28.11.2020 | 

Зона риска

В рамках нового информационного (сетевого) общества Церковь предстает новым реалиям и сталкивается с незнакомыми ранее опасностями и рисками. Традиционные формы репрезентации Церкви в современном обществе необходимо обогатить элементами информационной стратегии. Церковь не может ассоциироваться с жестким авторитарным институтом, апеллирующим к запретам и наказаниям. Современная информационная политика регулируется принципами «soft power» (мягкая сила); та форма воздействия, когда необходимые результаты достигаются не с помощью принуждения и насилия, а посредством «добровольного участия, симпатии и привлекательности». Поэтому в голосе Церкви, если она следует нынешним информационным трендам, будут слышны нотки благопожеланий, рекомендаций, прошений, воззваний, а не табуированных форм.

Церковь может реализовать свою инфо-стратегию в двух направлениях: развитие актуального контента в собственных медиа и сотрудничество со светскими СМИ, соответственно создание церковных материалов в формате, привлекательном для секулярной публики. К сожалению, любое присутствие в открытом инфо-пространстве может сопровождаться ситуациями информационных рисков и снижения репутации. Если в 90-х годах присутствие Церкви в СМИ было относительно незначительным и в целом положительным за исключением нескольких глобальных скандальных тем (к примеру, предполагаемое сотрудничество с советскими спецслужбами), то сейчас в условиях открытости социальных сетей любая незначительная деталь или не состыковка может стать поводом для масштабной критической волны. Аудитория дает оценочное суждение о событии только после получения информационного сообщения о нем. Поскольку чаще все это происходит через средства массовой коммуникации, вместе с описанием факта приходит комментарий. От заложенного в него оценки – очень позитивная, позитивная, нейтральная, негативная, очень негативная – зависит реакция общественности.

Решение информационных проблем в 90-х происходило посредством цензуры (прекращение взаимодействия с представителями явно антицерковной прессы) и активной полемики. Теперь ввиду расширения феномена традиционной журналистики и появления блогерской культуры, стратегия цензурирования, хоть и не полностью нивелирована, но часто пробуксовывает, не достигает нужных результатов. В настоящем возможные инфо-риски ликвидируется не просто налаживанием взаимоотношений с традиционными СМИ, но более всего посредством распространения популяризирующего Церковь контента (благотворительность, просвещение, этическая проблематика, и пр.). Без материалов с высоким социальным потенциалом невозможно переключить внимание аудитории от дрязг шоу-бизнеса и политики в сторону гуманитарных и нравственных тем. Внутрицерковная медийная деятельность должна сообразовываться со светским медиа-форматом и запросами аудитории, создаваться на основании современных журналистских стандартов: ясность форм, доступный язык, нетривиальность изложения информации, своевременная подача. Во внешнем медиапространстве базовыми должны стать следующие компоненты деятельности: участие в общественных дискуссиях по актуальным вопросам современности, предоставление СМИ комментариев по злободневным темам, отстаивание своих интересов в публичном пространстве.[1]

Информационная стратегия должна базироваться на трех формальных принципах:

·        гибкое, мягкое, рекомендательное цензурирование;

·        популяризация позитивных свидетельств о деятельности Церкви;

·        трансляция традиционных нравственных ценностей транслируется через общественные дискуссии.

С начала нулевых, с появлением социальных сетей, необходимо учитывать наличие информационных рисков, которые могут привести к информационным конфликтам и понижению уровня доверия населения к Церкви. Эффективность распространения в общественном пространстве этических ценностей и религиозных норм повышается, когда Церковь основывает свою информационную политику на анализе информационных рисков и научно обоснованных инструментах управления ими.

Обратимся к описанию и преодолению самых распространенных информационных рисков.

Риск «виртуализации» традиционной журналистики

Журналистика проникает во все более глубокие слои общества; этот риск провоцирует активизацию Церкви в виртуальном пространстве. Необходимо выпускать такой контент, который может быть воспринят не только традиционными СМИ, но и социальными сетями. Необходимо умение вести полемику в социальных сетях, отвечать на вопрошание интернет-пользователей, давать своевременные ответы, подавать аудитории пример цивилизованного диалога в виртуальном пространстве. В церковной среде важно сформировать позитивное отношение к виртуальному пространству, как к месту проповеди и внимательной работе с теми, кто наблюдает за Церковью посредством социальных сетей.

