От первого лица
Митрополит Тверской и Кашинский САВВА отвечает на вопросы журнала «РЕНОМЕ»
ЛЮБОВЬ ИЛИ БУКВА ЗАКОНА?
– Владыка, сначала огромная благодарность Вам за внимание к нашему изданию и, от нашей аудитории, за возможность пообщаться с Вами. Беседу хотелось бы начать с вопроса: что вообще следует считать в Церкви традиционным? Может ли Церковь как институт стать заложницей «традиционалистов»? Если да, то как этого избежать?
– Церковь зиждется на краеугольном камне Истины, давая возможность развития любой благочестивой традиции с того момента, как основал ее Господь наш Иисус Христос. Эту связующую нить традиций, которые сохранились и дошли до нас сквозь поколения и временные промежутки через святых апостолов и отцов Церкви, мы можем видеть в Священном Предании. В этом и созидается преемственность Церкви, в этом мы можем лицезреть ее традиционность.
Церковь в принципе не может быть заложницей чего-либо, Церковь над всеми. Церковь, как сказано, «…не одолеют врата ада…» (Мф. 16:18). Поэтому соблюдение заповедей, которые нам даровал Спаситель, является тем фундаментом сохранения Церкви в ее самобытности и силе объединения народа вокруг самого важного – Божественной Истины.
Отвечая на второй вопрос, хочу отметить сразу: а стоит ли избегать в жизни чего-то, кроме греха? Ведь если мы избегаем проблем, свойственных любому организму в процессе его развития, мы бежим от самих себя. А окружающий нас мир попросту устроен так, что с завидным постоянством требует отвечать на поставленные перед обществом вопросы, подтверждая таким образом факт нашей сопричастности с действительностью и проверяя нас одновременно на прочность. Так какой следует сделать вывод из вышесказанного? Мы должны быть всегда готовыми дать ответ о нашем уповании – вере – в духе кротости и благоговения.
И тем самым мы не избегаем проблемы непонимания, а лишь даем возможность нас понять через взвешенный ответ, который позволяет в корне победить любые трудности: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Поэтому надо побеждать зло добром, но действовать с мудростью, терпением и уважением. Только через эти базисные принципы мы можем двигаться вперед. В ином случае, чем мы будем лучше тех же самых фарисеев и саддукеев, которые осудили Господа? В этой связи очень хочу, чтобы читатели ответили себе на вопрос: что выше, Любовь или буква Закона, в нашей христианской жизни?
ДВЕРЬ В НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
– Как Вам кажется, какие направления развития церковной жизни способны сильно повлиять на слышимость церковного голоса в российском обществе в перспективе 10–15 лет?
– Вы знаете, для Церкви перспектива 10–15 лет не может в принципе являться чем-то «отправным» с точки зрения размышления о развитии, так как она существует уже не первое тысячелетие. И потому в своем непрестанном движении Церковь показывает, как я отвечал в прошлый раз, свою приверженность традициям, а точнее, заповедям, которые в нее вложил наш Господь.
Исходя из этого, можно констатировать, что единственной возможностью сделать так, чтобы Церковь была услышана в нынешних условиях, как говорит наш Святейший Патриарх, – это обратить свое внимание на конструктивный диалог в информационном пространстве: «Информационное пространство — это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов. Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных републикаций в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику, это важный результат, но на нем нельзя останавливаться и считать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях. Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства». «Общение со средствами массовой информации – это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека. Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне» (29.11.2017 г.).
В свою очередь, продолжая мысль Святейшего Владыки, я хочу сказать о следующем: поскольку Церковь – это в первую очередь живой организм, то для нее единственный возможный способ быть услышанной – выходить со Словом Божиим к народу.
Выходить, обсуждать и через него оценивать все происходящее в обществе. В этом случае Церковь будет действительно услышана. И, конечно, мы должны подавать пример праведности, честности и любви не только в наших кругах, но и в отношении к ближнему. В целом следует искоренять разнузданность в головах, которая, к сожалению, приобретает колоссальные масштабы как за рубежом, так и в нашей стране. И здесь мне приходит на ум прекрасный пример, который обычно вспоминается в неделю по Пасхе, о слепом: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» (Ин. 9:2). И в ответе на этот простой вопрос лежит перспектива развития всего человечества, а точнее – осмысления ответа Спасителя. Ведь Промысел Божий, допустивший рождение человека к жизни безнадежной и жалкой, состоит в пробуждении сострадания и милосердия в тех, на ком лежит сей тяжкий крест. Поэтому действуйте по-евангельски, и единственным пределом вашего развития будет вечность. А это разве предел, это дверь в новые возможности.
