10.01.2024 | Церковь и мир

Актуальность наставлений для монашествующих святителя Тихона Задонского и их воплощение, на примере Тверского Успенского Желтикова монастыря

22 декабря в конференц-зале Введенского храма Успенского монастыря в Старице прошла научно-практическая конференция для монашествующих в рамках ХI Фаддеевских образовательных чтений.

С докладом на тему «Актуальность наставлений для монашествующих святителя Тихона Задонского и их воплощение, на примере Тверского Успенского Желтикова монастыря» выступил иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель Архиерейского подворья Свято-Успенского Желтикова мужского монастыря, настоятель Воскресенского кафедрального собора г. Твери.


Доклад

Жёлтиков (Желтиков) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь основан в 1394 году святителем Арсением Тверским в местности, называемой Желтиково (Жолтиково) в 4 верстах от города Твери, на левом берегу реки Тьмака. Обустройство обители началось с создания деревянной церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и монастырской ограды. Позднее был возведен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который в начале XV века становится соборным, а монастырь стал именоваться Успенским.

Со времени основания Желтиковым монастырем управляли игумены, но в 1566 году после чуда воскрешения рыболова Терентия в Желтиковом монастыре у гроба святителя Арсения, повелением царя Иоанна IV Васильевича и по благословению митрополита Московского и всея Руси Афанасия, настоятель обители был возведен в сан архимандрита. С XIX века монастырем преимущественно управляли архиереи: сначала Старицкие викарии Тверской епархии, а после пребывающие на покое епископы.

Монастырь пережил несколько разорений – в 1607 году от литовцев, а в 1615 году – от поляков, но всякий раз восстанавливался и пользовался благосклонностью светских и церковных властей. Так в 1654 году его посещал патриарх Московский и всея Руси Никон, в 1656 году – патриарх Антиохийский Макарий, а в 1745 году императрица Елизавета Петровна.

В 1922 г. из храмов и ризницы монастыря производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Желтиков монастырь был закрыт, а к лету того же года в нем зарегистрирована трудовая артель. К 1929 г. тут размещался также детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впоследствии под зернохранилище; церковное имущество конфисковано и расхищено. Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены. В 1930 г. были уничтожены так называемые палаты царевича Алексея, старая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса колокольни. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки на разборку Алексиевской церкви. До начала войны 1941 г. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе — магазин. В октябре 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина (Твери), монастырь пострадал, были разобраны или взорваны Успенский собор, церковь во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ военной части.

В настоящее время ведутся работы по возрождению монастырского комплекса и организации монашеского общежития и богослужебной жизни.

За свою многовековую историю Желтиков монастырь просиял множеством святых угодников Божиих, чьи судьбы и служение были связаны с этой обителью. Среди них и тверские святители Арсений и Акакий, преподобный Савва Вишерский, святитель Филипп Московский, святитель Тихон Задонский.

Для возрождаемой обители, славной такими великими заступниками и молитвенными пред Богом ходатаями, особое значение приобретает изучение их наставлений. К сожалению, не все они прославились на поприще писательства, но тем ценнее дошедшие до нас практически в полном объеме творения святителя Тихона Задонского.

Святитель Тихон, в свою бытность архимандритом, непродолжительное время был настоятелем Желтикова монастыря в 1759 году, а в 1760 году был переведен архимандритом Тверского Отроч монастыря, что совмещал с послушанием ректора в Тверской семинарии. В это время он зарекомендовал себя как талантливого администратора и выдающегося преподавателя богословия.

«Время управления Тверской семинарией святителем Тихоном представляет самую светлую и замечательную страницу в истории семинарии. Новый ректор Тверской семинарии принадлежал к числу первых великороссов, своими талантами достигших высших степеней церковной иерархии… Но, к сожалению, до нашего времени не сохранилось никаких документов относительно управления архимандрита Тихона Тверской семинарией… Дошли лишь предания о полном любви отношении святителя Тихона к ученикам и отеческой мягкости к ним… Пожар 1763 года, истребивший множество консисторских дел, лишил нас возможности ближе ознакомиться с деятельностью этого святителя».

