Дни памяти
Воскресенье после 12 июля — Собор Тверских святых
Житие
К числу местно чтимых (в прежнее время) в Твери относился и этот князь. В Тверском Спасо-Преображенском кафедральном соборе между частицами от мощей разных святых хранится частица от (мощей) св. благоверного великого князя Михаила Александровича. Имя его внесено в Синодик кафедрального собора и по нем ежегодно отправляется (с 1897 г.) панихида в день его кончины 26 августа. Михаил Александрович внук св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского; родился в 1333 г. в Пскове, где проживала тогда семья отца его Александра Михайловича, бывшего в изгнании (в Литве). Крестным отцом Михаила был Новгородский архиепископ Василий (3 июля 1351 г.), который нарочито приезжал в Псков. Вскоре Александр Михайлович возвратился в Тверь в свою семью, но, к сожалению, он чрез несколько лет пал жертвою мести татар; 28 октября 1339 г. Александр Михайлович с сыном Феодором варварски был убит в орде и Михаил остался сиротою шести лет от роду, и энергичная мать его Анастасия занялась воспитанием своей многочисленной семьи, а Михаила отправила в Новгород. Под 1341 г. летописец замечает: «в лето 6849 (1341) приеxa Михаил княжич Александров, с Тфери в Новгород ко Владыце, сын крестный, грамоте учитися». Одаренный отличными способностями, Михаил полюбил книжное чтение. В Тверском Летописце, составленном в 14 век (при Тверском князе Борис Александровиче) сказано, что после обучения грамоте в Новгороде, Михаил Александрович «вдан бысть честною его материю Анастасиею к Митрополиту Московскому Фегнасту (т. е. Феогносту) на учение святым книгам», и далее замечает летописец, что он «добре извыче святыя книги и писание» (Полн, собр, русск. лет. XV т. 466 стр.). Летописи хвалят благочестивую жизнь Михаила с детских лет (Никон. IV, 287). По достижение совершеннолетия Михаил Александрович, согласно завещания отца, получил в удел Микулинское княжество**). Он был отлично подготовлен к самостоятельному управлению княжеством. Религиозный характер воспитания развил в нем истинно христианское благочестие. Михаил всегда любил бывать в храме во время богослужения, любил беседовать с мудрыми мужами и духовными лицами. Пребывание в Новгороде и в Москве, этих столь различных в то время центрах самодержавия и народовластия, ознакомило талантливого князя с тайною искусства управления народов. Памятником его благочестия служит построенный им в Микулинской крепости (на валу) каменный пятикупольный собор, посвященный своему патрону — Архистратигу Михаилу, и до ныне существующей; — он был освящен св. Арсением, епископом Тверским (1409 г.), как видно из высеченной на стене храма надписи. Михаил Александрович жиль в тяжелое время постоянных враждебных отношений к Московским князьям и вел упорную борьбу с честолюбивым своим дядею, Кашинским князем Василием 1-м, Михайловичем, из-за Твери, где народ, сердечно любя доброго и благочестивого своего князя, стоял за него (Михаила); тяжелее было для него вести борьбу с Москвою, дружной с татарами и сильною денежными средствами для подкупа союзников. Михаил Александрович вынужден был дружить с Литвой и для закрепления с нею союза женил двух своих сыновей на литовских княжнах (Иоанна на Марии, дочери Кейстута, Василия на дочери Владимира Ольгердовича). Излишне в кратком очерке жизни Михаила Александровича излагать военные его подвиги, о коих подробно изложено у Борзаковского (Княжество Тверское, гл. IV, 142 — 176. — Экземплярского. Удельные князья т. II, 484 — 497, — В. Колосова. Благоверный князь Михаил Александрович и др.). Михаил Александрович, не смотря почти на беспрерывные походы против врагов, по своему благочестию, особенно в последние годы, когда владел Тверью, занимался постройкою храмов; так, в 1398 г. он построил в Микулине Михаило-Архангельский собор; в том же году в честь своего небесного патрона — Архангела Михаила — построил каменный храм в новом городе (Старице) и этот храм, как и Микулинский, был освящен св. Арсением, епископом Тверским; в 1399 г. вновь построил в Твери кафедральный Спасо-Преображенский собор. «Верх (этого храма), по замечанию летописца, чудно позлати, и сотвориша каменсечцы от плиты жжены и убелиша». (У Карамзина, т. IV. К. Чередеев, 40); на своем великокняжеском дворе в Твери построил храм в честь того же Архангела Михаила. У этой церкви он уже престарелый и сильно больной, воодушевленный радостною вестью о принесении протоиереем Даниилом Цареградских святынь, присланных ему от Константинопольского патриарха, как-то: Страсти Христовы (изображение страшного суда и др.) за посланные богатые дары и значительные денежные пожертвования Греческому Императору Мануилу, решил сам встретить оныя и, поддерживаемый под руки, он вышел из дворца, земно поклонился и, облобызав оныя, поставил в храме. А затем в тот же день князь устроил «знатный пир для духовенства и бояр, при чем на трапезу были приглашены нищие (хромые и слепые).
