170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Престольный праздник храма Старицкого монастыря

Престольный праздник храма Старицкого монастыря

4 декабря — великий двунадесятый праздник Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. Это событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических текстов, которые передают устное предание, но дополнены некоторыми подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение. 

Когда Деве Марии исполнилось три года, Её родители, Иоаким и Анна, решили исполнить данный ими обет — посвятить свою Дочь Богу — и направились в Иерусалимский храм. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Её встретил и благословил первосвященник — по Преданию это был Захария, отец Иоанна Крестителя. По особому откровению Божию Захария ввёл Марию во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник один раз в год. Это было пророчество о том, что Отроковица и Сама однажды соделается одушевлённым Храмом Божиим.

В праздник Введения Пречистой Девы Марии торжественное богослужение состоялось в одноимённой церкви Старицкого Успенского мужского монастыря. Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении и. о. наместника монастыря иеромонаха Дамаскина (Леонова) с братией обители, духовенства епархии и гостей в священном сане.

На праздничной Литургии молились глава Старицкого района С. Ю. Журавлёв, исполнительный директор Фонда Ю. В. Александрин, прихожане и гости обители.

Перед началом богослужения в храме был установлен ковчег с фрагментом покрова Пресвятой Богородицы, а также частицами мощей родителей Божией Матери — праведных Иоакима и Анны.

Во время проскомидии владыка помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к собравшимся с проповедью, в которой отметил, что для Бога важна не грандиозность нашего служения Церкви, а искреннее принятие того послушания, которое Он нам даёт. Даже простые обязанности, выполняемые с любовью и вниманием, могут приблизить человека к святости уже в земной жизни: 

«Дорогие братья и сёстры, мне особенно хочется обратить внимание на Евангелие утрени накануне нынешнего праздника, где Пресвятая Богородица в ответ на приветствие Елисаветы произносит слова, которые с тех пор стали гимном, и Церковь поёт их каждый раз на утрени: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды” (Лк 1:46–48).

“Что призрел Он на смирение Рабы Своей” (Лк 1:48), — говорит Богоотроковица. Что значит Её смирение? Ответ мы находим отчасти и в смысле празднуемого ныне события — Введения Богородицы во храм. Родители Пресвятой Девы посвятили Её Богу и привели в храм, чтобы Она там жила. По Преданию, на тот момент Ей было три года, и жила Она при храме до двенадцати лет. Что значит для маленького ребенка быть оторванным от семьи, от родного дома, начать жить в обществе других людей, в незнакомом, пусть и святом месте? Это практически монастырская жизнь, но, если в монастырь люди приходят по собственной воле, Богоотроковица начала такую жизнь по воле Бога и по воле родителей. И Она приняла эту жизнь без ропота, как то, что должно было случиться. 

И мы знаем из Предания Церкви, что Она жила при храме, занимаясь изучением Писания, молитвой, рукоделием, наверное, какой-то уборкой, помощью с храмовым хозяйством. И вдохновляясь образом Пресвятой Девы, многие христианки за двухтысячелетнюю историю нашей Церкви почитали за честь быть причастными к храму и богослужению в меру собственных сил, помогая с уборкой и украшением Дома Божьего, через это следуя подвигу смирения и любви Пресвятой Девы к Богу.

В наших храмах и сейчас чаще всего работают женщины. Они несут послушания в свечных лавках, убирают храм, составляют цветочные композиции для праздничных икон, готовят пищу для телесного укрепления молящихся после богослужения, выполняют какие-то профессиональные задачи, занимаясь документами или хозяйственными делами прихода или даже монастыря.

Говоря об этом, я вспоминаю образы двух уже почивших благочестивых женщин, которые оставили в моей памяти яркий след своей святой и смиренной жизни. Обеих я встретил, неся послушание ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Это Зоя Сергеевна Смирнова и раба Божия Антонина, которые несли в Академии хотя и совершенно разные послушания, но через них показали нам всем великий пример смирения и святости — здесь и сейчас.

Зоя Сергеевна на протяжении 33 лет была на всех богослужениях в академическом храме, а богослужения в нём совершались ежедневно, утром и вечером, причём в будни утренние богослужения начинались в шесть часов или даже раньше. Все тридцать с лишним лет “академическая бабушка”, так называли Зою Сергеевну преподаватели и студенты, ухаживала за подсвечниками в храме, исполняя послушание, возложенное на неё архимандритом Софронием (Смуком). Когда студенты спрашивали её о том, каким она видит смысл своего послушания, она отвечала просто: “У всех нас, христиан, цель одна — получить вечную жизнь. Я тружусь здесь, и мне хочется надеяться, что мой труд будет лептой бедной вдовицы в глазах Божиих”. Она преставилась ко Господу два года назад, на её отпевание и похороны прибыли несколько архиереев, множество духовенства и выпускников Академии. Это были проводы в вечность — святого человека.

