I. ПАМЯТНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ СОБЫТИЯ
3.09. Память апостола от 70-ти Фаддея, бывшего в числе тех 70-ти учеников Господа, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, Сам намереваясь посетить эти места (Лк. 10, 1). Считается Днем Ангела св. Фаддея — Архиепископа Тверского, рака с мощами которого находится в соборе Вознесения Господня г. Твери. Патриарх Тихон назвал владыку Фаддея светочем Церкви, чудом нашего времени. Нравственное влияние Архиепископа Фаддея на паству было огромное. В домах многих верующих, в переднем углу, вместе с иконами находились его фотографии. Многие, видя такую праведную жизнь и веря в молитвенное предстательство Архиепископа Фаддея перед Богом, ходили к нему за благословением на те или иные начинания. И он всегда в этих случаях благословлял, определенно говоря «да» или «нет». Проповеди владыка говорил за каждой литургией; они были лишены светских примеров и житейских слов: из глубины души он извлекал только тот святоотеческий дух назидания, который жил в нем самом. Торжественное богослужение в этот день совершается в соборе Вознесения Господня г. Твери.
4.09. Память иконы Богородицы «Грузинская». Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы. Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Престольный праздник Покровского храма г. Твери. Придел церкви освящен в честь Грузинской иконы Богородицы; церкви в честь Грузинской иконы Божией Матери в Горбасьево, Конаковского района; церкви Грузинской иконы в Ивановском Калининского района.
8.09. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Престольный праздник Владимирской церкви г. Твери.
11.09. Усекновение главы Иоанна Предтечи — крестителя Господня. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Танцовщица по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Престольный праздник Иоанно-Предтечинской церкви г. Твери, Свято-Екатерининской женской обители г. Твери.
12.09. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1724). 12 сентября Святая Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этот день был заключен Ништадтский мир — русско-шведский мирный договор, завершивший кровопролитную Северную войну. Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских государств. Государь Петр Ι в благодарность Богу и святым угодникам Божиим, в частности святому князю Александру, решил этот знаменательный день — день заключения Ништадтского мира — увековечить перенесением мощей святого благоверного князя. Престольный праздник церквей во имя св. князя Александра Невского г. Твери – в Бобачевской роще и на Привокзальной площади.
14.09. Начало индикта – церковное новолетие. Начало нового церковного богослужебного года.
19.09. Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. В храме в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан, язычники задумали уничтожить храм и погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». Престольный праздник Михайло-Архангельского собора г. Торжка.
19.09. Прославление новомучеников Тверских. Русская Православная Церковь чествует Тверских новомучеников, среди которых священномученик Фаддей (Успенский), преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), священномученик Алексий (Бенеманский), священномученик Феодор Колеров и многие другие. Все они — епископы, священники и миряне — пострадали за веру Христову. Их любовь к Богу, святость их жизни, добродетель, стремление служить людям – пример для каждого из нас.
21.09. Рождество Пресвятой Богородицы. Один из двунадесятых праздников церковного календаря. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем как сыны. Итак, поистине должно прославить таинство дня и Матери Слова принести в дар слово: потому что ничто так не приятно Ей, как слово и хваление словом. Отсюда и мы получим двоякую пользу: во-первых, вступим в область истины, во-вторых, выйдем из плена и рабства закона письменного. Каким же образом? Известно, что когда исчезает мрак, тогда является свет; так и здесь: за законом следует свобода благодати. Престольный праздник храма Рождества Богородицы г. Твери и Рождества Богородицы с. Городня-на-Волге.
22.09. Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен. В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (кондак 4). В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет… Престольный праздник Иосифо-Волоцкого храма пос. Сахарово г. Твери.
26.09. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) — Храмовый праздник Воскресенского кафедрального собора г. Твери. Богослужения в в этот день совершаются по Пасхальному чину. В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября (по стар, ст.) 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 26 сентября (по нов. ст.).
27.09. Воздвижение Животворящего Креста Господня. Один из 12 главных церковных праздников. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император-язычник Адриан (117-138 гг.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и поставил на том месте языческое капище. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни были вновь обретены христианами, прославлены чудесными исцелениями и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Всенощное бдение накануне праздника совершается с выносом и чином воздвижения Креста. Престольный праздник Крестовоздвиженской церкви с. Свердлово Конаковского р-на.
28.09. Великомученик Никита Готфский, Константинопольский. Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань. После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Своим примером и вдохновенным словом вмч. Никита привел к Христовой вере многих язычников. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Престольный праздник состоится в восстанавливающейся церкви вмч. Никиты в р-не Затверечья г. Твери.
30.09. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
II. Дополнительная информация.
О предстоящих церковно-общественных событиях и мероприятиях информация будет опубликована отдельно, с учетом эпидемиологической обстановки в регионе.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