Летописи сохранили трогательный рассказ о кончине этого князя. — «По отпуске с вышеупомянутаго пира гостей, Михаил Александрович призвал детей своих и бояр и всех придворных и поучал (своих детей), чтобы сохраняли xopoшие обычаи, наблюдали правду, целомудрие и братолюбие, внушал им быть мужественными, братьям жить согласно и слушать большаго брата (Ивана), а боярам приказывал, чтобы они его детям, а своим князьям, повиновались и следили за тем, чтобы они (его дети) друг другу обид не делали и довольны были бы своими уделами, которые были им распределены (Ивану Михаиловичу с детьми — Тверь, Ржев, Зубцов, Ново-Городская Старица, Радзивилов и др.; Василию Михаиловичу и Ивану, сыну умершаго сына Бориса — Кашин и Скнятин, Феодору Михаиловичу — Микулин с волостями). Затем, встав с постели, пошел в Соборную церковь, тут пролил свои молитвы Богу, Пресвятой Богородице, Архангелу Михаилу, кланялся гробам — деда своего, св. князя Михаила Ярославича, и родителя, князя Александра Михаиловича, а потом приказал себе высечь гроб в том же соборе на правой стороне под образом праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Вышедши из собора, он остановился на паперти, пред коею находилось множество народа, тут князь кланялся на все стороны, просил прощения, а народ, взирая на сие происшествие, с великими слезами единогласно ответствовал: «Бог да простит тебя, добрый наш княже и господине». Супруга его Евдокия и сыновья с женами, также и бояре, не зная намерения княжеского, думали, что он с паперти возвратится в свой дворец, но он рукою дал знак, чтобы повели его в монастырь св. Афанасия (находившийся против соборного алтаря, где ныне Реальное училище). Видя сие, супруга и прочие подняли великий плач, но не смея препятствовать его желанию, отвели в монастырь, где в кельи инока Григория приказал себя немедленно постричь в монашество; и святитель Арсений постриг его с именем Матвея. Все это происходило 20 августа. Князь (инок Матвей) прожил в монастыре только семь дней, приготовляясь к вечности. Преставление его последовало 26 августа. Тело его было торжественно отпето святителем Арсением и положено в Преображенском соборе, при многом от подданных его плаче. Михаил Александрович умер 66 лет. Сей князь был росту высокого, крепок, сановит, и разума наполнен, храбрый и неустрашимый воин, взгляд имел грозный и казался удивительным, имея нечто, как бы высшее человека, был набожен, любил чин церковный и пение, служителей церковных почитал, убогим и сиротам всегда старался помогать, подавая часто милостыню; особливое его качество было, что очень ненавидел неправду и потому весьма строго наблюдал правосудие, наказывая и бояр, нарушавших оное, без пощады» (Диомид Карманов. Исторические Известия Тверского княжества, 1775. Тверь. 1893. 74 — 90). Летописи единогласно отзываются о Михаиле Александровиче с большою похвалою (Никон. IV, 287; Твер. 469 и др.). Тверской князь Михаил Александрович внесен в число местных святых неканонизованных у архиепископа Сергия, «Полный Месяцеслов Востока», т. II; у Барсукова, «Источники русск. Агиографии», 370 — 371 стр.; у архиепископа Леонида «Св. Русь» № 471, стр. 118 и др. (архиеписк. Димитрия Месяцеслов русск. святых, месяц август, 2-й выпуск, стр. 153).
