17.05.2020 | 

«Выходить со Словом Божиим к народу»

От первого лица

Митрополит Тверской и Кашинский САВВА отвечает на вопросы журнала «РЕНОМЕ»

ЛЮБОВЬ ИЛИ БУКВА ЗАКОНА?

Владыка, сначала огромная благодарность Вам за внимание к нашему изданию и, от нашей аудитории, за возможность пообщаться с Вами. Беседу хотелось бы начать с вопроса: что вообще следует считать в Церкви традиционным? Может ли Церковь как институт стать заложницей «традиционалистов»? Если да, то как этого избежать?

– Церковь зиждется на краеугольном камне Истины, давая возможность развития любой благочестивой традиции с того момента, как основал ее Господь наш Иисус Христос. Эту связующую нить традиций, которые сохранились и дошли до нас сквозь поколения и временные промежутки через святых апостолов и отцов Церкви, мы можем видеть в Священном Предании. В этом и созидается преемственность Церкви, в этом мы можем лицезреть ее традиционность.

Церковь в принципе не может быть заложницей чего-либо, Церковь над всеми. Церковь, как сказано, «…не одолеют врата ада…» (Мф. 16:18). Поэтому соблюдение заповедей, которые нам даровал Спаситель, является тем фундаментом сохранения Церкви в ее самобытности и силе объединения народа вокруг самого важного – Божественной Истины.

Отвечая на второй вопрос, хочу отметить сразу: а стоит ли избегать в жизни чего-то, кроме греха? Ведь если мы избегаем проблем, свойственных любому организму в процессе его развития, мы бежим от самих себя. А окружающий нас мир попросту устроен так, что с завидным постоянством требует отвечать на поставленные перед обществом вопросы, подтверждая таким образом факт нашей сопричастности с действительностью и проверяя нас одновременно на прочность. Так какой следует сделать вывод из вышесказанного? Мы должны быть всегда готовыми дать ответ о нашем уповании – вере – в духе кротости и благоговения.

И тем самым мы не избегаем проблемы непонимания, а лишь даем возможность нас понять через взвешенный ответ, который позволяет в корне победить любые трудности: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Поэтому надо побеждать зло добром, но действовать с мудростью, терпением и уважением. Только через эти базисные принципы мы можем двигаться вперед. В ином случае, чем мы будем лучше тех же самых фарисеев и саддукеев, которые осудили Господа? В этой связи очень хочу, чтобы читатели ответили себе на вопрос: что выше, Любовь или буква Закона, в нашей христианской жизни?

ДВЕРЬ В НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

– Как Вам кажется, какие направления развития церковной жизни способны сильно повлиять на слышимость церковного голоса в российском обществе в перспективе 10–15 лет?

– Вы знаете, для Церкви перспектива 10–15 лет не может в принципе являться чем-то «отправным» с точки зрения размышления о развитии, так как она существует уже не первое тысячелетие. И потому в своем непрестанном движении Церковь показывает, как я отвечал в прошлый раз, свою приверженность традициям, а точнее, заповедям, которые в нее вложил наш Господь.

Исходя из этого, можно констатировать, что единственной возможностью сделать так, чтобы Церковь была услышана в нынешних условиях, как говорит наш Святейший Патриарх, – это обратить свое внимание на конструктивный диалог в информационном пространстве: «Информационное пространство — это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов. Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных републикаций в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику, это важный результат, но на нем нельзя останавливаться и считать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях. Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства». «Общение со средствами массовой информации – это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека. Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне» (29.11.2017 г.).

В свою очередь, продолжая мысль Святейшего Владыки, я хочу сказать о следующем: поскольку Церковь – это в первую очередь живой организм, то для нее единственный возможный способ быть услышанной – выходить со Словом Божиим к народу.

Выходить, обсуждать и через него оценивать все происходящее в обществе. В этом случае Церковь будет действительно услышана. И, конечно, мы должны подавать пример праведности, честности и любви не только в наших кругах, но и в отношении к ближнему. В целом следует искоренять разнузданность в головах, которая, к сожалению, приобретает колоссальные масштабы как за рубежом, так и в нашей стране. И здесь мне приходит на ум прекрасный пример, который обычно вспоминается в неделю по Пасхе, о слепом: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» (Ин. 9:2). И в ответе на этот простой вопрос лежит перспектива развития всего человечества, а точнее – осмысления ответа Спасителя. Ведь Промысел Божий, допустивший рождение человека к жизни безнадежной и жалкой, состоит в пробуждении сострадания и милосердия в тех, на ком лежит сей тяжкий крест. Поэтому действуйте по-евангельски, и единственным пределом вашего развития будет вечность. А это разве предел, это дверь в новые возможности.