Антонина Ивановна Иванова, или “раба Божия Антонина”, как она себя называла, преставилась ко Господу семь лет назад, в 2013 году. Она несла послушание уборщицы в Академии почти полвека — 47 лет. Оформить на работу её не удалось, потому что она потеряла паспорт и не могла его восстановить, а может быть, и не задавалась такой целью. Она не получала зарплату, питалась в академической столовой, жила все эти годы в Академии. Антонина весь день мыла полы и приводила в порядок академические аудитории, коридоры, санузлы. А после отбоя, когда студенты расходились по кельям, она в одной из аудиторий сдвигала парты и прямо там, на партах, спала. Потом вставала раньше всех и вновь принималась за уборку. И так почти пятьдесят лет. Уже в мою бытность ректором, когда она стала немощной, её уговорили поселиться в одной из комнат Регентского отделения, где она прожила последние годы своей жизни и, причастившись Святых Христовых Таин, мирно отошла ко Господу. 

Я помню, как немного раньше, в моей юности, я видел примеры многих таких благочестивых людей на приходах и в монастырях. Эти люди приходили в храмы и воспринимали чистку подсвечников, чтение и пение на клиросе, храмовые послушания — как своё служение Богу. И были в высшей степени благодарны Богу за то, что Он дал им возможность хоть немного быть участниками жизни Дома Божьего».

На сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, а после архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

По заамвонной молитве митрополит Амвросий вместе с духовенством совершил славление перед ковчегом с фрагментом покрова Пресвятой Богородицы и частицами мощей праведных Иоакима и Анны.

После богослужения и. о. наместника Старицкого монастыря иеромонах Дамаскин (Леонов) поблагодарил священноархимандрита обители за молитвы  и пожелал помощи Божией в служении на благо Святой Церкви:

«Примите нашу сердечную благодарность за то, что сегодня, в день Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Вы нашли время, чтобы возглавить престольный праздник в нашей обители. Мы знаем, что Вам, как архипастырю, бывает очень трудно найти время, чтобы посетить все монастыри и храмы епархии, но сегодня Вы нашли время для нас. Мы верим, что по молитвам Пресвятой Владычицы Богородицы Господь поможет Вам нести крест архипастырского служения и укрепит Вас в этом нелёгком и благом служении».

В ответном слове владыка поздравил молившихся с праздником, поблагодарил ктиторов и жертвователей монастыря за труды по восстановлению обители и отметил, что храм — это место подлинной жизни человека, посещение которого и участие в Таинствах никогда не заменит ни онлайн-трансляция, ни домашняя молитва: 

«Дорогой отец Дамаскин, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с праздником и радуюсь тому, что сегодня мы вместе совершали богослужение и причастились Святых Христовых Тайн, а также смогли помолиться у древних христианских реликвий: частицы покрова Пресвятой Богородицы и частицы мощей Её праведных родителей Иоакима и Анны. Это большое утешение и Божье благословение для всех нас. 

Сегодня, как никогда, необходимо задуматься о том, какое значение в нашей жизни имеет храм. В храме мы начинаем свой духовный путь, получаем благодать в Таинства Крещения и печать Святого Духа в Таинстве Миропомазания. В храме мы возрастаем, когда вновь и вновь приступаем к Таинству Исповеди после неминуемых падений и причащаемся Святых Христовых Тайн, соединяясь со Христом — Источником Жизни. И в храме человеческая жизнь заканчивается, потому что именно сюда приносят уже бездыханное тело, чтобы, совершив над ним молитву, отправить человека “в путь всея земли”. 

Храм — это не то место, в которое нужно приходить от случая к случаю, храм — это место нашей подлинной жизни, где мы по-настоящему живём, потому что именно в храме мы молимся и соединяемся во Христе друг с другом. Поэтому, дорогие братья и сёстры, вновь и вновь призываю вас любить храм Божий. Пусть ничто и никто не сможет поколебать нашей решимости приходить в храм. 

Да, сейчас особое время, когда необходимо соблюдать осторожность и те меры, которые нам предписаны, но это не значит, что храм нужно забыть, что можно заменить его на телевизионные трансляции. Они, конечно, в определённых случаях подкрепляют и позволяют человеку почувствовать, что он находится вместе с Церковью, но в то же время невозможно исповедоваться, собороваться и причащаться спасительных Таин Христа — онлайн. Всё это требует живого общения с Богом и друг с другом. Это живое общение никто и ничто не сможет у нас отнять, но мы должны заботиться о других, соблюдая не совсем комфортные и приятные меры безопасности, которые пусть не абсолютно, но тем не менее в большей степени позволяют оберегать здоровье друг друга. 

