26.07.2022 | Церковь и мир

Архангел Гавриил: какие тайны он открыл людям?

26 июля Церковь празднует Собор архангела Гавриила. Этот ангел приходил к людям в ключевые моменты истории.

Мы чаще всего вспоминаем архангела Гавриила как духа, который принес Богородице весть о рождении Спасителя. Но это явление – не единственное в Священном Писании.

Гавриил – «просто ангел» или серафим?

Имя архангела Гавриила в переводе с еврейского означает «сила Божия» (Лк. 22:43). В акафисте этот архангел величается «первоприемником Божественных сияний» и «сокровищем Божественных велений».

Ангельский мир, по мысли святых отцов, представляет собой соподчинение одних ангельских чинов другим. В трактате «О небесной иерархии», приписываемом святителю Дионисию Ареопагиту, перечислено девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, власти, силы, начала, архангелы и ангелы. По мысли автора, ангелы различаются по степени просвещенности Божественным знанием. Наивысший чин имеют серафимы, которые стоят «окрест Бога и близ Бога». Самый низший чин – ангелы, удел которых – просвещать «человеческие иерархии».

Евангелист Лука в Писании называет Гавриила просто «ангелом»: «Послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; имя же деве Мария» (Лк. 1:26). Но в этом контексте слово «ангел» может обозначать совсем не чин Гавриила, а его принадлежность к роду небесных вестников (греческое слово «ὁ ἄγγελος» в переводе означает «вестник, посланец»).

По степени просвещенности Гавриил, скорее, относится к высшим ангелам, ведь слова о рождении Спасителя – совсем не рядовая новость. Поэтому святитель Григорий Двоеслов пишет, что к Деве Марии посылается «не простой ангел, но архангел Гавриил». Однако архангел – всего лишь предпоследний чин в ангельской иерархии.

В тропаре Гавриил именуется «чиноначальником вышних сил», архистратигом. Можно считать, что «архангел» – не чин Гавриила, но его статус первенствующего ангела (греческая приставка «άρχι» обозначает с одной стороны высшую степень чего-либо, с другой – «старшинство», «главенство»).

Поэтому святитель Димитрий Ростовский, известный составитель житий святых, полагал, что «святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому». Такой вывод он делает из слов самого Гавриила, который в разговоре с Захарией, отцом Иоанна Предтечи, говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1:19), ведь именно серафимы ближе всего предстоят Престолу Божию.

Вестник тайн Божиих

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Александр Иванов. Библейские эскизы. 1840-е –1858, Третьяковская галерея

Согласно Димитрию Ростовскому, каждый из семи серафимов имеет особую «специализацию»: Михаил побеждает врагов, Рафаил исцеляет болезни, Уриил просвещает грешников и так далее. А Гавриил, по слову святителя, – «вестник тайн Божиих». Его миссия заключается в том, чтобы «открывать сокрытое» (Втор. 29:29), изъяснять «глубокое и сокровенное» (Дан. 2:22), возводить собеседников на самый «верх путей Божиих» (Иов. 40:14).

Иначе говоря, в Царстве Небесном Гавриил исполняет роль полномочного посла, доставляющего Откровение Божие на землю. Также он помогает адресатам правильно понимать послание, а иногда и вразумляет тех, кто оказывается неготовым к принятию Божественного слова. Так, например, происходит со священником Захарией, который за недоверие словам Гавриила наказывается немотой (Лк.1:20).

Гавриил – странствующий Благовестник. Поэтому иконописцы часто изображают архангела с паломническим посохом. Посох также обозначает опору и утешение – Гавриил благовестием утешает падшее человечество и поддерживает его. Также его изображают с фонарем (символизирует просвещение верующих благодатью), лилией (при встрече с Богоматерью), зеркалом или сферой (знание судеб и дел человеческих).

Тайна конца времен

Архангел Гавриил. Джотто. Фрагмент фрески «Благовещение», 1306. Капелла Скровеньи, Падуя

Архангел Гавриил впервые упоминается в Ветхом Завете, в книге пророка Даниила, рассказывающей о времени Вавилонского царства.

Бог показывает пророку странное видение, в котором сражаются козел и овен. Даниил не понимает видения. Тогда Господь посылает к Даниилу ангела: «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан. 8:17). «Я без чувств лежал лицем моим на земле, – пишет пророк. – Но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое» (Дан. 8:18).

Гавриил поражает пророка не только глубиной пророчества, но и видом. По выражению блаженного Иеронима Стридонского, толкователя книги пророка Даниила, в этот момент пророк лежит на земле «с поникшею головой как четвероногое существо» от страха.

Но Гавриил, прикоснувшись к Даниилу, приводит его в чувство и объясняет суть происходящего. Видение предупреждает, с одной стороны, о скором воцарении коварного царя (Антиоха Епифана, по преподобному Ефрему Сирину), который придет в конце Ветхого Завета, с другой – об Антихристе, который придет в конце Нового Завета: «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» (Дан. 8: 23-25).

Даниил записывает это откровение, но после, по собственному признанию, «изнемогает» и заболевает на несколько дней. Он признает, что это видение превышает меру его разумения (Дан. 8:27).