СМИ часто подают тексты о церкви с серьезной долей критики. Что, на Ваш взгляд, можно сделать именно в тверском регионе, чтобы церковь давала больше поводов для позитивной повестки? Какие сложности вы видите сейчас в епархии критическими? С чем они связаны?

– К сожалению, мы не стали свидетелями чего-то нового, так как подобные «сенсации» в СМИ преследуют всегда одну цель – «придать оттенок ужасающей пикантности» всем событиям внутри Церкви и за ее оградой.

Церковь никогда и никого не заставляет что-то делать, тем более с отрицательной динамикой. Мы, как православные христиане, очень ценим свободу воли человека. Наша вера, наши дела и даже чаяния лишь указывают единственно верный путь в Боге, при котором человек получит, как сейчас принято говорить, максимальную отдачу от себя и от мира, в котором он живет. В ином случае наступает крах, стресс, смута.

Наша задача при любой повестке дня – смиренно служить на своем месте, то есть начинать исправление с себя, и молить Господа избавить тверскую землю от моральных пороков, междоусобицы и отчуждения друг от друга на своем примере, а пример – штука заразительная. Просто каждый при выборе своего пути должен начинать с такого риторического вопроса: «Не настало ли время самим искоренить в себе зло?»

А планов множество, как я и говорил, когда был назначен на тверскую кафедру, повторяться не буду, ведь прошло совсем немного времени с начала этого пути. Все это можно увидеть, прочитать в прошлых интервью и, в особенности, в моих публикациях и видеообращениях на сайте епархии.

НА ЧТО Я ОПИРАЮСЬ

Есть ли образ православной церкви в истории или в мире, на который Вы ориентируетесь, когда управляете епархией?

– Вы знаете, когда у меня берут интервью, то очень часто задают вопрос: на что я опираюсь при выборе того или иного пути?

Я ориентируюсь на наследие, которое в меня заложили мои учителя: покойный митрополит Симон (Новиков), ныне здравствующие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) и, разумеется, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возведший, в свое время, по великому Промыслу Божиему, по Его великой милости ко мне, недостойному, меня в сан архиерея. Вот через это в определенном смысле «окно» в историю я и смотрю на мир.

В продолжение своей мысли хотел бы провести ретроспективную параллель: наша Церковь, как и прежде, находится в очень сложных условиях. Но когда происходят гонения, Она наибольшим образом укрепляется. И вы сами понимаете, что в такие кризисные моменты, когда тебе приходится управлять, очень сложно ориентироваться на какие-либо образы и примеры прошлых веков.

Хотя, по сути, они и являются определенным фундаментом для формирования мыслей в отношении того или иного объекта созидания, или, как отметили Вы, управления. Но будем честны, самое близкое явление, которое позволяет нам оценить то, как Церковь должна реагировать и действовать в условиях нынешних реалий, – это время правления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Поистине пример этого святого старца Божиего горит в моем сердце. Почему так сложилось, не знаю. То ли мне просто близок его образ, его отношение к делу и любовь к Церкви, то ли это еще сформировалось благодаря тому, что, опять-таки по благословению Святейшего Отца, мне пришлось возглавить один из древнейших монастырей города Москвы, Новоспасский, и там заниматься трудами Поместного Собора 1917-1918 годов, который по своей сути очень близок нашему времени. Но по моему мнению, осмысление истории формирования уклада внутри себя не главное. Самое важное, что я усвоил из опыта общения с живыми людьми и погружения в жития святых, – каждый день жить по принципу: цени время, люби Церковь и людей, оставайся верен заветам своих воспитателей, не обращая внимания на быстро меняющийся мир!

ЖИВОЙ ДИАЛОГ В «ПИЛОТНОМ» РЕЖИМЕ

– Все граждане РФ вряд ли когда-нибудь станут членами Русской Православной Церкви. При этом Церковь всегда влияет на то общество, в котором она присутствует. Каким должно быть это влияние? Что должно заинтересовать в Церкви людей, которые считают себя неверующими или исповедующими какую-то иную религию?

