170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
«Наследие» - многоцветье путей к святыням

«Наследие» - многоцветье путей к святыням

На Пятницком кладбище г. Вышнего Волочка состоялось освящение надгробия предполагаемого места захоронения священномученика Владимира Мощанского. Захоронение политзаключённых совершалось в заболоченной части кладбища... Факт захоронения отца Владимира на этом кладбище достоверен.

Пятницкое кладбище Вышнего Волочка. Старое кладбище – место, где воедино собраны все кто строил вышневолоцкую историю: священники, монашествующие, мещане, дворяне, купцы, крестьяне… Здесь в соседних могилах лежат революционеры-большевики и мученики за веру, гонители и гонимые, грешные и святые. Невольно здесь вспоминаются слова старого псаломщика из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох»: «Чай сколько тут святых лежит». И, правда, сколько? Сколько замученных в застенках вышневолоцкой тюрьмы № 6 монахинь, священников, мирян. В скорбном списке и их имена. Здесь погребены военные, доктора наук, врачи, инженеры – слава и гордость Вышнего Волочка. Их имена не должны быть забыты. Для этого и создан этот список. Чтобы помнили…

Список захоронений Пятницкого кладбища г. Вышний Волочёк: духовенство, дворяне, купечество, мещанство, военные, крестьяне и прочие известные лица XIX - 1970 е гг. Духовенство: священство, монашествующие, старосты, члены приходских Советов.

***

Священномученик Владимир Мощанский. Ро­дил­ся 15 июня 1866 го­да в се­ле За­бо­ро­вье Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. Отец его, про­то­и­е­рей Дмит­рий Кон­стан­ти­но­вич Мо­щан­ский, слу­жил сна­ча­ла в За­бо­ро­вье, а по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни – в Ильин­ской церк­ви на Пят­ниц­ком клад­би­ще в Выш­нем Во­лоч­ке. Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и вско­ре был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му в се­ле Ро­га­че­ве Ржев­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. Сле­ду­ю­щим ме­стом слу­же­ния о. Вла­ди­ми­ра был Успен­ский храм в се­ле Спас­ском Ка­шин­ско­го уез­да, ку­да он был ру­ко­по­ло­жен иере­ем. Через неко­то­рое вре­мя он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В этом се­ле о. Вла­ди­мир слу­жил до го­не­ний от без­бож­ных вла­стей. За от­зыв­чи­вость к нуж­дам лю­дей, кро­тость и ми­ло­сер­дие при­хо­жане лю­би­ли его как по­пе­чи­тель­но­го пас­ты­ря и от­ца. Несмот­ря на ску­дость средств, он все­гда бла­го­тво­рил нуж­да­ю­щим­ся, от­да­вая ино­гда по­след­нее. Ко­гда о. Вла­ди­мир шел в цер­ковь, ни­щие под­хо­ди­ли к нему, и он всех оде­лял день­га­ми. Жизнь о. Вла­ди­мир про­во­дил мо­лит­вен­ную и пост­ни­че­скую. По утрам, ес­ли не бы­ло цер­ков­ных служб, по­дол­гу мо­лил­ся, а сво­бод­ное вре­мя по­свя­щал чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

В 1924 го­ду вла­сти за­кры­ли храм в се­ле Спас­ском и кон­фис­ко­ва­ли цер­ков­ный дом, в ко­то­ром жил о. Вла­ди­мир с се­мьей. Из Ка­ши­на о. Вла­ди­мир пе­ре­ехал в Выш­ний Во­ло­чек и по­се­лил­ся в до­ме сво­е­го от­ца, к то­му вре­ме­ни уже умер­ше­го.

Го­не­ния все уси­ли­ва­лись, и де­ти о. Вла­ди­ми­ра ста­ли про­сить его, чтобы он не слу­жил в хра­ме, по­сколь­ку это гро­зит пре­сле­до­ва­ни­я­ми как для него, так и для них. Но о. Вла­ди­мир не со­гла­сил­ся. В Выш­нем Во­лоч­ке он слу­жил в Зим­нем со­бо­ре и хо­дил по го­ро­ду в ря­се. В то вре­мя в го­ро­де еще бы­ли от­кры­ты все церк­ви. При­шло вре­мя бес­по­щад­ных го­не­ний 1937 го­да. Пе­ред празд­ни­ком Сре­те­ния, 13 фев­ра­ля 1938 го­да, око­ло его до­ма оста­но­ви­лась ма­ши­на, от­ку­да вы­шли трое со­труд­ни­ков НКВД. Обвиненный в антисоветской агитации священник Владимир Мощанский был приговорен к семи годам за­клю­че­ния.

Невыносимые условия содержания заключенных сильно подорвали здоровье престарелого священника, он скончался 7 сен­тяб­ря 1938 го­да.

***

Новомученики Вышневолоцкого уезда

В июне состоялся традиционный малый крестный ход «Кровавая дорога», посвящённый первым новомученикам Тверской земли Петру Жукову и Прохору Михайлову. На месте памяти ветчинских новомучеников у никулинского креста, у могилы Петра Жукова совершили молитву. Это еще одна возможность приблизиться к тайне святости.


В Спировском районе стоят поклонные кресты, рядом с крестами – памятные таблички. Не проезжает и не проходит путник мимо них. Остановится, прочитает – и, может быть, вздохнет и помолится. В селе Козлово и  деревне Ососье – священномученику Алексию Сибирскому. В селе Бабье – мученику Михаилу Новоселову, православному  писателю и издателю,  расстрелянному в 1938 году. В селе Никулино – мученикам Петру Жукову и Прохору Михайлову, крестьянам из села Ветчино, в 1918 году отстоявшим свой храм ценой собственной крови.

27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева произвести опись церковного имущества.

В апреле состоялся волостной сход, и прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают церковное имущество. Особенно отличались своей ревностью к храму Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около тридцати человек. В заключении их избили, а затем через некоторое время повели в уездный город Вышний Волочек. Дорогою арестованных жестоко били и, пока шли к городу, убили десять человек. Еще в волостном комитете Петра Жукова избили так, что вся голова его была в ранах, были переломаны пальцы; на седьмой версте мучители покончили со своей жертвой: разрезали скулы, вырезали язык и застрелили. Не меньше мучений перенес и Прохор Михайлов, которого избивали два дня; дорогой ему нанесли восемь штыковых ран и застрелили уже на девятой версте, когда он потерял сознание и стал нечувствителен к пыткам. Тела убиенных новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе.

Все они причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
по материалам Вышневолоцкого благочиния

 

Возврат к списку