Чудотворная икона Божией Матери принадлежала некогда к домашним святыням греческого императора Андроника III Палеолога и в честь него на Руси получила название «Андроникова».
Святая икона, по преданию, написана апостолом и евангелистом Лукой на доске 25 см в ширину и 35 см в высоту. Матерь Божия на ней изображена без Богомладенца.
Пречистый лик Царицы Небесной был написан так невыразимо прекрасно, что поражал всех, взиравших на него, ему удивлялись и лучшие знатоки церковной живописи.
Справа на шее Царицы Небесной виднелась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом при нанесении ей удара икононенавистником. В голубом бархатном футляре внизу иконы хранился небольшой с белой костяной ручкой нож, которым и нанесен был удар.
В Казанскую обитель Вышнего Волочка чудотворную икону Промысел Божий вел непростыми путями. Император Андроник III пожертвовал свою икону в обитель города Монемвасия, где она пребывала до начала XIX столетия.
В 1821 году греки восстали против турецкого ига. Турки в ответ опустошили Монемвасию, разграбили храмы и обители, избили и изгнали множество ее православных жителей.
Настоятель обители, епископ Агапий, оставив все врагам, спас одну только эту икону – образ, подаренный императором Андроником. Он передал икону на сохранение русскому генеральному консулу Ивану Николаевичу Власопуло, женатому на его родной племяннице и по смерти своей завещал ему святыню, как свою собственность.
Сын Ивана Николаевича в 1839 году преподнес икону в дар Императору Николаю I. Почти 30 лет до 12 мая 1868 года икона пребывала в большой церкви Зимнего дворца. За эти годы устроение дарителя совершенно изменилось, и он потребовал икону назад. Царствовавший в это время государь Александр I повелел возвратить подаренный образ, но по каким-то причинам хозяева его не забрали. 6 июля 1867 года жена А.И. Власопуло уступила свои права на владение иконой, не имея ее в своих руках, коллежскому асессору М.И. Федорову. Но и он сразу не воспользовался своим законным правом обладателя. Как будто все они боялись приблизится к Зимнему дворцу за древней царственной святыней, о которой торговались и совершали сделки.
Из Зимнего дворца икона в 1868 году была перенесена в любимый храм Петра I, Троицкий собор на Петербургской стороне, в это время уже обветшавший и полузабытый. Многие петербуржцы стали посещать этот храм и молиться перед святой иконой, получая от нее благодатную помощь.
Но 16 апреля 1877 года М.А. Федоров в сопровождении приставов взял Греческую святыню из Троицкого собора и принес в свою убогую квартиру. Став обладателем столь древней и великой святыни М.А. Федоров не знал, что с ней и делать. У него было много намерений, но не одному из них не суждено было сбыться.
Наконец икона вселилась в место, которое избрала для нее Сама Царица Небесная: в марте 1885 года благодетель Вышневолоцкой Казанской обители купец 1-й гильдии Е.Н. Сивохин выкупил чудотворный образ и с благословения тверского архиепископа Саввы подарил его любимой обители.
Многие годы не оскудевал людской поток к великой святыне. Люди всякого звания и состояния обращались к ней за помощью и утешением, и никого Матерь Божия не оставляла без Своего заступления.
В 1897–1901 годах при содействии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в честь Андрониковой иконы Божией Матери в монастыре был воздвигнут прекрасный собор, в котором и пребывала святыня до закрытия обители.
Чудотворный образ не погиб в огне революции и сохранялся сначала в частных руках, затем в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда в 1984 году был украден. Нынешнее его местонахождение неизвестно.
18 апреля 2019 года в обитель вернулся список Андрониковой иконы, выполненный сестрами Казанского монастыря с чудотворной иконы в конце 1880-х годов ХIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, в годы гонений и лихолетья сохраняя всех членов семейства от гибели и бед. После отшествия к Богу последней из Ярцевых — Елены Николаевны, ее доверенное лицо и распорядитель имущества Петр Александрович Дружинин передал чтимый образ в Казанский монастырь.