– Единственное, что может позволить нам развиться и не упасть как гражданам своего земного Отечества, – это живой диалог. Живой диалог, который я стараюсь, может быть, пока в «пилотном» режиме, проводить в Тверской епархии на встречах «В гостях у епископа» и во время общения с прихожанами храмов, вверенных мне священноначалием.

Ведь чтение Божественного слова нас просвещает, а рассуждение о Нем, через призму понимания святых отцов и, конечно, нашего насущного опыта, позволяет изменять нашу жизнь и помогает научиться думать, размышлять и, в конечном счете, развиваться. Потому что первым было и остается Слово, которое является двигателем всего сущего вокруг.

В обозримом будущем, на мой взгляд, особую пользу принесет открывшееся на территории Твери отделение Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Оно позволит свободно взаимодействовать по разным отраслям и будет способствовать реализации множества полезных проектов, в том числе укреплению морально-нравственных и патриотических ориентиров среди молодежи, независимо от национальности, вероисповедания и направленности основной деятельности участника Собора.

Также не будем забывать о развитии и некоем диалоге фундаментальных наук в русле такого обширного направления образовательного процесса, как теология, что, безусловно, важно для всех нынешних и будущих этапов любой жизнедеятельности. Сегодня вряд ли мы сможем обсудить этот вопрос во всей полноте, но, думаю, именно факт того, что он озвучен, позволит всем небезучастным людям принять участие в развитии этого проекта. Ведь всем известно: инновации – это будущее, но без фундаментализма нет того основополагающего ядра, обеспечивающего диалог поколений с непрерывной передачей опыта совместно с теми традициями и мастерством от ученых новым молодым специалистам. Уже за их плечами стоит наша История и горизонт обозримого будущего, восход над которым можно лицезреть уже сейчас.

В заключение хотелось бы призвать всех «вступить на твердую почву Результатов и Фактов», как некогда сказал Уинстон Черчилль. Ибо время, когда мы могли беззаботно плыть по морю фантазий, давно закончилось. Только вместе мы достигнем общего спасительного результата, полезного для всех без исключения.

За последние месяцы Вы провели ряд локальных камерных встреч с различными представителями тверского региона. Встречались, в частности, с представителями деловых кругов. Какое мнение у Вас сложилось о тверской элите?

– Да. И я готов еще раз сказать, что мы всегда рады продуктивному мирному сотрудничеству с представителями власти, предпринимателями по возрождению разрушенных святынь, укреплению духовно-нравственных основ всех сторон деятельности людей, живущих на тверской земле.

Только общими усилиями можно и нужно делать значимые вещи. Человек немощен, слаб, но ему дан великий дар свободы воли и выбора. И я надеюсь, что, как Вы выразились, элита, да и вообще люди разных классов понимают это. А если понимают, то и помогают, соответственно,  по своей свободной воле, выбору.

МЕСТО, ГДЕ ТЕБЯ ОКРУЖАЮТ БЛИЗКИЕ ПО ДУХУ ЛЮДИ

Позвольте несколько личных коротких вопросов, если это корректно. Как рано Вы начинаете свой день и как поздно заканчиваете?

– Рабочий график очень плотный, многое нужно успеть сделать, и, разумеется, долго поспать – это не про меня. Каждый день расписан практически поминутно. Но надо отдать должное моей команде, все трудятся в усиленном темпе и ритме, не отстают от меня, а как иначе? Так и живем.

Какая музыка, книги и спорт присутствуют в Вашей жизни?

– Да, к сожалению, можно констатировать тот факт, что в мыслях и душе все эти категории присутствуют, но заниматься ими регулярно времени катастрофически не хватает. Но я люблю много ходить пешком, стараюсь ежедневно не менее сорока минут уделить ходьбе. Велосипед тоже люблю, даже был когда-то вопрос о нем, мол, почему не катаюсь. Ответ банально прост: не успеваю толком. Но ничего, скоро будет лето, глядишь, и удастся наверстать упущенное. Благо природные ландшафты и площади позволяют!

Какое место на карте земного шара Вы считаете самым красивым?

– Да разве ж я знаю все места? Не так много где бывал. Но скажу точно: «Нет ничего лучше того места, где окружают тебя близкие по духу люди». Это всегда самый честный ответ.

И Ваша любимая цитата?

– «Трудности будут в жизни, но будет и утешение. Чем больше скорбей, тем больше радости» – так говорил один из моих духовных наставников митрополит Симон (Новиков).

Беседовала Нина МЕТЛИНА


Фото Николая ПОГОРЕЛОВА

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.