21.08.2019 | 

БОГОСЛОВИЕ В ЗВУКЕ

ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

Церковная музыка существует столько же, сколько существует сама Церковь. За две тысячи лет она превратилась в настоящее искусство, вобрав в себя культуру и традиции, служа при этом главной цели – приблизить человека к Богу. Песнопения наряду со Священным Писанием и иконографикой являются важными составляющими богословия и соединяются вместе в церковном богослужении, помогая единению людей в молитве и приобщению таинствам.

Из текстов Писаний мы знаем, что способностью к пению обладали Ангелы еще до сотворения человека. Бог наделил этой способностью и людей. Пение является средством выражения высокого чувства богопочитания, развивает вкус к прекрасному и облагораживает. Пожалуй, не найдется ни одного самого дальнего и малочисленного прихода или монастыря, где бы на клиросе не пело 2–3 человека. Высокому искусству церковного пения послужили многие известные композиторы: Бортнянский, Чайковский, Александров, Чесноков и другие.

НОТЫ ДЛЯ ПРИХОДА

Больше ста лет безбожия сказались на развитии духовной музыки, но не смогли отнять потребность в продолжении традиции. А такая необходимость на сегодняшний день действительно существует: композиторов, которые бы писали качественную, соответствующую канонам церковную музыку, ни в России, ни за рубежом практически нет, а переиздание ранее опубликованных нот не всегда отвечает потребностям современной церкви. Именно поэтому группой православных энтузиастов в Тверской митрополии в апреле 2014 года был организован фонд поддержки и развития православной музыки «Вознесение».

Главная цель фонда – создание и выпуск нотной библиотеки для небольших хоров, проект уникальный и актуальный, способный обеспечить «нотной азбукой» самые малочисленные и даже малограмотные в музыкальном отношении приходы. Сейчас, когда воссоздается и строится большое количество храмов, только что образованные хоры имеют минимальное количество участников. Исходя из возможностей таких коллективов, должна создаваться и соответствующая нотная литература.

В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ

Люди, которые составляют фонд, не просто настоящие профессионалы, как, например, член Союза композиторов России Балашова Н.А., кандидат исторических наук и хоровой дирижер Беговатов Д.А. и другие деятели науки и искусства, но действительно радеющие за общее важное дело люди. Вдохновитель проекта – регент собора «Вознесения» г. Твери, композитор Геннадий Никифорович Лапаев. Почти 40-летний опыт служения Церкви в качестве руководителя церковных хоров позволил Геннадию Лапаеву отобрать и адаптировать существующий музыкальный материал, а также создать новые произведения в рамках существующей традиции.Lapaev3

«Процесс творчества остановить невозможно, – говорит Геннадий Никифорович. – Новая музыка рождается, а тексты остаются каноничными. И здесь непозволительно вносить что-то новое без специального на то благословения на самом высоком уровне. Думаю, это правильно. Церковь должна быть консервативной». По мнению Лапаева, собственный стиль имеют только великие, такие как С. Рахманинов, П. Чесноков. Однако нельзя не отметить, что его собственные сочинения, обработки и переложения отличаются предельной ясностью формы и содержания, сочетанием строгости и насыщенности гармонического языка. Всем его произведениям присуще удобное и естественное голосоведение, что делает доступным их исполнение в церковной практике.

ГЕОГРАФИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

В течение последних 15-ти лет было издано более двадцати сборников церковных песнопений под редакцией Г.Н. Лапаева. Среди них – четыре авторских: «Несложные песнопения Литургии», «Всенощное бдение», «Богородичны догматики воскресные» (на «Господи воззвах» 8-ми гласов), «Две славянские литургии». В августе 2010 года в рамках проекта «Елико отстоят востоцы от запад» Г.Н. Лапаев принял участие в создании диска с песнопениями двух современных православных композиторов Америки и России. Из российских авторов выбрали именно Лапаева Г.Н. Запись диска проводилась в США при финансировании американского Правительства на базе Университета Северного Кентукки.

Деятельность Фонда не ограничивается выпуском нотной литературы: несмотря на то что из­дание – дело нерентабельное и даже убыточное, осуществляется на собственные деньги учредителей и пожертвования благотворителей. Он всячески поддерживает отдаленные и бедные приходы, предоставляя свои сборники песнопений безвозмездно. По нотам, написанным и выпущенным в Твери, поют не только в приходах Тверской митрополии, но и во всех областях России и за рубежом. Поддерживает фонд «Вознесение» и различные творческие конкурсы и начинания, участвуя в них как в качестве экспертов и членов жюри, так и в качестве партнеров, предоставляя изданную нотную литературу. Немаловажным также является сотрудничество с другими фондами и издательствами, что помогает общему делу сохранения и создания православной музыки на современном этапе.

ХРАМ КАК ЛЮБОВЬ И СУДЬБА

Представая в храме на молитве, во время исполнения церковных песнопений, мы по-настоящему впечатляемся не виртуозностью, а благоговейным и проникновенным звучанием хора, при котором не только ум осознает текст, но и глубоко чувствует сердце. И в этом всегда заслуга композитора, который не только владеет профессиональными приемами, но и глубоко верит в Бога. На вопрос, счастлив ли он, Геннадий Никифорович Лапаев отвечает не задумываясь: «Да, абсолютно счастлив. И прежде всего тем, что оказался в Церкви и пригодился ей».

http://vprav.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.