В возрасте 12-13 лет подростки начинают задумываться о своем месте на приходе и в Православии вообще и бывает, не найдя себя, уходят из воскресной школы.
Согласно возрастной периодизации психического развития ребенка психологов Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Это важно учитывать при организации на приходе подростковых сообществ, где воспитанники будут учиться осваивать социальные и нравственные нормы регуляции отношений.
За годы работы с подростками и юношеством на приходе Преображенского собора г. Кимры реализовывались различные проекты: одни — доказывают свою эффективность по сей день, другие — не вызвав живого интереса, прекратили свое существование.
I. Клиросный детско-юношеский хор
Клиросный детско-юношеский хор – самая эффективная форма работы с подростками, так как воцерковить и сплотить детей, которые участвуют в Божественной литургии и вместе поют, проще.
Чтобы создать небольшой детский хор, следует учитывать такие моменты как:
— руководить хором должен певчий или регент, который может один спеть литургию.
— достаточно, если ребенок может спеть ноту в унисон.
— для начала занятий хватит 4 — 5 поющих детей.
— достаточно трех-четырех спевок, чтобы начать петь отдельные песнопения литургии.
— важен момент начала пения детей на богослужении. Служащему священнику и прихожанам необходимо понимать, что изменится темп службы, с детьми он будет медленнее, с продолжительными паузами.
— лучше начать петь с детьми на литургии в субботу, так как в этот день служба не такая торжественная и прихожан в храме значительно меньше, чем в воскресенье.
Практически во всех храмах есть сложившийся хор взрослых певчих, многие из которых всю жизнь поют на клиросе. С таким составом ни в коем случае нельзя соединять начинающих детей-певчих. Почему?
Во-первых, когда рядом поют взрослые, которые держат партию, детям не о чем беспокоиться во время пения. Ребенок должен взять на себя ответственность за службу, за свое пение. Он должен себя услышать. Задача регента аккуратно направлять пение и самому не заглушить детей.
Во-вторых, дети и подростки, должны ощутить себя отдельным сообществом, в котором впоследствии сложатся определенные отношения.
В-третьих, главное, что нужно довести до детей: учиться слушать и слышать друг друга и своим пением не мешать прихожанам молиться.
Дети должны сами читать часы, сначала на русском, а затем и на церковнославянском языке. Регенту необходимо распределить чтение на несколько человек.
За 13 лет своего существования клиросный детско-юношеский хор Преображенского собора г. Кимры перерос в Молодежный хор Кимрского благочиния, который поет на богослужении в последнее воскресение месяца в соборе.
II. Молодежный православный клуб «Фавор»
Первое, что необходимо для функционирования молодежного клуба, это человек, который умеет общаться с молодежью, руководитель молодежного собрания, клуба. Как показывает опыт, лучше, если это будет священник. Все в молодежном клубе «крутится» вокруг личности священника.
Второе, сама молодежь! Где ее взять? На приходе Преображенского собора есть три источника:
● основной «поставщик» молодежи — воскресная школа. Детишек приводят родители в нежном возрасте и год за годом, класс за классом, с огромными потерями в количестве и с сомнительным качеством, дети вырастают на приходе в рамках деятельности воскресной школы и приходят, зачастую в единичных экземплярах, из полноценного класса (20 – 25 человек), в молодежную составляющую прихода;
● молодежь, молящаяся в храме. Молодых людей, которые судьбами Божиими начинают регулярно молиться за богослужением, сразу видно. То, что молодой человек молится в храме, участвует в таинствах, говорит о его осознанном приходе к Богу, о его свободном выборе и, кажется, зачем ему предлагать приходить на молодежные собрания? Но, священник предлагает;
● третий источник молодежного прироста на приходе это миссионерские проекты, которые организует и проводит приход или сама православная молодежь для своих сверстников.
Чем занимаются?
Участники «Фавора» собираются еженедельно в здании Воскресной школы на территории храма. Неизменной частью собрания является чтение воскресного Евангелия и беседа по тексту. Затем за чашкой чая обсуждаются приближающиеся мероприятия (поездки, видео-поздравления, приходские и благочиннические мероприятия).
Но главное, что молодые люди, взрослея, создавая семьи, продолжают обращаются к священнику за советами в решении своих жизненных ситуаций, проблем.
III. Молодежный театральный кружок «МоТоК»
История возникновения Молодежного театрального кружка «МоТоК» началась в 2004 году с выступлений на рождественских и пасхальных мероприятиях воскресной школы Преображенского собора г. Кимры. Старшеклассники воскресной школы готовили праздничные представления для учащихся младших классов. Возникла идея написания сценариев для этих праздников. В силу того, что на воплощение сценариев уходило много времени и сил, было решено выходить за рамки воскресной школы с выступлениями. Тогда и изменилась цель театрального кружка. Она стала иметь просветительский характер.
Содержание сценариев уже не привязывалось к какому-либо празднику, а раскрывало духовно-нравственные темы. Начались выступления театрального кружка в школах, колледжах г. Кимры и г. Калязина. Выступление включало в себя три театральных постановки, а между ними проходил разговор с аудиторией на тему показанного материала.
Данный материал был представлен ученикам старших классов школ студентам Медицинского колледжа г. Кимры, Кимрского колледжа, Калязинского колледжа им. Н.М.Полежаева и Педагогического колледжа г. Калязина, воспитанникам приюта для несовершеннолетних «Родничок» г. Кимры, школе-интернате для детей с девиантным поведением г. Кимры, в филиале «Средней общеобразовательной школы №5» для детей с интеллектуальными отклонениями и даже для воспитанников детских садов г. Кимры.
