Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

А, МОЖЕТ БЫТЬ, КАЖДОМУ НАРОДУ… Заметки православного христианина

Где-то мне довелось услышать фразу, что, мол, кто не монархист, тот и не православный. Думаю: опрометчивая фраза.

Царство Христово, Царство Божие «НЕ ОТ МИРА СЕГО». После этих-то слов Пилат, уже испытывая страх, и спросил Христа: «Кто Ты?!»

Подробнее...

Житие сщмч. Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918)

Даты: 13 июня

Священномученик Философ родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Философ Николаевич окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую Духовную семинарию и в 1885 году со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию. 17 июля 1885 года Философ Николаевич обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского.

26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28 июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Сюда отец Философ был назначен законоучителем.

Подробнее...

Житие мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919)

Даты: 18 августа, 5 июня
 
Житие мц. Евдокии Шейковой
 
Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в крестьянской семье. После смерти родителей воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины. Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения. 
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Единеніе съ Церковію — путь спасенія. Поученіе въ день Пятидесятницы.

Изъ глубины вѣковъ слышатся намъ слова древняго пророка, объятаго Духомъ Святымъ: Духъ Господень на мнѣ! (Ис. 61, 1). И нынѣ, по слову церковнаго пѣснопѣнія, празднуя Пятидесятницу, мы празднуемъ и Духа пришествіе, — пришествіе Его, всеосвящающаго, не на однихъ только святыхъ учениковъ Христовыхъ, но и на всѣхъ вѣрующихъ.

Въ этотъ знаменательный день Пятидесятницы утверждена на вѣки Церковь Христова, утверждена не слабыми, измѣнчивыми силами человѣческими, а силою Божіей. Праведный Отецъ, создавшій міръ и человѣка, Его единородный Сынъ, подъявшій бремя людскихъ прегрѣшеній, и Духъ Святый, отъ Отца исходящій и по искупительнымъ заслугамъ Сына Божія дающій вѣрующимъ всѣ божественныя силы къ жизни и благочестію, — Троица Святая, утвердила въ вѣкъ вѣка Церковь Божію на землѣ.

Подробнее...

Свщмч. Иларіонъ, архіеп. Верейскій († 1929 г.) Рѣчь предъ благодарственнымъ молебствіемъ по случаю обновленія академическаго храма [1].

Когда іудеи возвратились изъ плѣна Вавилонскаго, на печальныхъ развалинахъ опустошеннаго Іерусалима, на священныхъ развалинахъ разграбленнаго славнаго храма Соломонова начали они созидать новый храмъ Господу Богу. Этотъ новый храмъ не могъ сравниться въ великолѣпіи съ погибшимъ созданіемъ великаго царя. Были тогда старцы, которые помнили еще красоту Соломонова храма. Смотрѣли они на новый храмъ, вспомнили прежній и... громко заплакали старцы. Возсталъ тогда Аггей пророкъ и утѣшалъ несчастныхъ сыновъ Израиля. Чѣмъ же, какими словами утѣшалъ пророкъ Божій слезы плачущихъ старцевъ? Онъ говорилъ: Велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя (Агг. 2, 10).

Подробнее...

Свщмч. Иларіонъ, архіеп. Верейскій († 1929 г.) Почему необходимо возстановить патріаршество? (Рѣчь въ общемъ засѣданіи церковнаго Собора 23 октября 1917 года).

Ваше Святѣйшество, Архипастыри Русской Церкви, отцы и братіе!

Уже много рѣчей мы слышали о патріаршествѣ. Большинство говорившихъ здѣсь о патріаршествѣ — и за, и противъ — разсматривали патріаршество со стороны его цѣлесообразности и своевременности. Одни возлагали на патріаршество, можетъ быть и преувеличенныя, надежды церковнаго и даже политическаго характера; другіе спѣшили предсказать едва-ли не полное разочарованіе тѣмъ, кто эти надежды на патріаршество возлагалъ. При этомъ въ рѣчахъ той и другой стороны одинаково слышалась одна и та же нотка: можно патріаршество возстановлять, а можно и не возстановлять, смотря по тому, что полезнѣе и что современнѣе. Для меня вопросъ о возстановленіи патріаршества стоитъ совершенно иначе. Мы не можемъ не возстановить патріаршества; мы должны его непремѣнно возстановить, потому что патріаршество есть основной законъ высшаго управленія каждой помѣстной церкви. Эту истину о патріаршествѣ я и кладу въ основу своей рѣчи.

Подробнее...

Житие преп. Матфея (Швецова) священноинока, Яранского (1927 г.)

Даты: 29 мая
 
Преподобный старец иеромонах Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Уже в это время сердце Митрофана загорелось любовью к Богу, и он часто один убегал в церковь, где долго простаивал в пустом храме, молясь всей душою, пока кто-либо его не замечал и не отправлял домой.
 

Подробнее...

Житие сщмч. Димитрия Воскресенского пресвитера (1938)

Даты: 22 мая
 
Протоиерей Димитрий Воскресенский родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского.
 
В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умерла его мать - супруга отца Василия. Сам отец Василий в 1907 году причащал больного тифом крестьянина и заразившись умер, как исповедник.
 

Подробнее...

Житие мч. Вукашина (1943) (Серб.)

Даты: 19 мая
 
Жестокие страдания выпали на долю православных сербов в период Второй мировой войны. Ещё в 1918 году, казалось, забрезжило солнце на небосклоне вновь образовавшегося Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии переименованного в Югославию. Благодаря поражению в Первой мировой войне германцев и их союзников, стало возможным воссоединение сербского народа. На равных правах в новой стране сосуществовали православие, католичество и мусульманство, причем, большинство населения были православными. Однако, не всех устраивало такое положение дел. Западу был необходим полный контроль над вновь созданным государством, для этого надо было бить по главному – религии, то есть всё население обратить в католичество. А несогласных.… Ну, что делали в таких случаях с несогласными, мы знаем из истории крестовых походов. И не спонтанно, а закономерно в 20-х годах зарождается хорватское движение усташей. С самого начала эта организация создавалась для проведения политики геноцида и в последствие всё больше принимала фашистские черты.
 

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943 г.)

Даты: 17 мая
 
Священномученик Николай родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились здесь в первой половине ХVIII века; это были потомственные кузнецы, отличавшиеся в своем деле большим мастерством. Прадед Николая Тохтуева, Осип Антипович, мог исправить такую поломку, которую в то время никто из бымовских кузнецов исправить не мог. Но, как среди многих мастеровых, в их среде тогда был широко распространен грех винопития. Погрешал этим и дед Николая, Николай Осипович; до пятидесяти лет это был прекрасный кузнец и добропорядочный человек, но, поработившись страсти, он подорвал свое здоровье и вскоре умер. Видя с детства, к чему приводит человека грех пьянства, отец Николая, Василий Николаевич, дал Богу обет не пить ни капли ничего хмельного – и выдержал его в течение всей своей долгой жизни.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus