03.09.2021 | Приходы и монастыри

Молодежь остается в храме

Эффективные формы работы с подростками на приходе. Опыт Преображенского собора г. Кимры

В возрасте 12-13 лет подростки начинают задумываться о своем месте на приходе и в Православии вообще и бывает, не найдя себя, уходят из воскресной школы.

Согласно возрастной периодизации психического развития ребенка психологов Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Это важно учитывать при организации на приходе подростковых сообществ, где воспитанники будут учиться осваивать социальные и нравственные нормы регуляции отношений.

За годы работы с подростками и юношеством на приходе Преображенского собора г. Кимры реализовывались различные проекты: одни — доказывают свою эффективность по сей день, другие — не вызвав живого интереса, прекратили свое существование.

I.       Клиросный детско-юношеский хор

Клиросный детско-юношеский хор – самая эффективная форма работы с подростками, так как воцерковить и сплотить детей, которые участвуют в Божественной литургии и вместе поют, проще.

Чтобы создать небольшой детский хор, следует учитывать такие моменты как:

— руководить хором должен певчий или регент, который может один спеть литургию.

— достаточно, если ребенок может спеть ноту в унисон.

— для начала занятий хватит 4 — 5 поющих детей.

— достаточно трех-четырех спевок, чтобы начать петь отдельные песнопения литургии.

— важен момент начала пения детей на богослужении. Служащему священнику и прихожанам необходимо понимать, что изменится темп службы, с детьми он будет медленнее, с продолжительными паузами.

— лучше начать петь с детьми на литургии в субботу, так как в этот день служба не такая торжественная и прихожан в храме значительно меньше, чем в воскресенье.  

Практически во всех храмах есть сложившийся хор взрослых певчих, многие из которых всю жизнь поют на клиросе. С таким составом ни в коем случае нельзя соединять начинающих детей-певчих. Почему?

Во-первых, когда рядом поют взрослые, которые держат партию, детям не о чем беспокоиться во время пения. Ребенок должен взять на себя ответственность за службу, за свое пение. Он должен себя услышать.  Задача регента аккуратно направлять пение и самому не заглушить детей. 

Во-вторых, дети и подростки, должны ощутить себя отдельным сообществом, в котором впоследствии сложатся определенные отношения.

В-третьих, главное, что нужно довести до детей: учиться слушать и слышать друг друга и своим пением не мешать прихожанам молиться.

Дети должны сами читать часы, сначала на русском, а затем и на церковнославянском языке. Регенту необходимо распределить чтение на несколько человек.

За 13 лет своего существования клиросный детско-юношеский хор Преображенского собора г. Кимры перерос в Молодежный хор Кимрского благочиния, который поет на богослужении в последнее воскресение месяца в соборе.

II.      Молодежный православный клуб «Фавор»

Первое, что необходимо для функционирования молодежного клуба, это человек, который умеет общаться с молодежью, руководитель молодежного собрания, клуба. Как показывает опыт, лучше, если это будет священник.  Все в молодежном клубе «крутится» вокруг личности священника. 

Второе, сама молодежь! Где ее взять? На приходе Преображенского собора есть три источника:

● основной «поставщик» молодежи — воскресная школа. Детишек приводят родители в нежном возрасте и год за годом, класс за классом, с огромными потерями в количестве и с сомнительным качеством, дети вырастают на приходе в рамках деятельности воскресной школы и приходят, зачастую в единичных экземплярах, из полноценного класса (20 – 25 человек), в молодежную составляющую прихода;

● молодежь, молящаяся в храме. Молодых людей, которые судьбами Божиими начинают регулярно молиться за богослужением, сразу видно. То, что молодой человек молится в храме, участвует в таинствах, говорит о его осознанном приходе к Богу, о его свободном выборе и, кажется, зачем ему предлагать приходить на молодежные собрания? Но, священник предлагает;

● третий источник молодежного прироста на приходе это миссионерские проекты, которые организует и проводит приход или сама православная  молодежь для своих сверстников.

Чем занимаются?

Участники «Фавора» собираются еженедельно в здании Воскресной школы на территории храма. Неизменной частью собрания является чтение воскресного Евангелия и беседа по тексту. Затем за чашкой чая обсуждаются приближающиеся мероприятия (поездки, видео-поздравления, приходские и благочиннические мероприятия).

Но главное, что молодые люди, взрослея, создавая семьи, продолжают обращаются к священнику за советами в решении своих жизненных ситуаций, проблем.

III.        Молодежный театральный кружок «МоТоК»

История возникновения Молодежного театрального кружка «МоТоК» началась в 2004 году с выступлений на рождественских и пасхальных мероприятиях воскресной школы Преображенского собора г. Кимры. Старшеклассники воскресной школы готовили праздничные представления для учащихся младших классов. Возникла идея написания сценариев для этих праздников. В силу того, что на воплощение сценариев уходило много времени и сил, было решено выходить за рамки воскресной школы с выступлениями. Тогда и изменилась цель театрального кружка. Она стала иметь просветительский характер.

Содержание сценариев уже не привязывалось к какому-либо празднику, а раскрывало духовно-нравственные темы. Начались выступления театрального кружка в школах, колледжах г. Кимры и г. Калязина. Выступление включало в себя три театральных постановки, а между ними проходил разговор с аудиторией на тему показанного материала.

