(† 08.1981)
Автобиография
Родился я в 1890 году в дер. Рязани, Кимрского района, Калининской области в семье бедного крестьянина БУШУЕВА Василия Ивановича младшего (у него был родной брат, мой дядя, Бушуев Василий Степанович старший). В 1900 году я окончил начальную церковно-приходскую школу. Учился я хорошо, но по бедности отца, больного и обремененного семерыми детьми, мне не посчастливилось продолжить учение и в том-же 1900 году я был отдан в ученье к сапожнику в дер. Березниково, километрах в полутора от г. Кимры. Отец, почти два года не встававший с постели, умер, когда мне шел 12-й год. Случайно с ребятами я попал в городскую библиотеку и был поражен видом множества книг, заполнивших полки от пола до потолка большого зала. Я любил читать и скоро все немногие минуты проводил за чтением книг из этой библиотеки. Читал-же я украдкой, тайком, чтобы не увидел хозяин, не сочувствовавший этой моей наклонности, книги же приходилось прятать во избежание их уничтожения хозяевами и их ребятами.
Чтение книг по немногу развивало меня, хотя познания мои, почерпаемые из книг,были отрывочны, разбросаны, без всякой системы. Годам к 18-ти я знал русских и многих иностранных классиков художественной литературы, знал также священное и святоотеческое писание, церковную историю и жития многих святых и историю раскола русской церкви. Знакомством с литературой последнего рода я был обязан главным образом тому, что в дер. Рязани рядом с нашим домом жил некто КАРАВАШКИН, старообрядческий начетчик, сеявший смуту в умах православных деревни. На его крыльце часто можно было видеть толпу, состоявшую преимущественно из женщин, среди которой Каравашкин проповедовал, что в православной церкви со времени НИКОНА царствует антихрист. А так как моя мать тоже часто бывала в числе слушательниц этого «учителя» и проповеди его заметно оказывали на нее влияние, мне это было крайне неприятно, между прочим и потому, что мой первый хозяин в дер. Березниково, от которого я так оберегал свои книги, был тоже раскольник; он тоже постоянно внушал мне, что православные слуги антихриста и т.п. Конечно я не мог быть равнодушным к вечному спасению матери и своему собственному, и будучи достаточно грамотным, захотел сам выяснить истину путем добросовестного изучения всяких литературных источников, относящихся к спорным вопросам. Таким образом я скоро явился для Каравашкина и подобных ему неожиданным и опасным противником, и сделался известным этой стороны и в г. Кимры. Вскоре у меня явилась мысль сделаться школьным учителем. К этому времени у меня были уже знакомые среди местной интеллигенции. Некоторые из них энергично поддерживали моё намерение, и я, вопреки желаниям своих родственников, занялся подготовкой к экзамену по программе учителя народной школы, не оставляя ремесла для поддержки семьи.
В 1911 году в своём уездном городе Корчеве,где меня никто не знал, и куда я пришел пешком за 35 к/м. в педагогическом Совете-Комиссии при местной городской гимназии, я держал и выдержал экзамен на звание учителя народных училищ. Но выдержав экзамен и имея диплом учителя, я долго не мог устроиться на работу; получил-же место лишь в 1913 году, когда, потеряв надежду получить место в центральных областях, я догадался разослать прошения об определении на работу по окраинам России. В ожидании назначения на должность учителя, мне довелось лотом 1913 года прослушать краткосрочные миссионерские курсы в г. Твери, об успешном окончании которых я получил свидетельство. Осенью 1913 года я получил назначение на должность учителя Видлицкого М.Н.П. училища, Олонецкой губ., где и состоял учителем с 1913 по 1916 г. Следующие три года: 1916-1919 г.г. работал уже в Мартыновском 2-х классном М.Н.П. училище с. Губин-Угол, Кимрского района; с 1919-1921 г.г. в Филипповской I ст. школе, Кимрского-же района.
Осенью 1921 года мне было предложено стать преемником на должность своего умершего тестя, священника с. Архангельского, что в Куровичах, Кимрского р-на. А так как у меня всегда была склонность к служению Св. Церкви, я принял предложение и 22-го ноября 1921 года Высокопреосвященнейшим СЕРАФИМОМ Архиепископом Тверским и Кашинским, был возведен в сан священника и определен настоятелем церкви Архистратига Михаила вышеупомянутого села, где и продолжал служение до 17-го марта 1931 года, когда я был арестован без предъявления мне какого-либо обвинения и выслан в Казахстан на 5 лет. (10 апреля 1931 г. — тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. по ст. 58-10, 58-11 приговорён к 5 годам ИТЛ с заменой ссылкой в Казахстан на тот же срок, реабилитирован Президиумом Верховного совета СССР 31 августа 1989 г.). Первое время высылки я проживал в г. Алма-Ата, работая счетоводом в конторе строительного предприятия «КАЗСТРОЙ», но потом был направлен в областной город Южно-Казахстанской обл. Чимкент. Здесь я также работал счетоводом в конторе областной типолитографии. Потом я получил предписание выехать в с. Белые-Воды, — районный центр той-же Ю.-Казахстанской области, где тоже продолжал работать по счётной части в резных учреждениях. Сюда в 1934 году я вызвал к себе жену с 4-мя детьми от 4-х до 11-ти летнего возраста. Здесь я проживал и по отбытии обязательного срока высылки, уже добровольно, чтобы закончить образование детей, пользуясь тем, что здесь в селе имелась средняя школа, а в 20 к/м. по железной дороге, в г. Чемкенте — высшие учебные заведения.
В 1943 году я был мобилизован в ряды трудовой Кр. Армии. Отбывал службу в каменноугольных шахтах «КЕЛЬТЕ-МАШАТ-УГОЛЬ» Средне-Азиатского военного округа. Через год с небольшим был по состоянию здоровья демобилизован и снова жил в Белых-Водах до осени 1949 г. К этому времени дети мои образование закончили, поступив по своим специальностям на работу. Моё здоровье, по заключению врачей, настоятельно требовало перемены занятий. Я решил поехать на родину, к родным, которых там у меня было немало и которых я так долго не видел. За время пребывания на родине с конца 1949 года по конец 1951 года у меня созрело желание — посвятить остаток дней своих вновь священнослужению; и по изволению Господа и Высокопреосвященнейшего Архиепископа Калининского и Кашинского АЛЕКСИЯ, указом которого от 31/XII-1951 года, я — настоятель церкви Преображения Господня в с. Михайлова-Гора, Лихославльского р-на, Калининской области.
Священник П. Бушуев
Указом № 48 Архиепископа Варсонофия, Калининского и Кашинского от 22 августа 1957 года, настоятель церкви с. Михайлова Гора, Лихославльского района священник Бушуев Павел Васильевич уволен за штат, согласно его прошения — по болезни.
27 октября 1958 года Преосвященным Феодосием, Епископом Калининским и Кашинским, назначен священником Тихвинской церкви с. Синева Дуброва, Сонковского района.
Указом № 6 управляющего Калининской епархией, Феодосия, епископа Калининского и Кашинского от 22 января 1960 г. настоятель Тихвинской церкви села Синева-Дуброва, Сонковского района, священник Павел Бушуев почислен за штат согласно поданного прошения, по болезненному состоянию.
Скончался в августе 1981 г. в Кимрском районе.