Общее поминовение всех Тверских князей в кафедральном Тверском соборе совершается 16 или 15-го сентября (15 сентября 1325 г. был убит, по повелению хана Узбека, великий князь Тверской Димитрий, прозваний «Грозныя очи», старший сын св. Благоверного великого князя Михаила Ярославича и его преемник по управлению Тверским княжеством; а 16-го сентября 1261 г. скончался первый самостоятельный Тверской князь Ярослав Ярославич, сын великого князя Всеволода (в крещении Димитрия) 3-го Юрьевича («Большое Гнездо»).
Тверское княжество, как самостоятельное, стало известным с 1247 г. Ярослав Ярославич, отец св. великого князя Михаила Ярославича. Он пред кончиною своею принял монашество с именем Афанасия, в основанном им монастыре в честь св. Афанасия великого, в Твери, близ кафедрального собора. Оба князя (Ярослав Ярославич и Димитрий Михайлович) погребены в Тверском кафедральном соборе.
Тверские князья: Ярослав Ярославич с 1247 по 1271 г.; его брат Святослав Ярославич с 1271 по 1282 г.; св. благоверный великий князь Михаил Ярославич с 1282 по 1318 г.; его сын Димитрий Михайлович (с 1318 по 1325 г.); второй сын Михаила — Александр Михайлович (с 1325 по 1339 г.) (был убит в Орде с сыном Феодором); третий сын св. Михаила Константин Михайлович (с 1339 по 1345 г.); внук св. Великого князя Михаила Ярославича — Всеволод Александрович с 1345 г., в 1348 г. уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам тогда же возвратился в свой удел Холм (но где это было княжество неизвестно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сел с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город — Красный Холм в Весьегонском Уезде?..) Василий Михайлович (Кашинский) младший сын св. Великого князя Михаила Ярославича, с 1348 по 1368 г. Михаил Александрович (Микулинский, вышеупоминаемый), внук св. вел. князя Михаила Ярославича, с 1368 по 1399 г., Иоанн Михайлович, сын Михаила Александровича, с 1399 по 1425 г.; Александр Иванович, сын Ивана Михайловича с 1425 г. и скончался от морового поветрия в том же году (25 октября); Юрий Александрович, сын Александра Ивановича, занимал Тверской княжеский престол только четыре недели, с 25 октябре 1425 г. по 20 ноября того же года (вероятно от моровой язвы); Борис Александрович, старший сын Александра Ивановича, с 1426 по 1461 г. (10 февраля); Михаил Борисович, сын Бориса Александровича, последний Тверской князь с 1461 по 1505 г., когда Тверь подчинилась Московскому великому князю Иоанну 3-му и князь Борис с семейством бежал в Литву (в Краков), но где скончался — не известно.
По великим княгиням Тверским ежегодно поминовение (панихида) в Спасо-Преображенском coбopе отправляются 24 января в день тезоименитства — великой княгини Ксении, матери св. благоверного князя Михаила Ярославича. — На панихиде вспоминаются Ксения, (в иночестве Mapия), супруга первого Тверского князя Ярослава Ярославича; Анна (Димитриевна Кашинская, в иночестве Евфросиния, а в схиме Анна), супруга благоверного великого князя Михаила Ярославича; Марья (Гедиминовна), в иночестве Марина, супруга великого князя Димитрия Михайловича; Анастасия, супруга великого князя Александра Михайловича: София (Юрьевна, дочь Московского князя Юрия Даниловича), супруга великого князя Константина Михаиловича; Евдокия, вторая супруга Константина Михаиловича; Елена (Ивановна, дочь Брянского князя), супруга великого князя Василия Михаиловича (Кашинского); Евдокия, супруга великого князя Михаила Александровича, в иночестве Афанасия (5 декабря 1495 г.); Мария (Кейстутовна дочь Литовского князя Кейстута), супруга великого князя Ивана Михаиловича; Евдокия (Димитриевна, дочь Дорогобужского князя), вторая супруга Ивана Михаиловича; Софья, супруга Всеволода Александровича, Холмского князя, (временно бывшего Тверским князем); Анастасия (в иночестве Анна), первая супруга Бориса Александровича; София (Симеоновна, дочь Киевского князя Симеона Олельковича), супруга последнего Тверского князя Михаила Борисовича.