13.08.2019 | 

14.08. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.

В народе праздник называется «Первый Спас» или «Медовый Спас». Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало праздника относится к IX веку, а в XII—XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели эту святыню носили по городу, совершая литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в этот день установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году. В 1164 году собрался русский Владимирский князь Андрей Георгиевич Боголюбский войной на Казанских Болгар и мусульман. При его полках всегда находились икона Богоматери и Честный Крест. Перед началом сражения князь имел обыкновение молиться перед этими святынями и причащаться Св. Таин. А по его примеру и повелению молились и все остальные войны его дружины. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Было так и в этот раз. В тот же день, в то же время на бой с персидскими Сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске так же находились иконы Спасителя, Богородицы и Честный Крест Господень. Во время битвы (1 августа по старому стилю), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и войны, воодушевленные таким Божиим благоволением, с новыми силами разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил, в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он так же одержал победу против Сарацин. Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.с.) празднество в благодарность Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанную победу.

Праздник этот называется в народе «медовым Спасом», так как на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора. Считается, что пчелы к этому времени перестают брать взяток с цветов, и наступает пора собирать мед. По традиции, в этот день на любую пасеку ходили дети, и получали от пчеловодов свою долю меда, а сами пасечники освящали первый медовый сбор в церкви.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.