним.
Ровно 30 лет тому назад мощи преподобного Серафима были обретены. Я хорошо это помню, я тогда пришёл из армии. Мы были свидетелями того, как обрели эти мощи и как в Москве им поклонялись, а потом их переносили уже дальше. И я тогда, после армии сразу, поехал в Москву для того, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима, а дальше они посетили также мою родную и его родную — Курскую землю, а затем отправились через какое-то время в Дивеево, где теперь преподобный находится своими святыми мощами. Тогда действительно была Пасха на Русской земле, которую старец Серафим предсказывал. Но сегодня мы живём в совсем другое время время. Всё изменилось в нашей жизни за 30 лет. Я помню, как тогда десятки тысяч людей собрались на крестный ход для того, чтобы сопровождать мощи преподобного Серафима. Тогда не было никаких разнарядок, не было никаких специально организованных автобусов, люди сами организовывались и заказывали транспорт, ехали как могли, шли пешком для того, чтобы участвовать в этой Пасхе на Русской земле среди лета. Сегодня, наверное, очень сложно вообще собрать людей любыми способами. Ответ на этот вопрос до сих пор не найден — почему?
Вернее, ответов можно сформулировать множество, и каждый, наверное, будет своего рода тоже убедительным, но он не даст окончательный ответ на вопрос “Почему так с нами случилось?” ”Потому что” формулируется каждым из нас, не в общем, а каждым человеком, каждым из тех, кто в своё время доверил жизнь свою Богу в Таинстве Крещения и так или иначе пытался и пытается до сих пор идти по настоящей дороге жизни. Но факты сегодня не очень утешительные. Какое-то рассеяние происходит в нашей жизни, особенно последние два года. Это рассеяние связано с теми страхами, и болезнями, и смертями, которые посетили человечество, но ничто не должно умалить нашей веры и нашей ревностной молитвы, ничто не должно испугать нас идти в храм и молиться, исповедоваться и причащаться Самой Жизни — Тела и Крови Христовых. И об этом мы никогда не должны забывать, помня о том, что наши предки, мученики и исповедники, не боялись ничего, даже смерти. И здесь, естественно будучи осторожными там, где эта осторожность может остановить или как-то предотвратить заражение и заболевание, пользуясь этими средствами, мы не должны бояться идти в храмы и молиться, потому что без молитвы могут наступить ещё более худшие времена. И мы, будучи слабыми в вере, тогда уж точно не выдержим того напряжения, тех испытаний, которые посетят нас. Будем просить Бога, чтобы Он умножил в нас веру — веру, которая была и у преподобного Серафима, и у святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского».
На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Роман Манилов, диакон Иоанн Зорин.
Богослужебные песнопения исполнял хор храма под руководством Иулиании Цимбал.
***
Деревня Литвинки (Литвинцово, Литвиново) находилась на Первитинском тракте. С конца 1950-х годов началось строительство жилых домов для рабочих и администрации совхоза «Калининский». С 1977 года посёлок включён в состав города Калинина, ныне Твери. В посёлке есть Дом культуры, средняя школа № 47 и храм-часовня, освящённый в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца.
Общественная организация «Православная молодёжь» под руководством В.В. Степанова в 2011 году решила построить храм в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Во-первых, потому, что этот святой имел глубокое благорасположение к святителю Тихону Задонскому. Святитель Иоанн открыл в Шанхае приют для детей-сирот и назвал его в честь святителя Тихона Задонского.
И во-вторых, после причисления к лику святых в 2008 году святителя Иоанна Русской Православной Церковью о нём ещё мало знали в нашей стране, и на территории России не было ни одного храма в честь святителя, так что храм в посёлке Литвинки стал первым храмом в России, посвящённым этому святому.
Общественная организация «Православная молодёжь» в 2011 году начала строить храм в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Первая Божественная литургия в новом храме состоялась в день памяти святителя Иоанна 2 июля 2012 года. 24 августа 2016 года настоятелем храма был назначен священник Роман Манилов.
Храм окормляет Тверской областной клинический перинатальный центр, в котором с периодичностью раз в два месяца по просьбе сотрудников центра совершаются требы: крещения, панихиды, соборования, водосвятные молебны.
Священник по просьбе руководителей курсов подготовки беременных женщин к родам проводит беседы с беременными женщинами.
Храм ежемесячно помогает матери-одиночке сироте Татьяне Токаревой финансовой и бытовой помощью в размере 2 тысяч рублей (24 тысячи в год).
Храм поддерживает стипендией двух бывших алтарников, поступивших в 2020 году в вузы Рязани и Санкт-Петербурга в размере 4 тысячи рублей в месяц (48 тысяч в год).
Храм окормляет скаутский школьный отряд «Дружина святого князя Михаила Тверского» при средней школе № 47 посёлка Литвинки.
Приход участвует в работе клуба пенсионеров «Доброта» (15–20 человек) при районной библиотеке ДК «Литвинки» посёлка Литвинки, проводятся беседы на духовно-нравственные темы и беседы о Священном Писании и жизни Церкви.
Приход является одним из организаторов и активным участником ежегодных городских и региональных краеведческих чтений:
Храмом ведется поисковая работа по выявлению тверских защитников Севастополя в годы Крымской и Великой Отечественной войн.
За последние три года в Севастополе восстановлены три могилы тверских адмиралов — защитников города в Крымскую войну: вице-адмирала Авенира Ивкова, вице-адмирала Николая Колокольцова и контр-адмирала Фёдора Нарбута.
Приход является организатором ежегодного приходского фестиваля духовной, народной и авторской песни «Свято-Княжеский фестиваль искусств», который проходит в декабре в ДК «Литвинки» и приурочен к дню памяти святого князя Михаила Тверского (5 декабря).
Пресс-служба тверской епархии