Данный материал был представлен ученикам старших классов школ студентам Медицинского колледжа г. Кимры, Кимрского колледжа,  Калязинского колледжа  им. Н.М.Полежаева  и Педагогического колледжа г. Калязина, воспитанникам приюта для несовершеннолетних «Родничок» г. Кимры, школе-интернате для детей с девиантным поведением г. Кимры, в филиале «Средней общеобразовательной школы №5» для детей с интеллектуальными отклонениями и даже для воспитанников детских садов г. Кимры.

Методический материал представляет собой авторскую разработку сценариев, рассчитанный в основном на подростково-молодежную зрительскую аудиторию, далекую от церковной жизни. Тематика каждой сценки подкрепляется вопросами для беседы, которая, по замыслу автора, должна продолжить диалог со зрителем в формате живой дискуссии на заявленную тему. В зависимости от продолжительности сценки и возраста зрительской аудитории, выступление может включать в себя две-три театральные постановки. Беседа с аудиторией проходит между сценками, а в это время участники смогут переодеться и подготовить декорации к следующему номеру.

Из 20 театральных постановок три приурочены празднику Воскресения Христова и три празднику Рождества Христова. Остальные сценарии содержат различную духовно-нравственную тематику: о духовном начале в человеке, о совести, о христианских добродетелях, о жертвенности, о вечной жизни, о невидимой брани, о семье как залоге счастья, о современности Священного Писания. Также затрагиваются проблемы, которые являются актуальными в наши дни для подростков и молодежи: сквернословие, ложь, жестокость, гедонизм, алкоголизм и аборты. 

Важно, что здесь также создается сообщество подростков, где реализуется ведущий вид деятельности в этом возрасте интимно-личностное общение.

IV.    Сплав на лодках по реке Медведица

     На данный момент этот проект является самым востребованным. В этом году в нем приняло участие 40 человек. Летнее церковно-практическое служение — один из методов приобщения молодежи к подвигу новомучеников на примере знакомства участников сплава (передвижного лагеря) с жизнью и мученической кончиной новомучеников земли Кимрской.

      С 2005 года молодежь прихода (старшеклассники Воскресной школы, дети прихожан и их знакомые) стала участвовать в ежегодном молодежном водном паломничестве по реке Медведица от села Ильгощи до села Верхняя Троица. Это приблизительно 60-километровый маршрут, на преодоление которого уходит пять-шесть, а иногда и семь дней.

Доминирующим содержанием сплава является совместная молитва участников в храмах, которые пришли в запустение после воинствующей атеистической политики государственной власти.

Организация и структура сплава по реке Медведица:

— материальная подготовка заключается в сборе средств и имущества, необходимого для похода.

— информационная подготовка. Применяются такие средства пропаганды как разговоры, беседы, настенные плакаты, показ фильмов с предыдущими лагерями и обсуждение в социальной сети Вконтакте.

— организационная подготовка включает: образование руководительского состава сплава, запись в поход и сбор лагерных взносов, проведение организационных собраний, проверку (обновление) походного инвентаря, закупку продовольствия, ознакомление с основными правилами сплава.

Программа сплава построена по четырем направлениям:

Духовно-нравственное направление: все участники сплава приобщаются к таинствам Исповеди и Причастия, ежедневно принимают участие в общей молитве. После вечерних молитв священник произносит краткое слово касательно вместе прожитого дня, проводится Евангельский час. При проведении бесед используются заранее заготовленные материалы с примерами из житий святых, изречениями святых отцов, которые по содержанию близки к евангельскому тексту, по которому запланирована беседа на вечернем костре, используются тестовые материалы православного сайта azbuka.ru. Также на вечернем костре читаются жизнеописания новомучеников Кимрской земли. На протяжении всего сплава совершаются молебны и заупокойные литии в храмах, стоящих на  пути следования сплава.

Творческое направление: постановка театральных зарисовок и других творческих номеров.

Спортивное направление: утренняя зарядка и спортивные игры.

Методы, используемые в реализации программы похода, способствуют раскрытию полноты церковной жизни:

1. литургическая катехизация;

2. сосредоточенность жизни на Евхаристии;

3. жизнь в общине;

4. живое общение.

Несмотря на эффективность данной формы работы в краткосрочной перспективе, она, конечно, не гарантирует дальнейшего самостоятельного развития церковной жизни участников, но дает надежду, что посеянное Слово Божие даст свои всходы во время Богу известное.

V.      Многодневные трудовые паломничества в монастыри

Задачи:

— познакомить детей с внутренним укладом, историей монастыря;

— оказание помощи обители;

— общение друг с другом и насельниками монастыря.

VI.    Рождественская встреча выпускников прошлых лет и выпускной вечер для выпускников

Это своего рода создание условий для перехода выпускников воскресной школы в молодежное сообщество прихода. Традиционно организуется на святках, в первое воскресенье после Рождества Христова. Заранее оповещаются все выпускники воскресной школы. Совершается молебен, вручаются свидетельства об окончании школы, и все приглашаются к столу. Участники молодежного клуба «Фавор» и выпускники готовят творческую программу. Самое интересное — просмотр фильма о летнем сплаве по Медведице, который готовится именно к этому дню.

VI.  Футбольная команда

Этот проект на данный момент завершил свое существование. В рамках заключенного договора о сотрудничестве прихода с администрацией средней школы № 1 г. Кимры несколько лет назад была организована футбольная команда. Тренировки проводились в спортивном зале школы. Один из выпускников согласился заниматься футболом с приходскими ребятами, учащимися воскресной школы. Команда участвовала в нескольких футбольных турнирах, организованных церковными структурами. 

Анастасия Кириллова, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации

Г. Кимры

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.