Риск «фрагментации личности»

Часто позиция Церкви представляется вырванной из контекста. В 2000-е годы проблема фрагментации информационных материалов только начала формироваться. Развитие этот риск получил с распространением в СМИ жанра короткометражных репортажей, «клиповых сюжетов». В будущем, чтобы донести свою позицию, представителям Церкви необходимо стремиться к тому, чтобы главный тезис был передан журналистам в первые минуты общения со СМИ. В противном случае, позиция не будет услышана и может быть проигнорирована. Нужно находить современные формы подачи информации, адаптировать релизы под формат современных СМИ, предоставлять журналистам спектр разножанровых материалов. Изменение отношения к работе светских журналистов в церковной среде произойдет, когда в Церкви будут популяризироваться успешные наработки сотрудничества, освещения в светских СМИ церковных проектов. Необходима просветительская работа среди журналистов, научение их основам православной культуры, организация для религиозных журналистов начального религиозного образования (в формате краткосрочных курсов), знакомство с церковными специалистами и выстраивание взаимодействия между ними.

Риск «качества информации»

Церковь, будучи авторитетным институтом, обладает в обществе кредитом доверия и транслируемую ею информации воспринимают как качественную, достоверную, проверенную. Как только в публичное пространство попадают материалы сомнительного авторства или неоднозначных идей, вносящих разделение в общественное поле, уровень доверия Церкви снижается.

Данный информационный риск перед церковным медиасообществом ставит следующие задачи информационной политики:

• Транслировать позицию Церкви должны только авторитетные лица, официальные представители органов высшего церковного управления.

• Внутри Церкви необходимо собрать пул аналитиков, способных работать с большими объемами информации, владеющими современными методиками мониторинга и оценки информации.

• В публичном пространстве должны появляться материалы, не требующие дополнительной проверки и не вызывающие у церковных и светских людей непонимание

Риск «тотального контроля»

Церковь выступает против тотального контроля за гражданами и активно отстаивает право личности на свободу, пропагандирует тезис достоинства личности. В своей информационной политике Церковь действует в рамках действующего законодательства, выполняя в публичном пространстве предписанные нормы по ведению информационной деятельности. При столкновении с проблемой распространения информации, искажающей позицию Церкви и реальное положение дел, возможен вариант подбора новых методов продвижения своего контента, в том числе опосредованно, через частных лиц.

Резюме. Столкновение с информационными рисками провоцирует повышение уровня рефлексивности среды, развитие ее творческого потенциала, проведение аудита и переформатирования управленческих функций. Риск дает возможность преодолеть рутинность и испытать на практике новые методы работы, для внедрения которых в повседневном процессе не было условий. В результате открытого публичного противостояния Церковь попала в зону этого информационного риска: ее позиция не всегда согласуется с общепринятым мнением, в результате чего оппоненты Церкви чаще называют ее социальным институтом прошлого без права существования в будущем. Если не находить области соприкосновения с этой частью общества, не выстраивать с ней диалог, Церковь рискует оказаться в меньшинстве, стать мишенью информационной агрессии, лишиться позитивного имиджа, образа Церкви-Матери.

 

иерей Максим Мищенко


Миссионерский отдел Тверской епархии

https://missioner-tver.ru/


[1] В 2004 году Церковь вышла в публичный дискурс с тезисом о свободе и достоинстве личности, в 2006 – с межрелигиозной проблематикой в связи с проведением в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров, в 2007 – с объединением Русской Церкви в России и в рассеянии, в 2009 – в связи с новым этапом церковной жизни после избрания Патриарха Кирилла, в 2012 – с позициями вокруг публичных акций и информационных конфликтов в СМИ вокруг Церкви, в 2014 – с позицией в отношении суррогатного материнства, 2015 – с предложением о выведении абортов из системы ОМС.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.