Также отмечается, что святитель Тихон умел «новое вино» вливать в «ветхие мехи». Это выражалось в том, что он старался воздействовать на сердца слушателей, излагая православное учение о догматах веры ясно и понятно. Основываясь на Священном Писании и святоотеческом учении и не вдаваясь в сухую, отвлеченную от жизни схоластику, он стремился возбудить в учениках любовь к святой истине и делал все, чтобы эти знания легли в основу их христианской жизни и деятельности.

Именно в Твери было положено начало одному из главных произведений святителя Тихона «Об истинном христианстве», что подтверждается данными, относящимися к статье святителя «О грехе». В примечании к этой статье сказано, что она представляет собой отрывок из уроков, прочитанных святым отцом в Тверской семинарии, и напечатана в полном собрании сочинений по рукописи самого святителя Тихона. «Кроме того, о том, что свое сочинение святитель начал еще в семинарии, говорит протоиерей Г. Флоровский».

Безусловно, все эпистолярное наследие святителя Тихона пронизано монашеским мироощущением и восприятием, но для вновь создаваемого братства сугубое значение имеют его труды, адресованные монашествующим. Впервые «Наставления, писанные для монашествующих, из остальных сочинений Преосвященного Тихона, бывшего епископа Воронежского» были изданы в Киеве в типографии Киево-Печерской Лавры в 1854 году. В этот сборник вошли 15 произведений, выбранные из писем святителя разным лицам: «О обратившемся от суетного мира сего ко Христу и наченшем каятися», «Ответ просившему совета, где ему удобнее для спасения жить должно», «Наставление пошедшему в монастырь, что наблюдать ему должно», «Увещевание монашествующим к терпению и молитве», «Наставление, что монашествующему должно делать в келлии и во уединении, а при том и о выгодах уединения», «Правила Христианского монашеского жития», «Наставление монашеское», «Совет одному монаху, совращаемому от раскольников и от вольнодумцев, в рассуждении веры о воскресении мертвых», «Увещание одному монаху, намеревающемуся перейти в Московские монастыри, не оставлять своего места и паче приучаться к терпению», «Увещание вступившему в монашество, быть терпеливу и не раскаяваться», «Утешение монаху, терпящему клевету», «Утешение монаху, безчестие терпящему», «Совет мой и наставление для некоего брата», «Утешение брату, сетующему, и увещание в печалех прибегать к Богу», и «Увещание и совет некоему монашествующему от уныния».

Этот сборник может и должен стать настольной книгой всякого монашествующего: в ней в краткой форме святитель Тихон разъясняет как новоначальным, так и опытным инокам суть монашеского призвания, указывает на предстоящие трудности этого спасительного пути и дает советы по их преодолению.

Святитель Тихон в первую очередь объясняет, что есть монастыри, для чего они созданы, кому полезны и что могут дать. Это не место для бегства от страстей или искушений, но крепость, которую каждый воздвигает в себе: «знай, что где ни будешь жить, искушения сатанинского не избежишь, который то сам чрез злые помыслы, то чрез злых людей, своих служителей, искушает, беспокойствует, озлобляет и гонит приходящих ко Христу и хотящих усердно Ему работать».

Поэтому приходящий в братство должен строго следовать уставу обители, находиться в послушании духовному начальству и братии, а прежде внимательно следить за движениями своей души, пребывая в молитве и труде. Святой призывает непрестанно размышлять о временности жизни, о грядущем Страшном Суде Божием и все творить, как бы находясь в присутствии Самого Христа: «Бог на всяком месте есть, и всякое дело наше и помышление видит и слово слышит, и в книге своей записывает, и воздаст нам по делам нашим на Суде общем. Внимай сему и везде присутствующего Бога пред собою полагай, и Его верою и правдою и доброю совестью почитай, и крайне берегись пред очами Его худое делать и говорить и празднословить, да не прогневаешь Его и праведному Суду Его подпадешь».

