05.04.2020 | 

Свобода греха и добродетели

5 апреля, воскресным вечером, митрополит Тверской и Кашинский Савва возглавил четвертое последование пассии в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери в сослужении Тверского духовенства.

После чтения евангельского повествования о страданиях Христа (18 и 19 главы от Иоанна) правящий архипастырь обратился к молящимся с проповедью.

«Родился ребенок в семье, о нем заботятся, поят, кормят, лечат и не нарадуются этому растущему чаду, каждый раз отдавая ему самое лучшее, что есть у родителей, свои добрые чувства, проявления любви. Ребенок растет в ласке, радуется вниманию родителей, благам, пище, потом приходит в совершенные лета, становится взрослым, и родители так же радуются любому его совершенствованию как в теле, так и в уме, успехам в образовании.

Но вот что-то меняется в его душе. Он чувствует себя независимым, у него появляется свободная воля, быть может, не согласная с волей родительской. Он совершает необдуманные поступки, от которых, возможно, уберегли бы советы любящих родителей, но он все же набивает шишки, получает свой жизненный опыт, а родители счастливы и этому, потому что ребенок взрослеет.

И вот стоит взрослый муж, который теперь понимает, как ему хорошо жилось под опекой родителей. Благо, если так же, как и они, он готов пожертвовать своим временем, дабы позаботиться о них, отдать то тепло и любовь, что когда-то вложили в него.

Однако у каждого есть свобода выбора, это великое счастье – свобода. Направлять ее можно на добродетель или грех, и если она направляема не в то русло, в душе возникает скорбь, уныние, лишения. В этом состоянии мы вспоминаем о Боге.

Скорбь проходит, человек утешен и быстро забывает, от Кого это благо получил. Не бывает жизнь ровной и спокойной ни у кого из людей, потому что не можем мы направлять свою свободную волю так, как научил Господь Бог от сотворения мира.

Ввиду прочитанного Евангелия от Иоанна вспомним о двух людях, ставших при жизни учениками Христа, святом апостоле Петре и апостоле Иуде. Две судьбы, две личности, которые находились рядом со Христом. В равной степени они получали всё – внимание Божественного Учителя, оба были некогда воспитаны родителями в иудейской вере, знании закона, всё это было восполнено любовью их Учителя. Мы видим, как оба они падают во грех, оба предают Христа Спасителя. Апостол Петр – потому что убоялся, хотя клялся в верности и исповедовал Его Сыном Божиим. Апостол Иуда – из-за денег. Услышав звон и увидев блек сребреников, душа пленилась, омрачился ум.

Однако Бог не насилует свободную волю ни одного из своих предателей, Он дает им право выбора, и каждый из них сделал свой.

Придя в себя, Иуда бросил монеты. Он стал вспоминать, как Христос умывал ему ноги, преломлял перед ним хлеб, вспомнил Его слова, добрые, ласковые, наполненные любовью. Вся жизнь Спасителя в Его служении миру промелькнула за одну минуту пред очами апостола Иуды, а в голове был слышен лишь один голос: иди, удавись, ты не достоин быть рядом с Христом. Он мог бы сказать «нет» и понадеяться на Божие прощение, но последовал услышанному.

Лишился своего апостольского достоинства и апостол Петр, которого до конца евангельских строк не называли более «апостолом». Трижды он отрекся от Христа, трижды и сочетался в любви к Нему, ко Христу преображенному, в воскресшем Теле. Он смог победить тот голос разочарования, возглас петуха на рассвете, смог остаться со Христом и стал одним из первоверховных апостолов, но каждое утро, когда возглашал петел, он плакал, вспоминая свое отречение от Бога.

Но согреваемый теплотой и любовью солнечных лучей, он вновь вставал и шел, проповедуя Евангелие миру и, как знаем, окончил жизнь мученической смертью, быв распят на кресте.

Другой пример – те, кто был распят рядом со Христом, два разбойника, которые также сделали в жизни определенный выбор. Казалось бы, Христос должен был агитировать с креста, призывать их к покаянию, но Ему важен их выбор.

Все мы имеем это право выбора, предать или покаяться, совершить добродетель или грех. Господь каждого из нас ведет в Царство Небесное, но как часто мы поступаем подобно тому неразумному ребенку, воспитанному с теплотой и любовью, и в скорбный час вспоминаем о нашем Родителе».

Владыка Савва призвал верующих направлять свою волю только по пути добродетели, так, как учил Христос, не испытывать Бога, Его долготерпение, но сделать жизнь прямой, равной дорогой, ведущей в Царство Небесное.

***

В конце службы все верующие с благоговением поклонились перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» был принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Фотогалерея

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.