170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Митрополит Амвросий совершил Литургию в Калязине

Митрополит Амвросий совершил Литургию в Калязине

В этот воскресный день на Литургии читают фрагмент из Евангелия о воскрешении дочери одного из начальников синагоги по имени Иаир (Лк 8:41−56). Это воскрешение, как и другие, можно воспринимать не только как милосердие Христа к человеку и проявление Его Божественной силы, но и как скрытое предсказание о Своей будущей Крестной смерти и Воскресении. Спаситель показывает, что Бог имеет власть над жизнью и смертью, но, чтобы принять такой ход вещей, нужна большая смелость. Это повествование призывает христиан к стяжанию доверия к Богу, без которого ни одно чудо не сможет обрести реальность для сердца человека. 

Также 22 ноября Церковь молитвенно вспоминает святителя Нектария Эгинского, одного из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившегося многими чудесами. Епископ преставился в 1920 году, а в 1961 году был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью.


В Неделю 24-ю по Пятидесятнице митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в церкви Вознесения Господня в Калязине. 

В Вознесенской церкви хранятся мощи преподобного Макария, игумена Калязинского, перенесённые в храм во время Большого Волжского крестного хода в 2012 году. 

На богослужении молились глава Калязинского района К. Г. Ильин, доктор исторических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Я. В. Леонтьев, жители города и прихожане Вознесенского храма.


Во время проскомидии правящий владыка помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После чтения Евангелия о воскрешении Иисусом Христом дочери Иаира митрополит Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом. В своей проповеди владыка отметил, что если во времена Спасителя люди могли прикоснуться к Нему лично, то мы имеем возможность принять внутрь себя Его Тело и Кровь и стать сопричастными спасению и бессмертию уже сейчас: 

«Нынешнее евангельское чтение преподаёт нам два урока для усвоения и размышления на всю предстоящую седмицу. Оно начинается с того, что правитель синагоги Иаир просит Христа прийти к нему домой и исцелить его дочь, которая тяжело больна.


На пути к дому Иаира Христа сопровождает многочисленная толпа людей. И среди них есть одна женщина, которой и находиться среди прочих запрещено иудейским законом, потому что она пребывает в нечистоте по причине своей болезни. Она нарушает закон и прикасается к одеждам Господа, надеясь на милость от Бога. И от Спасителя это не остаётся сокрытым, Христос говорит вслух о её положении. Наверное, в этот момент толпа должна была возразить и возмутиться столь явному нарушению закона. Но Христос не обличает её и не упрекает. Напротив, её, нарушившую закон, Он благословляет. Потому что Господь не отправляет с пустыми руками тех, кто ищет возможности прикоснуться к Нему.

Эта женщина задерживает Христа на пути к дому Иаира. Но Иаир смиренно ждёт, не прося Христа идти быстрее. Он разделяет несчастье этой кровоточивой женщины, несмотря на собственную трагедию. И тут приходят люди с плохой вестью: больная отроковица, к которой шёл Христос, умерла. 

Сложно представить себе чувства этого человека, отца девочки, который цеплялся за последнюю возможность, надеялся и пошел даже на то, чтобы позвать Учителя, Которого не признавали его собратья-старейшины. Он надеялся только на чудо, но его дочь уже умерла. Стоило бы ожидать, что он впадёт в отчаяние, начнёт рвать на себе волосы и будет упрекать Христа в нерасторопности. Но Иаир так не поступает. Он внимает словам Господа, Который говорит: “Не бойся, только веруй, и спасена будет” (Лк 8:50).


Казалось бы, что может быть реальнее очевидности? И что может быть более зыбким, чем слова? Очевидность смерти ребёнка и слова о том, что всё будет в порядке, в нашем мире имеют конкретный вес и смысл. Но несмотря на это, Иаир, будучи верующим человеком, понимал, что слова Бога — это не то же самое, что человеческие слова. Он знал, что Божественным словом сотворён мир. Он знал, что одним словом Господь может изменить течение времени. Он знал, что слово Бога даёт жизнь. 