В этом явлении подчеркивается просвещенность Божественным знанием архангела и непросвещенность человека. По мысли блаженного Иеронима Стридонского, Гавриил преподает Даниилу урок смирения: пророки часто видели ангелов, но чтобы они «не возомнили о себе, как об обладающих ангельскою природою или достоинством, им напоминается об их бренности и они называются сынами человеческими, чтобы знали, что они люди».

Второе явление Гавриила происходит после падения Вавилона. Даниил служит персидско-мидийским царям столь же верно, как ранее служил вавилонским. Одно только беспокоит пророка – судьба находящегося в плену Израиля. Даниил становится на молитву «в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3), и Бог, услышав эту молитву, посылает ему ангела для научения и вразумления. Им снова оказывается архангел Гавриил.

Он открывает пророку тайну «семидесяти седьмин» (время пришествия Мессии), которые пройдут «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан. 9:25). Повествует Гавриил и о печальной судьбе Иерусалима. Согласно архангелу, в нем «прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9:26).

На этот раз пророк уже не падает на землю в страхе. Он смиренно записывает пророчества, которые, как мы знаем, исполняются в назначенное время. Указ о восстановлении Иерусалима выходит в седьмой год правления Артаксеркса (в 457 г. до н. э.), а Христос рождается ровно через «семьдесят седьмин» (то есть через 490 лет) после пророчества. А Иерусалим и храм после восстания иудеев разрушают легионеры кесаря Веспасиана в 70-м году нашей эры.

Таким образом, в Ветхом Завете Гавриил является Даниилу вестником тайн как близкого, так и далекого будущего. Архангел вызывает у Даниила страх и трепет, помогая ощутить смирение пред лицом Божиим.

Самая главная новость

Слева –архангел Гавриил. Лука Синьорелли, 1490, Художественный музей Уолтерса, Балтимор (Walters Art Museum, Baltimore). Справа – Ангел Благовещения. Лоренцо Лотто, 1527. Церковь Святых Винсента и Александра (Понтераника, Италия)

В Новом Завете также говорится о двух явлениях архангела Гавриила. Он приходит к священнику Захарии, чтобы передать ему весть о рождении Иоанна Предтечи (Лк. 1:11-20), а некоторое время спустя посещает Пресвятую Деву Марию, чтобы обрадовать Ее вестью о Рождении Спасителя (Лк. 1:26-37). В обоих случаях архангел предстает очень тонким существом, преисполненным любви к человеку.

Это хорошо видно в беседе Гавриила с Захарией. Когда на священника нападает трепет при виде Небесного Посланника, архангел успокаивает его словами: «Не бойся, Захария» (Лк. 1:13). Передавая весть о скором рождении Предтечи, он говорит о счастье отцовства: «Будет тебе радость и веселье» (Лк. 1:14).

Однако когда Захария не верит благовестию, Гавриил, превратившись в обличителя и судию, временно поражает священника немотой (Лк. 1:20). Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Гавриила: «Язык твой, говорит он, послужил к произнесению слов неверия; он же получит и наказание за неверие». А по мысли святителя Иннокентия Херсонского, Захария наказывается Гавриилом не для устрашения, но «для усугубления радости его», поскольку после рождения сына отец будет радоваться не только о рождении, но и о разрешении языка.

В разговоре с Девой Марией архангел действует максимально деликатно. Библия говорит, что он не «является» к Ней (как к Даниилу и Захарии), а «входит», а потом «отходит». Во-вторых, чтобы подготовить Деву к Благовестию, Гавриил начинает разговор с приветствия: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1:28). Наконец, в-третьих, после поразительного Благовестия приводит для лучшего понимания и успокоения историю Елизаветы, жены священника Захарии и родственницы Марии (Лк. 1:36).

Хочу увидеть ангела. Что делать?

«Благовещение». В. И. Суриков, 1914. Красноярский художественный музей В. И. Сурикова

Ангелы являются людям по усмотрению Божию «только во время крайней нужды», пишет святитель Игнатий Брянчанинов в сочинении «Об ангелах». Поэтому искать встречи с ними не стоит. А вот молиться ангелам, в частности архангелу Гавриилу, можно и нужно. Церковь учит, что он просвещает молящихся благодатью, научает вере, смирению и страху Божию.

Церковный календарь предписывает совершать праздник Собора архангела Гавриила дважды: 8 апреля, на следующий день после Благовещения, и 26 июля. В эти дни Церковь соборно (то есть в общей молитве) вспоминает архангела и его многочисленные явления людям.

Летний праздник архангела Гавриила (в народе – «Гаврила летний») появляется в церковном уставе приблизительно в IX веке. Поводом к его установлению становится освящение храма в честь архангела Гавриила в Константинополе.

Кстати, архангел Гавриил почитается не только христианами, но и мусульманами и иудеями. У иудеев Габриэль (Гавриил) изначально главенствует «над змеями, и над раем и над херувимами» (Ен. 4:27), а после грехопадения помогает людям. Гавриил в виде одного из трех ангелов приходит к Аврааму (Быт. 18). Он же показывает Моисею, как сделать семисвечник (Менах 29а).

У мусульман Джабраил (Джибриль) является посредником между Аллахом и пророками. Согласно исламскому преданию, именно Джибриль в течение 23 лет передавал пророку Мухаммеду по частям Коран.

Павел КОРЯКОВ,
Милосердие.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.