170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Освящён храм  в Кимрах

Освящён храм в Кимрах

21 февраля, в Неделю мытаря и фарисея, состоялось знаменательное событие на Кимрской земле. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил освящение храма в честь Пророка Иоанна Предтечи и его родителей, праведных Захарии и Елисаветы, в Кимрах. После освящения храма архипастырь возглавил Божественную литургию. Ему сослужили благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, духовенство Тверской епархии.

Приготовляя верующих к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самость.

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и самолюбие.


После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью, в которой пояснил смысл Евангельской притчи — поучения, положенного на этот день:

«Поистине, мытарь и фарисей живут в каждом из нас и то и дело проглядывают наружу. И хорошо бы нам быть более внимательными, не упускать из виду эти моменты, не давать им становиться чем-то проходящим и незаметным. Никому не хочется быть фарисеем, но время от времени в сердце рождается такое чувство, в котором мы боимся признаться самим себе, а вместе с тем оно порой захватывает всю нашу жизнь, все наши мысли и действия. И вот, всё ещё не признаваясь себе в этом, мы проходим мимо наших ближних, которые кажутся нам недостойными, или которыми мы просто брезгуем. Мы берëмся судить о том или другом человеке, не зная ни его, ни условий и обстоятельств его жизни, лишь потому, что он показался нам неприятным. Хорошо бы нам в этот момент одëрнуть себя, вернуться в реальность, признаться себе в том, что мы чувствуем нечто нехорошее, что мы ещё не изжили в себе эту черту, что мы нуждаемся в исцелении.


Тогда в нас, может быть, проснётся кающийся мытарь, как он просыпается в нас всякий раз, когда мы сами оказываемся в сложной жизненной ситуации, когда в нас вдруг рождается чувство покаяния, когда мы вдруг начинаем ясно и отчетливо слышать голос совести. И этот момент, бывает, тоже непросто уловить, он проходит порой столь же внезапно, как и наступает, стоит лишь измениться обстоятельствам или просто нашему настроению. Чувства кающегося мытаря, конечно, тоже содержат в себе некую опасность, они тоже легко могут в нас изменить свой полюс и перейти в своего рода фарисейство, когда всякий, кто не поддерживает наших мытарских чувств, начинает подвергаться с нашей стороны осуждению или принуждению разделять эти наши чувства и становиться такими же, как мы. 

И вот, казалось бы, грядущее время Великого поста — это то время, когда нам следовало бы возлелеять в себе это смиренное состояние мытаря, отдаться ему во всей полноте, но, как и ко всему прочему, приступать к этому стоит со всем вниманием и осторожностью. Нам действительно следует припомнить все наши недостатки, все наши ошибки и постараться выйти из того замкнутого круга, в который они нас загоняют. Постараться осознать собственное недостоинство, но только не так, чтобы говорить слова мытаря, а чувствовать себя при этом всё же превосходнее других, как фарисей».

За богослужением возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей.

Вместе с прихожанами церкви на богослужении молились благотворители и строители храма-часовни: директор Фонда строительства храма Иоанна Предтечи Анастасия Каленова, благотворитель и руководитель строительства храма Борис Совалин.


Во время пения Херувимской песни  архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

По окончании богослужения настоятель храма обратился с приветствием к митрополиту Амвросию, поблагодарив за визит и освящение церкви. Владыка поздравил со знаменательным днём освящения храма-часовни прихожан и гостей и обратился к пастве со святительским словом о приближающемся времени святого Великого поста:

«Поздравляю вас с особым событием в жизни вашего прихода — с освящением храма. Он намного превосходит многие из небольших храмов, которые мне приходится видеть и освящать. Мы сейчас проходим тот период истории нашей Церкви, когда недостаточно просто храмового пространства. Храмовое пространство должно быть расширено и классами для детей, и местом для общения и дел добра приходской общины. 