Господь входит в дом его и говорит, что девочка не умерла, но спит. Присутствующие в отчаянии смеются от этих слов, поскольку все понимают, что всë же умерла. Он же произносит: “Девица, встань!” (Лк 8:52). И она встаёт. 

Иаир просил, чтобы Господь вошёл в его дом, прикоснулся к дочери, дабы она исцелилась. Женщина, больная кровотечением, прикасается к Нему, чтобы исцелиться. Казалось бы, насколько уникальная возможность была у тех людей, имевших возможность этого прикосновения, по сравнению с нами! Так можно подумать, если не брать в расчёт то, что нам Господь дал гораздо больше. Мы имеем возможность не только прикоснуться, но и принять внутрь себя Его Тело и Кровь.


И сегодня Он вновь призывает нас к Чаше со Своими Телом и Кровью. И от силы нашей веры, от крепости нашей любви к Нему зависит то, станет ли это прикосновение исцелением для нас, воскрешением в вечную жизнь или так и останется будничным шумом и обстоянием людей, окружающих Христа». 

На сугубой ектении архипастырь вознёс прошения о прекращении губительного поветрия и прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.


По окончании литургии  было совершено краткое молебное пение перед мощами преподобного Макария Калязинского. Затем настоятель церкви протоиерей Владимир обратился с приветствием к правящему архиерею, поблагодарив за визит и совместное богослужение:

«Храм, в котором мы находимся, пострадал от той стихии, что нанесла этой местности большой ущерб. Здесь находятся люди, которые начинали восстанавливать этот храм. Я не знаю, как возможно было всё восстановить, но по вере людей, по вере отца Иисуса, который здесь присутствует, началось возрождение. Стены, конечно, ещё не восстановлены до конца, но самое главное — человек. Самое важное — чтобы было возрождение человека.


Сегодня, в такие непростые времена, когда многие находятся в смущении и смятении из-за болезни, некоторых из наших прихожан здесь нет, поскольку они болеют. Хочу поблагодарить Вас, владыка, за то, что в такие непростые дни Вы сами показываете пример и поддерживаете этим людей. Благодарим Вас за то, что Вы приехали разделить с нами эту радость. Надеюсь, что у многих людей от Вашей проповеди успокоились души. Самое главное сегодня — верить, ведь Сам Господь сказал: “Не бойся, только веруй” (Лк 8:50)».

В ответном слове владыка поздравил настоятеля, духовенство, прихожан и гостей храма с воскресным днём и памятью греческого подвижника — святителя Нектария Эгинского: 

«Мы действительно сегодня живём в очень неспокойное время, которое внесло смущение и смятение в жизни людей. Здесь нужно идти, как и везде, золотым путём, не впадая ни в одну, ни в другую крайности. Нельзя игнорировать то, что является реальностью, но и этой реальности не нужно бояться до такой степени, чтобы закрываться от всех. Если кто-то из вас не боится действительно заразиться и умереть, то нужно понимать, что, будучи носителями болезни, мы можем принести вред или даже смерть другому человеку. Поэтому те меры, к которым мы с таким трудом привыкли, пусть и не решают многих проблем, но однако же если их не соблюдать, то будет ещё больше болезней, ещё больше смертей. Мы не знаем, что будет завтра, но, исходя из любви к другому человеку, из снисхождения, а самое главное, из послушания Святой Церкви, которая тоже ищет способы сохранить своих духовных чад, чтобы они не потеряли возможность приходить в храм и молиться, мы просим соблюдать эти советы и не противопоставлять себя другим.

Конечно, необходимо удаляться от крайностей и не нужно бояться и прятаться, в том числе и от Церкви, потому что мы не прячемся, когда идём в торговый центр или продуктовый магазин, где очень много народу. Мы понимаем, что без хлеба мы не сможем жить. Но мы, верующие люди, ещё больше должны осознавать, что без Небесного Хлеба Жизни мы также не сможем жить.