– СМИ часто подают тексты о церкви с серьезной долей критики. Что, на Ваш взгляд, можно сделать именно в тверском регионе, чтобы церковь давала больше поводов для позитивной повестки? Какие сложности вы видите сейчас в епархии критическими? С чем они связаны?
– К сожалению, мы не стали свидетелями чего-то нового, так как подобные «сенсации» в СМИ преследуют всегда одну цель – «придать оттенок ужасающей пикантности» всем событиям внутри Церкви и за ее оградой.
Церковь никогда и никого не заставляет что-то делать, тем более с отрицательной динамикой. Мы, как православные христиане, очень ценим свободу воли человека. Наша вера, наши дела и даже чаяния лишь указывают единственно верный путь в Боге, при котором человек получит, как сейчас принято говорить, максимальную отдачу от себя и от мира, в котором он живет. В ином случае наступает крах, стресс, смута.
Наша задача при любой повестке дня – смиренно служить на своем месте, то есть начинать исправление с себя, и молить Господа избавить тверскую землю от моральных пороков, междоусобицы и отчуждения друг от друга на своем примере, а пример – штука заразительная. Просто каждый при выборе своего пути должен начинать с такого риторического вопроса: «Не настало ли время самим искоренить в себе зло?»
А планов множество, как я и говорил, когда был назначен на тверскую кафедру, повторяться не буду, ведь прошло совсем немного времени с начала этого пути. Все это можно увидеть, прочитать в прошлых интервью и, в особенности, в моих публикациях и видеообращениях на сайте епархии.
НА ЧТО Я ОПИРАЮСЬ
– Есть ли образ православной церкви в истории или в мире, на который Вы ориентируетесь, когда управляете епархией?
– Вы знаете, когда у меня берут интервью, то очень часто задают вопрос: на что я опираюсь при выборе того или иного пути?
Я ориентируюсь на наследие, которое в меня заложили мои учителя: покойный митрополит Симон (Новиков), ныне здравствующие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) и, разумеется, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возведший, в свое время, по великому Промыслу Божиему, по Его великой милости ко мне, недостойному, меня в сан архиерея. Вот через это в определенном смысле «окно» в историю я и смотрю на мир.
В продолжение своей мысли хотел бы провести ретроспективную параллель: наша Церковь, как и прежде, находится в очень сложных условиях. Но когда происходят гонения, Она наибольшим образом укрепляется. И вы сами понимаете, что в такие кризисные моменты, когда тебе приходится управлять, очень сложно ориентироваться на какие-либо образы и примеры прошлых веков.
Хотя, по сути, они и являются определенным фундаментом для формирования мыслей в отношении того или иного объекта созидания, или, как отметили Вы, управления. Но будем честны, самое близкое явление, которое позволяет нам оценить то, как Церковь должна реагировать и действовать в условиях нынешних реалий, – это время правления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Поистине пример этого святого старца Божиего горит в моем сердце. Почему так сложилось, не знаю. То ли мне просто близок его образ, его отношение к делу и любовь к Церкви, то ли это еще сформировалось благодаря тому, что, опять-таки по благословению Святейшего Отца, мне пришлось возглавить один из древнейших монастырей города Москвы, Новоспасский, и там заниматься трудами Поместного Собора 1917-1918 годов, который по своей сути очень близок нашему времени. Но по моему мнению, осмысление истории формирования уклада внутри себя не главное. Самое важное, что я усвоил из опыта общения с живыми людьми и погружения в жития святых, – каждый день жить по принципу: цени время, люби Церковь и людей, оставайся верен заветам своих воспитателей, не обращая внимания на быстро меняющийся мир!
ЖИВОЙ ДИАЛОГ В «ПИЛОТНОМ» РЕЖИМЕ
– Все граждане РФ вряд ли когда-нибудь станут членами Русской Православной Церкви. При этом Церковь всегда влияет на то общество, в котором она присутствует. Каким должно быть это влияние? Что должно заинтересовать в Церкви людей, которые считают себя неверующими или исповедующими какую-то иную религию?