И когда я здесь оказался, я увидел как раз такой комплекс: пусть не очень большой, но очень мудро и правильно устроенный современный храмовый комплекс, который является очень хорошим примером для тех, кто начинает создавать храмовое пространство в новых условиях, новых микрорайонах. Храмов сегодня для современного человека недостаточно. Мы более слабые, нежели предшествующие поколения. Тогда было достаточно храма, и люди этому радовались, они приходили на службы для молитвы, для исповеди и Причастия, и это уже составляло для них всё. Но сегодня для того, чтобы к этому подвести, необходима очень кропотливая работа и действительно тяжёлый труд священника и его помощников, потому что та традиция, которая была прервана в XX столетии, сегодня должна возрождаться намного большими трудами, нежели даже в советское время, когда это происходило совершенно естественным образом. Ведь те люди, которые жили в Советском Союзе, были воспитаны людьми верующими и даже, может быть, сами, будучи людьми не религиозными, жили практически как верующие люди; не знали Бога, но поступали по Его заповедям. Однако где-то в конце XX столетия произошëл разрыв с традицией, когда старшее поколение ушло и наступили времена 90-х годов. Тогда вместе с ушедшим поколением мы стали терять связь и преемственность времён.

Поэтому сегодня священнослужителям самим нужно соответствовать своему званию и намного больше делать по сравнению со священниками советского периода, которые были ограничены властью пространством храма. Теперь с ещё большим усердием священник должен заботиться о детях, молодёжи и создавать соответствующие условия, потому что жизнь изменилась и все хотят комфортных условий, в том числе и в храме, и в тех аудиториях, в которых они получают начальные знания о вере и Церкви.


Я желаю отцу настоятелю помощи Божией в предстоящих трудах. Я благодарю Вас, дорогой отец Евгений, за Ваше дело, совершаемое по вере, — за дело созидания этого замечательного храмового пространства, и пусть Вас не смущает, что, может быть, те грандиозные планы, которые были в сердце, не исполнились. Мы все находимся под покровом великого Промысла Божия, и пусть та молитва, которую мы совершаем ежедневно: “Господи, воля Твоя да будет, а не моя”, будет Вам утешением, и ободрением, и благословением. Человек всегда должен стараться стремиться что-то сделать, но, если Господь благословляет что-то иначе, принимать то, что Он благословляет, и надеяться на то, что когда-то Он, если это будет угодно Ему и полезно людям, обязательно исполнит. 

Сегодня, как уже было сказано, мы празднуем Неделю о мытаре и фарисее. Вчера исполнилось 4 года со дня кончины одного из старцев нашей Русской Церкви — архимандрита Кирилла (Павлова). Мне сегодня вспомнилась по дороге в Кимры одна история, которую мне рассказали иподиаконы Патриарха Алексия, когда вместе со Святейшим, покойным ныне, Патриархом и отцом Кириллом посещали Волгоград. Отец Кирилл никогда не сопровождал Патриарха ни в одной поездке, кроме как в город, в котором он когда-то воевал и на развалинах которого он нашёл Евангелие, начал его читать. Он воевал в Сталинграде, был ранен и жизнь свою полагал за мир, в котором мы живём. И вот через много-много лет отец Кирилл посетил вместе с Святейшим Волгоград. Он вместе с ним служил, давал интервью, а потом был на одном из приёмов. Вместе со Святейшим, как всегда, были матушки монахини. И вот эти монахини на приёме вдруг обнаружили, что в борще, которым их угощали, находится мясо. Они так этим смутились и с тревогой и возмущением сказали: “Батюшка!” — а он уже в это время начал есть борщ — “В этом же борще мясо!” Отец Кирилл улыбнулся, продолжил есть этот борщ и сказал: “Господи, как хорошо, я столько лет не ел мясо!” Этим самым он действительно показал своё смирение и обнаружил, что никакое фарисейское отношение не должно присутствовать там, где любовь, гостеприимство и самые искренние чувства со стороны тех людей, которые принимают. 

Подвизаться и поститься можно вне посторонних глаз, а когда мы находимся в обществе, нужно с благодарностью принимать всё, что нам предлагают. Отец Кирилл никогда не любил лицемерного отношения к чему бы то ни было. Он не обличал это очень жёстко и строго, но всегда всем своим видом это показывал очень мягко, но становилось понятно, что совершенно ни к чему это лицемерное отношение к вещам малозначимым, второстепенным, не главным. Последующая седмица у нас сплошная — во обличение гордого фарисея. Я ещё и ещё вас, дорогие братья и сёстры, поздравляю с сегодняшним событием, с днём освящения храма. Благодарю вас за служение, за совместную молитву, за пение. Очень радуюсь тому, что хор составляет множество людей, в том числе и молодых».

