На Пятницком кладбище г. Вышнего Волочка состоялось освящение надгробия предполагаемого места захоронения священномученика Владимира Мощанского. Захоронение политзаключённых совершалось в заболоченной части кладбища… Факт захоронения отца Владимира на этом кладбище достоверен.
Пятницкое кладбище Вышнего Волочка. Старое кладбище – место, где воедино собраны все кто строил вышневолоцкую историю: священники, монашествующие, мещане, дворяне, купцы, крестьяне… Здесь в соседних могилах лежат революционеры-большевики и мученики за веру, гонители и гонимые, грешные и святые. Невольно здесь вспоминаются слова старого псаломщика из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох»: «Чай сколько тут святых лежит». И, правда, сколько? Сколько замученных в застенках вышневолоцкой тюрьмы № 6 монахинь, священников, мирян. В скорбном списке и их имена. Здесь погребены военные, доктора наук, врачи, инженеры – слава и гордость Вышнего Волочка. Их имена не должны быть забыты. Для этого и создан этот список. Чтобы помнили…
Список захоронений Пятницкого кладбища г. Вышний Волочёк: духовенство, дворяне, купечество, мещанство, военные, крестьяне и прочие известные лица XIX — 1970 е гг. Духовенство: священство, монашествующие, старосты, члены приходских Советов.
***
Священномученик Владимир Мощанский. Родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский, служил сначала в Заборовье, а последние годы своей жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Владимир Дмитриевич окончил Тверскую Духовную семинарию и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда Тверской губернии. Следующим местом служения о. Владимира был Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда, куда он был рукоположен иереем. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. В этом селе о. Владимир служил до гонений от безбожных властей. За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда о. Владимир шел в церковь, нищие подходили к нему, и он всех оделял деньгами. Жизнь о. Владимир проводил молитвенную и постническую. По утрам, если не было церковных служб, подолгу молился, а свободное время посвящал чтению Священного Писания.
В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил о. Владимир с семьей. Из Кашина о. Владимир переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего отца, к тому времени уже умершего.
Гонения все усиливались, и дети о. Владимира стали просить его, чтобы он не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями как для него, так и для них. Но о. Владимир не согласился. В Вышнем Волочке он служил в Зимнем соборе и ходил по городу в рясе. В то время в городе еще были открыты все церкви. Пришло время беспощадных гонений 1937 года. Перед праздником Сретения, 13 февраля 1938 года, около его дома остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Обвиненный в антисоветской агитации священник Владимир Мощанский был приговорен к семи годам заключения.
Невыносимые условия содержания заключенных сильно подорвали здоровье престарелого священника, он скончался 7 сентября 1938 года.
***
Новомученики Вышневолоцкого уезда
В июне состоялся традиционный малый крестный ход «Кровавая дорога», посвящённый первым новомученикам Тверской земли Петру Жукову и Прохору Михайлову. На месте памяти ветчинских новомучеников у никулинского креста, у могилы Петра Жукова совершили молитву. Это еще одна возможность приблизиться к тайне святости.
В Спировском районе стоят поклонные кресты, рядом с крестами – памятные таблички. Не проезжает и не проходит путник мимо них. Остановится, прочитает – и, может быть, вздохнет и помолится. В селе Козлово и деревне Ососье – священномученику Алексию Сибирскому. В селе Бабье – мученику Михаилу Новоселову, православному писателю и издателю, расстрелянному в 1938 году. В селе Никулино – мученикам Петру Жукову и Прохору Михайлову, крестьянам из села Ветчино, в 1918 году отстоявшим свой храм ценой собственной крови.
27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева произвести опись церковного имущества.
В апреле состоялся волостной сход, и прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают церковное имущество. Особенно отличались своей ревностью к храму Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около тридцати человек. В заключении их избили, а затем через некоторое время повели в уездный город Вышний Волочек. Дорогою арестованных жестоко били и, пока шли к городу, убили десять человек. Еще в волостном комитете Петра Жукова избили так, что вся голова его была в ранах, были переломаны пальцы; на седьмой версте мучители покончили со своей жертвой: разрезали скулы, вырезали язык и застрелили. Не меньше мучений перенес и Прохор Михайлов, которого избивали два дня; дорогой ему нанесли восемь штыковых ран и застрелили уже на девятой версте, когда он потерял сознание и стал нечувствителен к пыткам. Тела убиенных новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе.
Все они причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
по материалам Вышневолоцкого благочиния