Особое значение в монашеском делании святитель Тихон видит в сочетании трех занятий: молитве, чтении и труде. Монах не должен пребывать в праздности, но непрестанно молиться, иметь послушание и стремиться к уединению. «В кельи живучи, так поступай: восставши от сна, благодари Бога и молись. Из Церкви пришедши, прочитывай из книги что-нибудь на пользу души своей; потом за рукоделие принимайся и делай. Поделавши встань и помолись; помолившись паки из книги читай что-нибудь. И так все по переменам делай, то есть: то молись, то читай, то рукоделие твори. Но в рукоделии и чтении возводи ум твой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя и поможет тебе. Когда все по переменам будешь делать, то ко всему, чтению, молитве, большая охота и усердие будет».

В «Правилах христианского монашеского жития» святитель Тихон отмечает, что противник человеческого спасения диавол на всяком месте будет строить козни, искушать и гнать ищущих спасения во Христе. Однако «все искушение надобно побеждать трудом, терпением, подвигом и молитвою».

Также монаху стоит избегать воздавать злом за зло и обидой за обиду, но следовать призыву Божию – молиться за врагов и благотворить. Только так можно одержать победу над врагом и «сия есть преславная победа, славнейшая, нежели многие тысячи людей побеждать; на сей подвиг и победу Христос с Небес благоприятно смотрит; о сей Ангелы радуются; сию люди ублажают; вся Писания похваляют, и в роды родов возвещают».

Предостерегает также святитель и от случайных знакомств и дружеских отношений с людьми, чью жизнь и благочестие монах не знает, но и не призывает избегать людей: «Однако ж никого не презирай, не гнушайся, но всех по-Христиански люби и почитай; и никого не осуждай. Не знаешь бо, что у человека внутрь имеется». 

В отношении же священноначалия монаху должно иметь почтение и послушание, чтобы не оскорбить ни делом, ни словом, а наставления принимать со смирением, поклоном и признанием собственной виновности. «Хотя бо бывает, что пред людьми мы не виноваты, но пред Богом всегда виновными находимся. Лучше убо себя всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание делает человека Богу и человекам любезным».

Если же монаха в обители одолевает скука, печаль, тоска и уныние, которые неопытного в духовной жизни могут вывести за спасительные стены монастыря, то святитель Тихон таким советует обратиться к рассуждению о вечности, Царствии Небесном, вечных муках и временности приходящих искушений. «Как под небесами бывает, то мрачно, то бурно, то ведрено; так и в душе нашей бывает, то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ведро приятное, и как после непогоды бывает нам приятное ведро, так и после искушения и печали сладкое бывает нам утешение».

Заканчивая обзор писанных монашествующим наставлений о подвижнической жизни, нужно отметить великое значение, которое этот угодник Божий приобрел во всем православном мире. По слову одного из выдающихся исследователей наследия святителя – схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Имя Задонского подвижника принадлежит к числу тех славных, достопамятных и дорогих для каждого христианина имен, которые повторяются с большой любовью и благоговением в Церкви Христовой… Святитель Тихон видел путь ко спасению не в догматических размышлениях или в использовании каких-либо внешних приемов созерцания, не в обрядности или необычных подвигах аскетизма, но в богомыслии, молитве, любви, милосердии, в Евангелии. Этим путем он благоуспешно шел сам и других вел за собой».


1 https://www.pravenc.ru/text/182239.html?ysclid=lps4tv6e67206947041

2 Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889, стр. 121-123.

3 «Воронежская старина», вып.X, — С. 152.

4 Маслов И., схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М.: «САМШИТ», 1995. – С. 32.

5 «Наставления, писанные для монашествующих, из остальных сочинений Преосвященного Тихона, бывшего епископа Воронежского». – Киев: изд-во Киево-Печерской Лавры, 1854. – [2], 51 с.

6 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5-ое. – М., 1889. Т1. – С. 221.

7 Там же, С. 219.

8 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5-ое. – М., 1889. Т5. – С. 342.

9 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5-ое. – М., 1889. Т1. – С. 221.

10 Там же, С.222.

11 Там же.

12 Там же, С.223.

13 Там же.

14 Маслов И., схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М.: «САМШИТ», 1995. – С. 336.

иеромонах Агапит (Евдокимов)

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.