Методический материал представляет собой авторскую разработку сценариев, рассчитанный в основном на подростково-молодежную зрительскую аудиторию, далекую от церковной жизни. Тематика каждой сценки подкрепляется вопросами для беседы, которая, по замыслу автора, должна продолжить диалог со зрителем в формате живой дискуссии на заявленную тему. В зависимости от продолжительности сценки и возраста зрительской аудитории, выступление может включать в себя две-три театральные постановки. Беседа с аудиторией проходит между сценками, а в это время участники смогут переодеться и подготовить декорации к следующему номеру.
Из 20 театральных постановок три приурочены празднику Воскресения Христова и три празднику Рождества Христова. Остальные сценарии содержат различную духовно-нравственную тематику: о духовном начале в человеке, о совести, о христианских добродетелях, о жертвенности, о вечной жизни, о невидимой брани, о семье как залоге счастья, о современности Священного Писания. Также затрагиваются проблемы, которые являются актуальными в наши дни для подростков и молодежи: сквернословие, ложь, жестокость, гедонизм, алкоголизм и аборты.
Важно, что здесь также создается сообщество подростков, где реализуется ведущий вид деятельности в этом возрасте интимно-личностное общение.
IV. Сплав на лодках по реке Медведица
На данный момент этот проект является самым востребованным. В этом году в нем приняло участие 40 человек. Летнее церковно-практическое служение — один из методов приобщения молодежи к подвигу новомучеников на примере знакомства участников сплава (передвижного лагеря) с жизнью и мученической кончиной новомучеников земли Кимрской.
С 2005 года молодежь прихода (старшеклассники Воскресной школы, дети прихожан и их знакомые) стала участвовать в ежегодном молодежном водном паломничестве по реке Медведица от села Ильгощи до села Верхняя Троица. Это приблизительно 60-километровый маршрут, на преодоление которого уходит пять-шесть, а иногда и семь дней.
Доминирующим содержанием сплава является совместная молитва участников в храмах, которые пришли в запустение после воинствующей атеистической политики государственной власти.
Организация и структура сплава по реке Медведица:
— материальная подготовка заключается в сборе средств и имущества, необходимого для похода.
— информационная подготовка. Применяются такие средства пропаганды как разговоры, беседы, настенные плакаты, показ фильмов с предыдущими лагерями и обсуждение в социальной сети Вконтакте.
— организационная подготовка включает: образование руководительского состава сплава, запись в поход и сбор лагерных взносов, проведение организационных собраний, проверку (обновление) походного инвентаря, закупку продовольствия, ознакомление с основными правилами сплава.
Программа сплава построена по четырем направлениям:
Духовно-нравственное направление: все участники сплава приобщаются к таинствам Исповеди и Причастия, ежедневно принимают участие в общей молитве. После вечерних молитв священник произносит краткое слово касательно вместе прожитого дня, проводится Евангельский час. При проведении бесед используются заранее заготовленные материалы с примерами из житий святых, изречениями святых отцов, которые по содержанию близки к евангельскому тексту, по которому запланирована беседа на вечернем костре, используются тестовые материалы православного сайта azbuka.ru. Также на вечернем костре читаются жизнеописания новомучеников Кимрской земли. На протяжении всего сплава совершаются молебны и заупокойные литии в храмах, стоящих на пути следования сплава.
Творческое направление: постановка театральных зарисовок и других творческих номеров.
Спортивное направление: утренняя зарядка и спортивные игры.
Методы, используемые в реализации программы похода, способствуют раскрытию полноты церковной жизни:
1. литургическая катехизация;
2. сосредоточенность жизни на Евхаристии;
3. жизнь в общине;
4. живое общение.
Несмотря на эффективность данной формы работы в краткосрочной перспективе, она, конечно, не гарантирует дальнейшего самостоятельного развития церковной жизни участников, но дает надежду, что посеянное Слово Божие даст свои всходы во время Богу известное.
V. Многодневные трудовые паломничества в монастыри
Задачи:
— познакомить детей с внутренним укладом, историей монастыря;
— оказание помощи обители;
— общение друг с другом и насельниками монастыря.
VI. Рождественская встреча выпускников прошлых лет и выпускной вечер для выпускников
Это своего рода создание условий для перехода выпускников воскресной школы в молодежное сообщество прихода. Традиционно организуется на святках, в первое воскресенье после Рождества Христова. Заранее оповещаются все выпускники воскресной школы. Совершается молебен, вручаются свидетельства об окончании школы, и все приглашаются к столу. Участники молодежного клуба «Фавор» и выпускники готовят творческую программу. Самое интересное — просмотр фильма о летнем сплаве по Медведице, который готовится именно к этому дню.
VI. Футбольная команда
Этот проект на данный момент завершил свое существование. В рамках заключенного договора о сотрудничестве прихода с администрацией средней школы № 1 г. Кимры несколько лет назад была организована футбольная команда. Тренировки проводились в спортивном зале школы. Один из выпускников согласился заниматься футболом с приходскими ребятами, учащимися воскресной школы. Команда участвовала в нескольких футбольных турнирах, организованных церковными структурами.
Анастасия Кириллова, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации
Г. Кимры