20.01.2020 | 

ПРОПОВЕДЬ КАК СОБЫТИЕ ЛЮБВИ

Что нового можно сказать сегодня о Боге? Нужен ли для этого особый язык? И нужно ли быть избранным, чтобы его понять?


Наш собеседник – личный секретарь епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, кандидат филологических наук Иван Петрушко. Тема его диссертации – «Интегративная модель коммуникативного события православной проповеди».

– Немного о себе.

– Мне 33 года, родился в Иркутской области, окончил среднюю школу в Твери, Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова, Тверской государственный университет, получил степень кандидата филологических наук в ТвГУ, на данный момент обучаюсь в Смоленской православной духовной семинарии. Выбор темы диссертации был связан с практической необходимостью. В настоящее время несу послушание личного секретаря епископа Ржевского и Торопецкого Адриана.

– Зачем вообще толковать Евангелие, в нем и так все понятно, надо только исполнять?

– Евангелие – это уникальный текст, который имеет богодухновенную природу написания. Этот факт является ключевым в понимании смысла евангельских событий. С точки зрения исторического и культурного контекста, от момента создания священных текстов Нового Завета нас отделяет 2000-летний период. Культура выражения мыслей, общения и понимания изменилась с тех пор. Более того, в смысловом отношении текст Священного Писания многослойный, в нем заключено не только историческое повествование, но и иносказательный подтекст, который требует определенного духовного восприятия и интерпретации. Именно по этой причине мы обращаемся к помощи авторитетных толкователей, признанных Церковью учителей.

– Почему мы должны верить священнику, когда он учит нас в церкви? Что ж, менять свою жизнь после каждой услышанной в воскресенье проповеди или хотя бы стремиться изменить ее?

– Священник по определению – учитель. Сегодня необходимым условием для рукоположения является наличие духовного образования, зачастую священники имеют и светское образование, и определенный опыт общения с людьми. В центре каждой проповеди стоит Священное Предание, то есть слова Самого Бога и святых, которые посвятили свою жизнь служению Ему и познанию глубин человеческой природы. Эти условия позволяют нам с доверием относиться к проповеднику, но не отменяют личной ответственности каждого за принятие важных решений в собственной жизни.

Что касается второй части вопроса, человек меняется в течение всей жизни каждый день. Мы имеем дар – свободную волю, поэтому мы сами выбираем направление перемен. В этом смысле слово Священного Писания, услышанное в проповеди, – это вектор, которому можно смело следовать, если мы хотим меняться в лучшую сторону.

– Чем проповедь священника в церкви отличается от речей политика, статей журналиста, выступления артиста?

– Устная проповедь относится к жанру публичной речи, ее можно рассматривать как один из видов ораторского искусства. При этом в сферу церковной проповеди входят вопросы, которые касаются прежде всего духовности. Главная задача священника – сохранить душу человека, чтобы подготовить его к встрече с Богом. В этом и заключается ключевое отличие проповеди от речей политиков, журналистов, артистов, которые освещают свои направления: социальная, политическая, экономическая повестка, развлечения и другие.

– Почему от одной проповеди – уныние, от другой – воодушевление, от третьей – пустота? Священник виноват или мы?

– Это очень важный вопрос. В событии проповеди каждый из участников имеет свою роль и ответственность. Уметь слушать и слышать – это драгоценный навык, возможно, даже более важный, чем умение говорить. Это наука, которой нужно учиться. Факторов, которые влияют на восприятие информации, тем более духовной, большое количество. Но в любом случае слушатель имеет возможность извлечь пользу из любого режима взаимодействия с проповедником. Уныние подсказывает нам, что наша душа закрыта, и, как правило, по нашей воле. Тогда мы можем попробовать разобраться, в чем причина нашего несогласия или неприятия ситуации. Если мы получили воодушевление, то это прекрасное время для благодарности и добрых дел. Если в душе пустота, то это сигнал к необходимости ее наполнения.

– Какой проповедник полезен больше сегодня – знающий и образованный или горящий сердцем, усердно трудящийся в своем приходе?

– На сегодняшний день в Русской Православной Церкви есть правило, согласно которому священником может стать только человек, обладающий специальным духовным образованием. Поэтому необходимые знания все будущие священнослужители получают в период обучения в духовных православных семинариях и академиях. Проходя путь служения, пастыри занимаются самообразованием через чтение святоотеческой литературы, обретают опыт молитвенной жизни и общения с людьми. Жизнь священника очень динамична, и на разных этапах служения в силу необходимости на первый план могут выступать определенные задачи, которые развивают конкретные навыки в большей степени. Сегодня на приходах активизировалась деятельность по всем направлениям. Помимо определяющей саму природу Церкви богослужебной практики мы видим развитие катехизаторской, образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности. За всем этим стоят конкретные священники. Поэтому сегодня священнику необходимо обладать и широкими знаниями, и усердием в богослужебной деятельности, которая является главным источником молитвенного горения сердца.

– Почему невоцерковленные люди больше верят мирянину, говорящему о вере, чем священнику?

– Причина, по которой невоцерковленные люди более свободно чувствуют себя в общении с мирянином, чем со священником, состоит именно в невоцерковленности. Само понятие «воцерковления» подразумевает вхождение и углубление человека в мир Церкви: в вопросы догматики, Священного Писания, богослужебной практики, библейской и церковной истории. Для преодоления барьера между церковными и «нецерковными» людьми необходимо проводить просветительскую работу. Например, организовывать духовно-просветительские курсы на приходах, где в качестве преподавателей привлекаются совместно образованные миряне, церковно- и священнослужители, проводить встречи духовенства и широкой аудитории мирян на светских площадках, активизировать работу в интернет-пространстве.

– Какой смысл говорить молодежи о Боге, они все равно не слушают, сидят в своих телефонах и компьютерах?

– Смысл заключается в заботе о молодежи. Всем известна притча о сеятеле. Наша задача – сеять как можно больше. Как показывает практика, серьезные философские вопросы возникают у человека ближе к 30-летнему возрасту. Мы можем помочь заранее подготовиться правильно сориентироваться человеку к тому периоду в жизни, в котором у него возникнут неразрешимые ситуации, за которые он лично несет ответственность. Молодой человек по своей природе открыт для любой информации. Наша обязанность предоставить ему те знания, которые смогут направить его жизнь в правильном русле. Осознание может произойти на любом этапе. От нас зависит то, что мы вложим в молодую душу в период ее созревания.

– Что за люди слушают проповеди?

– Евангельское послание универсально. Оно говорит о самом главном, сокровенном и глубоком состоянии каждой личности – о любви. Поэтому оно интуитивно близко и понятно всем независимо от социального статуса или возраста.

http://vprav.ru/

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.