170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Церковь в честь Троицы Живоначальной в Романове, Калининский район

Церковь в честь Троицы Живоначальной в Романове, Калининский район


Онлайн справочник "Православные храмы и монастыри Тверской земли"


Контакты
  • 170512, Тверская обл., Калининский р-он, с. Романово
  • +7 (920) 699-24-83
Приписной к Местной религиозной организации православный Приход церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери с. Беле-Кушальское Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


История и описание:

Стоит на левом берегу реки Орша, на восточной окраине села, замыкая перспективу его улицы. Построена вместо деревянного храма в 1765-68 гг. на средства владельцев села майора А.В. Семенова и его жены Евдокии Яковлевны. В 1907-09 гг. по проекту и под наблюдением архит. А.П. Федорова в трапезной расширен южный придел Александра Свирского; при этом разобрана первоначальная южная стена трапезной, а в ее помещении заново выложен свод и укреплена кирпичной прикладкой западная стена. Вероятно, тогда же была частично разобрана стена между храмом и трапезной, пробито бывшее ложное окно на северном фасаде трапезной. По сравнению с проектом существующий придел сделан длиннее с запада и закрывает боковой фасад первого яруса колокольни. Неизвестно, был ли осуществлен фигурный аттик с изображением Спаса Нерукотворного над средней частью южного фасада придела. В настоящее время утрачены главы храма, апсиды, южного придела и колокольни, некоторые проемы растесаны или заложены. Кирпичные стены здания оштукатурены, некоторые декоративные элементы выполнены из белого камня. Один из лучших на территории Тверской области сельских храмов в стиле барокко с уникальным декоративным убранством фасадов, включающим рокайльные мотивы. Церковь Троицы. План.

Одноглавый храм типа восьмерик на четверике имеет продольно вытянутую апсиду с полукружием на востоке. С запада к храму примыкает квадратная в плане трапезная, южный придел которой закрывает более чем на треть фасад четверика и полностью фасад нижнего объема трехъярусной колокольни. Фасады храма, особенно четверика, отличаются богатством, разнообразием и индивидуальностью трактовки декоративных форм. Фасады четверика расчленены пилястрами на три прясла, причем на углах они парные. Наиболее пышное обрамление имеет центральный входной проем с лучковой перемычкой. Его портал завершается полукруглым сандриком с заплечиками. Плоскость между сандриком и перемычкой проема заполнена изысканным декором с рокайльными мотивами. Высокие арочные окна первого света, фланкированные пилястрами с вертикальными накладками и кистями, завершены профилированными архивольтами. Замечателен своим тонким рисунком фигурный фартук, сохранившийся только под одним из окон северного фасада. Круглые окна второго света образуют вместе со своими обрамлениями единый фриз, прерывающий средние пилястры. Плоские наличники, украшенные кистями и миниатюрными волютами, увенчаны бровками. Среднее прясло четверика над многообломным и раскрепованным карнизом завершается щипцовым фронтоном, наложенным на нижнюю часть восьмерика. Грани в основной части восьмерика, отделенной карнизом, прорезаны окнами с лучковыми перемычками, а углы здесь выпущены между пилястрами. Вертикальные стойки оконных наличников несут волюты, на которые опираются полукруглые сандрики. Две грани на поперечной оси храма увенчаны лучковыми фронтонами, тимпаны которых заполнены резным растительным орнаментом. Над храмом и апсидой поставлены восьмигранные глухие барабаны с волютами на углах и ложными окнами в рамочных наличниках с ушами и фартуками. Северный фасад трапезной повторяет мотивы убранства храма. Южный придел с арочными окнами и широкими пилястрами выполнен в сдержанных формах классицизирующей эклектики. Ярусы-четверики колокольни разделены многообломными карнизами, оформлены парными угловыми пилястрами, а световые проемы и ложные окна обрамлены наличниками. Порталы проемов в первом ярусе напоминают обрамление входов храма, но отличаются еще большей нарядностью и завершены лучковыми сандриками. В тимпане сандрика на западном фасаде помещен белокаменный рельеф "Спас Нерукотворный".

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом, восьмерик опирается на четверик при помощи тромпов. Три арочных проема ведут в апсиду, перекрытую коробовым сводом, с восточной стороны переходящим в лотки. Широкий арочный проем соединяет храм с трапезной, завершенной крестовым сводом. На восточной стене трапезной сохранилась алтарная ниша первоначального придела. Существующий южный придел, отделенный от трапезной подпружной аркой, перекрыт коробовым сводом с распалубками. Коробовые своды использованы также в апсиде придела и в западных компартиментах, куда выходит угол первоначальной трапезной с пилястрами и профилированным цоколем. В первом ярусе колокольни - сомкнутый свод. Внутристенная лестница, ведущая на второй ярус, расположена в севера-западном углу трапезной и имеет наружный вход с севера. 

В интерьере храма частично сохранилась клеевая живопись сер. 19 в., прописанная маслом во 2-й пол. 19 в., - хороший пример росписи в духе барокко с пышным растительным орнаментом. Колорит построен на сочетании охристых и голубых тонов. На своде написана круговая композиция - "Новозаветная Троица" и "Силы небесные", на стенах восьмерика - "Христос в доме Марфы и Марии" (с юга), "Христос и самарянка" (с севера), "Христос и грешница" (с запада). В четверике на западной стене изображено "Сошествие Святого духа", на боковых - по два ангела, несущих икону (Спаса Нерукотворного на юге и Богоматери на севере).

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.

© Фото. Анатолия Максимова

Духовенство