14.06.2022 | Архиереи

Феофилакт (Лопатинский)

24 февраля 1723 – 25 июня 1725; 1 октября 1726 – 13 декабря 1738


Год рождения его точно неизвестен, но предполагают, что родился он в 70-х годах XVII столения.

Происходил из волынских дворян.

Образование получил в Киевской духовной академии и в заграничных училищах. По окончании образования принял монашество и был наставником Киевской академии.

В 1704 г. перешел в Московскую духовную академию и занимал здесь последовательно должности: наставника и префекта (1704-1706 гг.), затем ректора и преподавателя богословия (1706 г.) и архимандрита Спасского училищного монастыря. Вместе с Афанасием (Пауссиус-Кондоиди) трудился над исправлением славянского перевода Библии.

С 21 января 1722 года — советник Святейшего Синода.

С 9 марта того же года — архимандрит Чудова монастыря.

24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского.

9 марта 1725 г. возведен в сан архиепископа; 25 июня того же года назначен архиепископом Псковским, но по личной двукратной просьбе оставлен императрицей в Твери. Второй вице-президент Св. Синода.

Епископ Феофилакт был школьным товарищем и другом Феофана (Прокоповича). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киевской коллегии. Они сочувственно относились к католичеству, любили старый порядок, не любили новшеств в Церкви.

В Киевской академии главное направление богословского учения было схоластическое, его-то Феофилакт из Киева принес в Москву и строго держался его во все время своего ректорства. Феофан Прокопович ввел новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой. Этот метод послужил яблоком раздора между ними. Феофилакт говорил, что Феофан внес в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Феофилакт написал на книгу Феофана «Распря Павла и Петра об иге неудобоносимом» жестокое опровержение под заглавием: «Иго Господне благо и бремя Его легко».

Эти обвинения Феофана в неправомыслии стали известны Стефану (Яворскому), и последний с сочувствием отнесся к обвинителю Феофилакту.

Распря между Феофилактом и Феофаном продолжала усиливаться. Когда Феофана намечали возвести в архиерейский сан, Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) подали протест против хиротонии Феофана Прокоповича, упрекая его в неправославии. Они выбрали из учения Феофана ложные мысли, показали их греческим ученым Лихудам, прося дать свое заключение. Те дали отзыв не в пользу Феофана. Далее они показали все это Рязанскому епископу Стефану, убеждая его послать эти выписки в Петербург и тем воспрепятствовать Феофану получить епископство. Стефан сомневался в успехе. В конечном итоге всего этого дела Стефан и Феофан примирились, а Феофилакта и Гедеона заставили извиняться перед Феофаном как клеветников.

В 1728 году, пользуясь переменой обстоятельств, Феофилакт издал запрещенную при Петре книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры». Достигнув власти, Феофан Прокопович отомстил Феофилакту, обратившись в «тайную канцелярию», куда подал книгу «Камень веры», которую называл вредным сочинением, как и защиту этого сочинения Феофилактом. Книга «Камень веры» была повторно запрещена.

В 1735 году Феофилакт был вызван в Петербург к допросу, где был обвинен «в злоумышленных, непристойных и предерзостных рассуждениях и нареканиях». Его исключили из членов Святейшего Синода и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где держали три месяца, потом отправили в Петропавловскую крепость, три раза подымали на дыбы, били батогами, подвергали и другим пыткам тайной канцелярии. Три года держали под тайным караулом на подворье. По настоянию Бирона его лишили монашеского сана. Разбитый параличом, Феофилакт был заточен в Выборгскую крепость.

По смерти Анны Иоанновны он попал под амнистию. По свержении Бирона был издан указ «снова признать Феофилакта архиепископом». 31 декабря 1740 года он был освобожден. Петербургский архиеп. Амвросий (Юшкевич) перевез его в свой дом, где вокруг него, неподвижно распростертого, собрались члены Святейшего Синода и был объявлен указ о восстановлении его в прежнем достоинстве.

Архиепископ Феофилакт скончался 6 мая 1741 года.

Круг ученых людей уважал тверского епископа Феофилакта, как человека многостороннего образования, знатока греческой литературы. Бывший митрополит Московский Макарий (Булгаков) называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодрствовавшим на страже православия.

Сочинения

  • Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, 1716 г.
  • Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании Св. Писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений, изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в годы 1706-1710 (курс лекций по догматическому богословию).
  • Три пути Аристотеля, которые надо пройти в два года русскому Алкиду, иначе три вида философии: логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством Яворского с 9 сентября 1704 г. (курс лекций по философии).
  • Иго Господне благо и бремя Его легко, сие есть закон Божий с заповедьми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден… (Критика на соч. Феофана Прокоповича «Об иге неудобоносимом»). То соч. не издано, хранилось в рукоп. Моск. дух. акад. и в архиве Св. Синода.
  • Апокрисис, или «Возражение на письмо Буддея (не издано).
  • Увещание невеждам, 1725 г.
  • Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита (рукопись этого соч. находилась в библ. Арханг. дух. сем., № 532).
  • Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиеп. Тверским и Кашинским, им самим сочиненное на лат. яз. и своеручно писано. М., 1787. (посвящено кн. Гавриилу Петровичу Гагарину).
  • Великолепная Апеофеосис (описание торж. встречи Полтавскому победителю в Москве). М., 1709.
  • Комедия на ту же победу: «Божие уничижителей гордых уничижение». М., 1710.
  • Служба благодарственная Господу Богу о великой победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, одержанной государем Петром Великим под Полтавою. М., 1709.
  • Внушение Феофилакта одному своевольному игумену (Прав. обозрен., 1860, кн. 2).
  • Доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода (Прав. обозрен., 1862, № 2).

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.