– Единственное, что может позволить нам развиться и не упасть как гражданам своего земного Отечества, – это живой диалог. Живой диалог, который я стараюсь, может быть, пока в «пилотном» режиме, проводить в Тверской епархии на встречах «В гостях у епископа» и во время общения с прихожанами храмов, вверенных мне священноначалием.
Ведь чтение Божественного слова нас просвещает, а рассуждение о Нем, через призму понимания святых отцов и, конечно, нашего насущного опыта, позволяет изменять нашу жизнь и помогает научиться думать, размышлять и, в конечном счете, развиваться. Потому что первым было и остается Слово, которое является двигателем всего сущего вокруг.
В обозримом будущем, на мой взгляд, особую пользу принесет открывшееся на территории Твери отделение Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Оно позволит свободно взаимодействовать по разным отраслям и будет способствовать реализации множества полезных проектов, в том числе укреплению морально-нравственных и патриотических ориентиров среди молодежи, независимо от национальности, вероисповедания и направленности основной деятельности участника Собора.
Также не будем забывать о развитии и некоем диалоге фундаментальных наук в русле такого обширного направления образовательного процесса, как теология, что, безусловно, важно для всех нынешних и будущих этапов любой жизнедеятельности. Сегодня вряд ли мы сможем обсудить этот вопрос во всей полноте, но, думаю, именно факт того, что он озвучен, позволит всем небезучастным людям принять участие в развитии этого проекта. Ведь всем известно: инновации – это будущее, но без фундаментализма нет того основополагающего ядра, обеспечивающего диалог поколений с непрерывной передачей опыта совместно с теми традициями и мастерством от ученых новым молодым специалистам. Уже за их плечами стоит наша История и горизонт обозримого будущего, восход над которым можно лицезреть уже сейчас.
В заключение хотелось бы призвать всех «вступить на твердую почву Результатов и Фактов», как некогда сказал Уинстон Черчилль. Ибо время, когда мы могли беззаботно плыть по морю фантазий, давно закончилось. Только вместе мы достигнем общего спасительного результата, полезного для всех без исключения.
– За последние месяцы Вы провели ряд локальных камерных встреч с различными представителями тверского региона. Встречались, в частности, с представителями деловых кругов. Какое мнение у Вас сложилось о тверской элите?
– Да. И я готов еще раз сказать, что мы всегда рады продуктивному мирному сотрудничеству с представителями власти, предпринимателями по возрождению разрушенных святынь, укреплению духовно-нравственных основ всех сторон деятельности людей, живущих на тверской земле.
Только общими усилиями можно и нужно делать значимые вещи. Человек немощен, слаб, но ему дан великий дар свободы воли и выбора. И я надеюсь, что, как Вы выразились, элита, да и вообще люди разных классов понимают это. А если понимают, то и помогают, соответственно, по своей свободной воле, выбору.
МЕСТО, ГДЕ ТЕБЯ ОКРУЖАЮТ БЛИЗКИЕ ПО ДУХУ ЛЮДИ
– Позвольте несколько личных коротких вопросов, если это корректно. Как рано Вы начинаете свой день и как поздно заканчиваете?
– Рабочий график очень плотный, многое нужно успеть сделать, и, разумеется, долго поспать – это не про меня. Каждый день расписан практически поминутно. Но надо отдать должное моей команде, все трудятся в усиленном темпе и ритме, не отстают от меня, а как иначе? Так и живем.
– Какая музыка, книги и спорт присутствуют в Вашей жизни?
– Да, к сожалению, можно констатировать тот факт, что в мыслях и душе все эти категории присутствуют, но заниматься ими регулярно времени катастрофически не хватает. Но я люблю много ходить пешком, стараюсь ежедневно не менее сорока минут уделить ходьбе. Велосипед тоже люблю, даже был когда-то вопрос о нем, мол, почему не катаюсь. Ответ банально прост: не успеваю толком. Но ничего, скоро будет лето, глядишь, и удастся наверстать упущенное. Благо природные ландшафты и площади позволяют!
– Какое место на карте земного шара Вы считаете самым красивым?
– Да разве ж я знаю все места? Не так много где бывал. Но скажу точно: «Нет ничего лучше того места, где окружают тебя близкие по духу люди». Это всегда самый честный ответ.
– И Ваша любимая цитата?
– «Трудности будут в жизни, но будет и утешение. Чем больше скорбей, тем больше радости» – так говорил один из моих духовных наставников митрополит Симон (Новиков).
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото Николая ПОГОРЕЛОВА