Сегодня я впервые служу в этом храме и благодарю Бога за возможность помолиться вместе с вами и разделить Божественный пир Святой Евхаристии. Пользуясь возможностью, я хотел бы поблагодарить отца Иисуса и всех братьев и сестёр, которые были здесь с самого начала, и пришли, чтобы восстановить этот храм из руин. Ваши вера и надежда не посрамлены. И несмотря на то, что ещё осталось многое сделать для полного благолепия, однако же сегодня по милости Божией община храма уже имеет возможность собираться вместе, совершать Божественную Евхаристию и творить многие добрые дела, служить Богу и людям.


Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и призываю и благословляю всех вас как можно чаще и усерднее приступать к Чаше со страхом и верою и любовью, потому что это — источник нашей жизни, источник нашего спасения. Кто не ест Тело Христово и не пьёт от Крови Его, тот не имеет в себе Христа, а в том, кто вкушает Его Святые Дары, в том пребывает Христос. Я желаю, чтобы это единение совершалось всякий раз за Божественной литургией». 

Также владыка благословил прихожан и подарил им произведения духовной литературы на молитвенную память. 

После богослужения митрополит Амвросий, духовенство и прихожане храма сделали общую фотографию у храма  на фоне памятника князю М. В. Скопину-Шуйскому, — выигравшему сражение у полководца Яна Сапеги в 1609 году под Калязиным и освободившему Тверь и Москву от польско-литовских интервентов. 


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация

На Литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: благочинный Калязинского церковного округа, настоятель храма протоиерей Владимир Мужичковский, протоиерей Роман Решетилов, диаконы Иоанн Зорин и Георгий Шабалов. За богослужением молился и причащался Святых Христовых Таин иеросхимонах Иисус (Береснев). 

Во время богослужения пел хор Вознесенской церкви под управлением С. В. Ивановой.


Церковь Вознесения Господня в Калязине была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору.

На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. Сначала церковь имела один престол Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены ещё два придела — Тихвинский и преподобного Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери — список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском — икона преподобного Макария с частицей мощей. Во второй половине XIX века между ними возник третий престол — в честь Успения Божией Матери.

При церкви была выстроена каменная колокольня изящной архитектуры, план и устройство которой принадлежали местным мастерам. Кладбище, усаженное деревьями, всегда содержалось в чистоте и порядке.

Особым почиталась прихожанами икона Тихвинской Божьей Матери, представлявшая собой точный список с чудотворной иконы, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. По имени этой иконы обычно и весь храм называли Тихвинским. Другой храмовой святыней была икона преподобного Макария Калязинского с изображением в клеймах 24 эпизодов из жизни чудотворца: от рождения его до смерти. В икону была вложена частица мощей святого. Подобная же икона хранилась в церкви с. Кожина на родине Макария.

На Вознесенском кладбище на протяжении полутора столетий находили последний приют и вечный покой прихожане Николаевского собора. Здесь был похоронен выдающийся богослов, писатель и яркий публицист, историк и краевед, иерей Николаевского собора Иван Степанович Белюстин (10.01.1819−2.06.1890). В числе других замечательных личностей, нашедших упокоение на кладбище, были: первый директор калязинской смешанной гимназии, городской врач и потомственный почётный гражданин, городской голова, председатель Нижегородской Казённой палаты, статский советник и многие другие известные люди.

В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат, а на месте старинного кладбища разбили стадион. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х годов началось её возрождение. Пока ещё в руинах стоит ещё одна церковная постройка — вероятно, кладбищенская часовня у Святых ворот. Сами ворота не сохранились. Утрачены и интерьеры храма.

Церковь уже по большей части отреставрирована. В 2009 году южнее храма был установлен памятник, увековечивающий победу, которую одержали русские полки в 1609 году под Калязином над польско-литовским войском. На памятной табличке выбито имя предводителя русских войск Михаила Скопина-Шуйского.

В июне 2012 года из собора «Белая Троица» Твери с Большим Волжским крестным ходом в Вознесенскую церковь Калязина были перенесены мощи преподобного Макария Калязинского. Отныне они пребывают в дубовой раке под сенью в приделе, посвящённом святому.

В 2021 году нам предстоит отметить большую знаменательную дату, связанную с именем основателя и первого игумена знаменитого Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря, — 500-летие обретения мощей святого Макария.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку