Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Священномученик Серафим (Чичагов). Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903.

Батюшка о. Серафим поступил в Саровскую пустынь в 1778-м году, 20-го ноября, накануне Введения Пресвятой Богородицы во храм и поручен был в послушание старцу иеромонаху Иосифу.

Родиной его был губернский город Курск, где отец его, Исидор Мошнин, имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий, церквей и домов. Исидор Мошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим и богатого, именитого купца. За десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый храм во имя преподобного Сергия, по плану знаменитого архитектора Растрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. В 1752-м году состоялась закладка храма, и, когда нижняя церковь, с престолом во имя преподобного Сергия, была готова в 1762-м году, благочестивый строитель, отец великого старца Серафима, основателя Дивеевского монастыря, скончался. Передав всё состояние своё доброй и умной жене Агафии, он поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была ещё благочестивее и милостивее отца: она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам.

Подробнее...

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Служение на ниве Господней в священном сане

«Образ буди верным словом, житием,
любовию, духом, верою, чистотою».
(1 Тим. 4, 12.)

Период томительных житейских ожиданий и вдохновенных молитвенных размышлений, в течение которого Л. М. Чичагов готовился к принятию священнического сана, подошел к своему логическому завершению. 26 февраля 1893 г. в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов состоялась хиротония Леонида Михайловича в сан диакона, а через два дня – во священника.[1]

Нелегким было вхождение отца Леонида в незнакомую жизнь духовного сословия.

Приписанный к церкви Двунадесяти апостолов, священник Леонид Чичагов сразу же энергично принялся за восстановление этого храма. По предложению отца Леонида, утвержденному Его Императорским Величеством Самодержцем Всероссийским, Синодальная Ризница была перемещена в помещение Мироварной палаты, и было разрешено произвести ремонт в церкви святого апостола Филиппа.[2]

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Прогресс и преображение

Сто лет назад догорал костер европейского пожара, и тогда начала существовать Московская духовная академия. Зарево нового, еще более ужасного, европейского пожара освещает ее столетний юбилей. Против кого воевала наша Россия тогда, сто лет назад? Против Франции, против "просвещенной" передовой Франции. Тогда нашим врагом была страна, только что пережившая век Просвещения, Вольтера, революцию, страна, провозгласившая великие принципы свободы, равенства и братства и изобретшая гильотину для проведения в жизнь этих высоких принципов. Теперь мы воюем с Германией. Но не Германия ли за последнее время идет во главе европейской культуры и прогресса? Несомненно, она. По пути прогресса она бесспорно далеко опередила всех. Русский человек в Германии невольно изумляется тому, как много можно сделать для удобства жизни земной. В сознании невольно мелькает мысль: "Как далеко мы отстали!" Я сам испытал это, проезжая Германию от Торна до Кельна и Аахена. "Во всем, касающемся земного устроения, Германия занимает первое место, играет роль школы цивилизации, ей принадлежит сейчас культурная гегемония, ибо вся современная фабрично-капиталистическая и научно-идеалистическая культура до известной степени "made in Germany", носит на себе печать германского духа" [1].

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. О жизни в Церкви и о жизни церковной

По поводу письма преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии

В предыдущей, июнь-июльской, книжке "Христианин" (с.400-407) перепечатано из "Уфимских епархиальных ведомостей" (№11. С.458-470) "Письмо к пастырям Уфимской епархии" преосвященного епископа Андрея [1]. "Борьба с сектантством может быть только искреннею, без умалчиваний" - так озаглавлено это письмо. Часть письма была напечатана в начале июня и в "Биржевых ведомостях". В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов и вообще о нашей церковной жизни, между прочим касаясь моей книжки "Христианства нет без Церкви", книжки, напечатанной Издательским советом при Святейшем Синоде. Еще в начале 1911 года в "Христианине" была напечатана моя статья "Христианство и Церковь" (Т.1. С.61-85,282-306). Упомянутая книжка, обратившая на себя внимание преосвященного епископа Андрея, представляет лишь переработку именно этой статьи. "Я, - пишет преосвященный Андрей, - конечно, безусловно разделяю все догматические мысли отца Илариона". Для меня вполне достаточно, так как сущность своего трактата я и усматриваю в тех богословских мыслях, какие в нем раскрыты. Значит, в главном мы с преосвященным Андреем согласны. 

Подробнее...

В память последнего настоятеля

У поклонного Креста, на месте разрушенного Казанского храма в д. Рудница, по инициативе протоиерея Валентина Сергиенко, настоятеля Покровской церкви в Итомле, была отслужена панихида в память последнего настоятеля храма.
 

Подробнее...

Магистерская диссертация Илариона (Троицкого) “Очерки из истории догмата о Церкви”

Предварительные сведения о научном сочинении

“Хотя ректор и считал кандидатскую работу готовой для напечатания, -  пишет один из исследователей, - сам автор предъявлял к себе гораздо более высокие требования... Свою диссертацию он называет скромнее - “Очерки из истории догмата о Церкви”. Он не мог успокоится, пока не отшлифовал до конца свой труд, который стал самым крупным бриллиантом в венце русской богословской мысли”[1].

“История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, - такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге”, - пишет митрополит Владимир (Сабодан)[2].

Подробнее...

Свойства Церкви в богословии Илариона (Троицкого)

Свойства Церкви

Каждое из свойств Церкви перечисленное в Никео-Цареградском символе веры единство, святость, соборность и апостольство привлекает внимание владыки Илариона. Наибольшее внимание рассмотрению свойств Церкви уделяется в магистерской диссертации святителя. Его оппонент на магистерском диспуте проф. М.Д. Муретов ставит даже в вину автору повышенное внимание к истории полемики о свойствах Церкви[1]. Однако, почтенный профессор отмечает, что в магистерском сочинении отграничивается совершенно определенное поле работы в почти необъятной области экклезиологии через исследование полемики против тех движений и расколов, которые прямо затрагивали вопросы о частных, названных в Символе, предикатах Церкви - апостоличности, единства, святости и частью - кафоличности, по связи с единством[2].

Подробнее...

Священномученик Илларион (Троицкий) и его богословие

Экклезиологическая тема  – доминирующий мотив

Мысль о Церкви и постоянное ощущение трепетным сердцем глубин бытия ее запечатлевали личность владыки Иллариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности преосвященного страстотерпца рельефно обнаруживается в одной из самых первых его публикаций - лекции «О церковности духовной школы», которую, несомненно, можно считать своего рода «программой» всей его последующей жизни и творчества. Тогда еще молодой (26 лет) преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Троицкий, обращаясь к студентам, сказал: «Всякая деятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и по целям она должна быть церковным служением. Ради причастия к церковному Телу даются человеку дарования, и только тогда он и он сам может сказать о себе и другие подумают о нем, что употребляет их согласно с их назначением, когда обращает он их на служение Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианства нет без Церкви.

Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Религия и политика.

1. "Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна, не мог, естественно, не коснуться одной из сторон не только русской, но и вообще человеческой жизни, и религиозный вопрос все чаще ставится перед нынешним поколением не в догматической, а чисто практической форме: каково должно быть отношение общественного движения к религии и обратно. Может быть, самым характерным отличием современной русской революции от французской 1789 года является отсутствие того антирелигиозного течения, которое замечалось тогда: большинство политических деятелей игнорируют религию вовсе, но нет, кажется, ни одного, который поставил бы себе задачей истребить ее, и напротив, есть целая группа, которая пытается установить прямую связь христианской религии с политическим и социалистическим движением. Это терпимое отношение к религии тем более замечательно, что официальные представители господствующей Церкви заявили себя в большинстве такими угодливыми слугами властей предержащих, так безропотно поддавались вмешательству их в дела веры и допустили такую бесцеремонную эксплуатацию религии в интересах старого порядка, что психологически была бы понятна даже слепая вражда к самой религии из-за ее недостойных представителей".

Подробнее...

Навигация

Система Orphus