После Божественной литургии правящий архиерей Тверской епархии поздравил прихожан и подарил детям и молодёжному хору по книге об Иосифе Исихасте. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Евгений Морковин, иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Владимир Кириллов, священник Элизбар Иванов, диакон Иоанн Зорин, диакон Алексий Хомутов, иеродиакон Геласий (Чистяков), диакон Георгий Шабалов. 

За богослужением пел молодёжный хор Кимрского благочиния под управлением Анастасии Кирилловой.

***

В 1875 году священник села Талдома Фёдор Ушаков освятил новопостроенный храм в честь Иоанна Предтечи. Ранее здесь стоял погост Иоанна Предтечи, состоящий из храма, приходского кладбища и строений для проживания церковнослужителей. Храм имел три престола. Главный — в честь святого Пророка Иоанна Предтечи, правый — Казанской иконы Божией Матери, левый — Архистратига Михаила. Храм представлял собой пример запоздалой русско-византийской модификации. К храму примыкала шатровая колокольня в стиле древнерусской архитектуры.

Главная святыня храма — икона Усекновения главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — находилась на правом столбе, при входе в храм. Большим почитанием у верующих пользовались резные изображения Страждущего Спасителя в темнице, Положение Пояса Пресвятой Богородицы и иконы преподобного Сергия Радонежского. Последняя местная святыня была устроена прихожанами в память о принесении в храм иконы преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, написанной на гробовой доске святителя.

В 1885 году по соседству с храмом была построена церковно-приходская школа. Школа эта имела два этажа; в нижнем, каменном, располагались квартиры учителя и его помощника, в верхнем, деревянном, находились две классные комнаты, в которых пятьдесят мальчиков и девочек получали начальное образование. Первыми учителями в школе были местный священник П. Успенский и студент Тверской духовной семинарии Е. Судаков.

В советское время церковно-приходская школа была передана из духовного ведомства в ведение Уездного отдела народного образования (УОНО) и некоторое время существовала как начальная школа. До нашего времени от бывшей школы сохранился лишь нижний её этаж, перестроенный под жильё.

Прихожанами Предтеченской церкви являлись крестьяне 18 деревень.

В 1920-е годы служители церкви и прихожане погоста Иоанна Предтечи в полной мере испытали на себе давление властей. В конце 1920-х — начале 1930-х годов решено было построить здесь военный городок. Это и явилось подходящим поводом для ликвидации погоста. Кимрский райисполком (РИК) по представлению военведа принимает решение о закрытии трёх кладбищ, находящихся в районе погоста Иоанна Предтечи. Родственникам усопших в трёхнедельный срок было предписано перенести надмогильные памятники на новое, указанное властями, место. Перенос же самих oстанков был запрещён. Одновременно с этой акцией РИК направил вышестоящим властям ходатайство о закрытии и ликвидации храма. 24 августа 1931 года Московский областной исполком принял решение о закрытии храма. Все церковные принадлежности, ценности были вывезены из Предтеченской церкви. Через несколько лет храм был разобран на кирпич.

Сейчас ничто уже не напоминает о том, что здесь в не столь давнем прошлом находился храм: всё заросло травой и мелколесьем. Сохранились лишь несколько домов от бывшего погоста и фотография храма — возможно, единственная, скупые упоминания в литературных и архивных источниках да людская память.

Решение о строительстве храма на Коммунистической набережной в Савелово было принято в 2002 году. На месте возведения церкви был установлен памятный крест. С тех пор дважды в месяц там служили молебны. Несколько раз к месту будущего храма приходил традиционный Волжский крестный ход.

В 2015 году был создан фонд Пророка Иоанна Предтечи для сбора средств. В 2016 году был выделен земельный участок для строительства храма. Изначально планировалось строительство храмового комплекса в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но из-за недостатка средств было принято решение о строительстве храма-часовни в честь родителей Пророка Иоанна Предтечи — пророка Захарии и праведной Елисаветы. В 2018 году началось строительство. 

29 сентября 2019 года состоялась первая почти за 90 лет Божественная литургия на Савеловской стороне. После Литургию служили в течение года в воскресные дни и в великие праздники. Храм являлся приписным к Преображенскому собору г. Кимры. 16 октября 2020 года был создан самостоятельный приход в честь Пророка Иоанна Предтечи. Настоятелем назначен протоиерей Владимир Кириллов.

В храме Иоанна Предтечи, Захарии и Елисаветы с сентября 2020 года действует воскресная школа.

Часть церковной деревянной утвари для храма изготовили заключённые из колонии из-под Тулы. 

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку