22.03.2022 | Богословие

Проповедь священника Андрея Бессарабова в Храме Христа Спасителя

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня, во второе воскресенье Поста, святая Церковь прославляет великого молитвенника и богослова – святителя Григория Паламу.

Он жил 700 лет назад, в 14 веке, в Византии. Подвизался на святой горе Афон. Был игуменом греческого монастыря Эсфигмен. А впоследствии был из-бран на архиепископскую кафедру в Фессалоники, где прославился своими про-поведями и богословскими трудами.

Святитель учил, что спасение человека неразрывно связанно с обожением, к которому призван каждый без исключения человек. 

Так ещё Боговидцу Моисею Господь сказал: «Будьте святы, ибо Я свят!» (Лев. 11; 44). А Первоверховный апостол Пётр прямо свидетельствовал, что мы должны стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1; 4). 

Но для этого повреждённый в грехопадении Образ Божий должен быть вновь восстановлен в каждом из нас и подобно разбитому зеркалу склеен, дабы иметь возможность вновь без искажения отражать в себе Творца. 

Где же взять такой, образно говоря, духовный клей, которым можно было бы совершить подобную реставрацию? Святитель Григорий указует на един-ственную силу, способную совершить это чудо, эта сила – благодать Божия. 

И потому святитель неустанно свидетельствовал, как словом, так и делом, и всей своей жизнью, что каждому человеку для спасения совершенно необходим молитвенный подвиг. Ибо только через молитву человек становится способным к приятию Божественной благодати, которая и есть Источник бессмертия, – учил архиепископ Григорий Палама. Смиренная молитва – вот основание нашего внутреннего духовного созидания. 

Молитва – это дыхание души, устремлённой к Богу. И человек, который молитвой очистил свой ум и сердце, обретает неизъяснимый покой и радость. Об этой радости ещё 2000 лет назад свидетельствовал апостол народов Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2; 9). И неизъяснимая эта радость явля-ется человеку в сиянии благодатного света, о котором так ревностно говорил и писал святитель Григорий Палама.

Этот свет впервые увидели ближайшие ученики Христовы на горе Фавор, когда Господь Преобразился перед ними. И именно этим Божественным све-том, светом Преображения сияют ныне святые в Царствии Божием. И поэтому на иконах они изображаются с нимбами, ведь нимбы – есть ни что иное, как си-яние Фаворского света. И конечно же неслучайно, что в нашем дольнем мире видимым символом и этого Божественного света, и одновременно символом на-шей молитвы является церковная свеча. Да, она символ нетварного света, кото-рый просвещает всех нас, входя в нашу жизнь именно через наше молитвенное делание, дабы и нам соделаться живыми свечами, сияющими благодатью Хрис-товой. 

Но в повседневной суете и по своей греховности, мы не видим ни в себе, ни в окружающих нас людях такого света. Однако, иногда, редко, но бывает, что чувствуем его своим сердцем. 

Разве не случалось с нами такого: пришёл к нам человек с миром Христо-вым, и сразу на душе у нас стало как-то хорошо и светло? С таким человеком просто находиться рядом приятно. Глядя на него, и самому хочется быть таким же. Общаясь с ним, душа невольно начинает обращаться к Богу. И тому без числа было примеров из недавнего советского прошлого, когда в стране тор-жествующего атеизма люди из убеждённых борцов с религией становились верующими, лишь соприкоснувшись с теми, в ком было таинственное, не-зримое свечение фаворского света. Так подобно Савлу, который 2000 лет назад из ярого гонителя стал Великим апостолом Павлом, лишь узрев свет Христов, многие люди перерождались и будут перерождаться в чад Божьих от соприкос-новения с Божьей благодатью.

Но чтобы остаться с этой Божественной силой, чтобы явившись нам, она не покинула нас, для этого человеку необходимо покаяние. А что такое насто-ящее покаяние? Это когда в сердце человека приходит глубокое, искреннее и всеобъемлющее желание оставить всякий грех и обратиться к чистоте и правде, к свету и святости! 

Поэтому, дорогие братья и сёстры, неслучайно мы с вами сегодня слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил расслабленного, то есть человека парализованного, который не владел ни руками, ни ногами. И как же исцелил его Господь? Он сказал ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2; 5, 11). Больной встал и пошёл на глазах у всех присутствовавших там. Но почему Господь исце-лил расслабленного именно такими словами? Потому что причиной болезни расслабленного был грех.

До грехопадения человек не знал болезней, не знал скорбей и печалей. Но после того, как человек пал, преклонив свою свободную волю перед злом, по-явились и болезни, и скорби, и печали. Грех внёс расстройство во все душевные и телесные силы человечества. Грех стал причиной всякого зла, причиной того, что люди сами же себе наносят вред и распространяют его всюду вокруг себя. При этом грех, как паутина, опутывает наши собственные души, как бы создавая некий кокон, который препятствует доступу к ней Божественной благодати. И тогда мы становимся чёрствыми, мрачными, озлобленными, и как следствие, физически больными.

Но мы слышали сегодняшние слова Христовы: «Чадо, прощаются тебе гре-хи твои»! И эти слова, как скальпель рассекают кокон греха вокруг наших душ. От них выступают слёзы. И это особенные слёзы! Ибо в душу, долго томившу-юся в греховной тьме, вдруг начинают проникать лучи Божественного света. И наше внутреннее умное зрение, привыкшее дотоле к тьме, от соприкосновения с этим светом, подобно физическому зрению, вдруг начинает испытывать и боль, и радость одновременно. Это – слёзы покаяния!

Дай Бог, чтобы каждому из нас воссиял Божественный свет Христов! 

И дай Бог, чтобы каждый из нас, соприкоснувшись с этим светом, восплакал о грехах своих! 

И дай же Боже, каждому из нас самым сердцем услышать Твои вечные и чудотворные слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои. Встань и иди в дом твой!»

Аминь.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Бессарабов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове г. Москвы.

20 марта 2022

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.