Желаю, чтобы в обитель приходили люди, которые стремятся посвятить себя монашеской жизни, честно и искренне подвизаться в молитве, посте и трудах. Обитель большая, но монашествующих в ней мало. Мы, конечно же, не стремимся к каким-то цифрам и рейтингам, но тем не менее нужно молиться и трудиться над тем, чтобы молодые люди, видя примеры подвигов и молитвы, приходили в обитель и оставались в ней на всю жизнь, чтобы подобно тем, кто был здесь прежде нас, кто здесь молился и трудился, посвящали жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. 

С большим трепетом я совершал богослужение в этих стенах, которые намолены многими поколениями христиан. С XVI века и до сегодняшнего дня здесь совершалась молитва, и лишь несколько десятилетий храм был в поругании, разрушении и уничижении, однако вновь восстал и вновь воскрес. Хотелось бы, чтобы и жизнь обители так же возродилась и воскресла, чтобы в монастыре было много учеников святителя Иова, Патриарха Московского, продолжателей его трудов и подвигов молитвы, поста, любви и доверия Богу. 

Благодарю ктиторов обители Виктора Борисовича и его супругу за те труды, которые они положили для того, чтобы обитель возродилась, для того, чтобы она сегодня так же жила, потому что обитель большая и требует большого внимания и немало средств. Благодарю всех тех, кто является её жертвователями, попечителями, кто свою лепту полагает, чтобы обитель жила полноценной жизнью. 

Конечно же, Пресвятая Богородица, являющаяся Хозяйкой этой обители, пусть помогает вам, по молитвам святителя Иова и преподобной Пелагеи Старицкой, жить в мире, дружбе, быть источником просвещения и воспитания всех тех людей и детей, которые приходят в эту святую обитель».

В завершение владыка благословил прихожан и вручил им избранные творения святителя Игнатия (Брянчанинова) на молитвенную память.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На Божественной литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию также сослужили: и. о. наместника Свято-Успенского Старицкого монастыря иеромонах Дамаскин (Леонов), и. о. наместника Борисо-Глебского монастыря в Торжке архимандрит Амфилохий (Желябовский), протоиерей Сергий Желябовский, благочинный Дмитровского церковного округа Московской области, настоятель Успенского кафедрального храма г. Дмитрова протоиерей Афанасий Чорногуз, ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора Тверской епархии иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Нектарий (Андреев), протоиерей Вадим Желябовский, иеромонах Вениамин (Веселов), студент СПбДА иеромонах Филарет (Гавщук), диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

Во время богослужения пел мужской хор под управлением Марка Качанкина.

***

По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день — 25 ноября (по ст. ст.).

Тропарь праздника, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак праздника, глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

***

Старицкий Успенский монастырь основан около 1110 года киево-печерскими иноками Трифоном и Никандром. Примечательно, что обитель была одной из первых на Севере России и стала центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. В монастыре настоятелем были Старицкий уроженец Герман, в будущем архиепископ Казанский; постриженик архимандрита Германа — архимандрит Иов, впоследствии первый Патриарх Московский, также уроженец г. Старицы, и архимандрит Дионисий, впоследствии архимандрит Троице-Сергиевой лавры.

Ансамбль Старицкого Успенского монастыря относится к числу наиболее значимых архитектурных комплексов Тверской области. Основанный в глубокой древности, а затем возобновлённый в первой трети XVI века, к началу XX столетия монастырь стал украшением и гордостью Старицы.

Успенский монастырь был окружён заботой не только старицких князей, но и царей. Монастырь предположительно был закрыт в 1918 году, но ликвидирован в 1923 году.

В соответствии с представлением архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ от 17.04.1997 года благословил открытие монастыря и возрождение монашеской жизни с назначением наместником игумена Гермогена (Чиркова Дмитрия Станиславовича). Древняя обитель была возвращена Тверской епархии в весьма разрушенном состоянии. Наконец в 2002 году наметилась возможность производства работ по восстановлению Свято-Успенского монастыря, благодаря образованию Фонда, в учреждении которого активное участие принял заместитель председателя Правительства В. Б. Христенко. Осуществлены все вспомогательные, подготовительные, восстановительные, реставрационные и строительно-монтажные работы не только по настоятельскому и братскому корпусам, но и в целом по всему комплексу монастыря. Восстановление обители было завершено в 2010 году к празднованию 900-летия основания монастыря.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку