170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в деревне Малышково Кимрского района

Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в деревне Малышково Кимрского района


Онлайн справочник "Православные храмы и монастыри Тверской земли"


Контакты
  • 171530, Тверская обл., Кимрский р-он, д. Малышково
  • 8 (48236) 7-34-05
  • hram-belgorodok@rambler.ru
Приписной к местной религиозной организации православному Приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери п. Белый Городок Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)



История и описание:

Казанский храм в бывшем сельце Малышкове - самый старый из сохранившихся до сего дня на кимрской земле. Расположен он на правом береry реки Волги в 15 километрах от города Кимры. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии; однако появилась надежда на его восстановление.

Сельцо Малышково с 17 века становится владением дворян Костомаровых. Представители этого рода были прихожанами Казанского храма близлежащего села Белый Городок.

В 1761 г. тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм. Костомаров отправил прошение тверскому архиерею Афанасию с просьбой разрешить построить в Малышкове каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты; старую же деревянную церковь с тем же наименованием в селе Белый Городок - снести. Тверской архиерей разрешил строительство церкви и приказал выдать храмоздательную грамоту.

В 1766 году храм был построен, и Костомаров вновь обращается к тверскому владыке с просьбой освятить его. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мчч. Кирика и Иулитты и колокольней был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Феодотом Андреевым во второй половине 1767 года. Первым священником храма стал Иван Матвеев, переведенный сюда из деревянного Казанского храма села Белый Городок. В 1784 году священником стал, вероятно, его сын Андрей Иванов. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел - во имя преподобного Алексия, человека Божия. Архиерей своей резолюцией разрешил помещице строительство придела. В 1789 году придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, был построен и затем освящен иеромонахом кашинского Клобукова монастыря Авраамом.

Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида - пятигранная. Трапезная - бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня - двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из приделов трапезного храма (мчч. Кирика и Иулипы и прп. Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был 3-ярусным, придельных - одноярусными. Перед царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были перенесены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова.

Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня - памятник. Вероятно, это сооружение появилось на могиле одного из помещиков Костомаровых.

После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение местной религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.

В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет - МОИК). Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове МОИКом автору этой статьи установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.

В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп-часовенка.

После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. О дальнейшей судьбе храма рассказали Т.Ф. Филатова, в прошлом счетовод Гадовского сельпо (ныне бывший поселок Гадово носит имя Приволжский), проживающая в пос. Белый Городок, Т.С. Крюкова и ряд местных жителей. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в пос. Белый Городок. После того, как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.

В последнее время, особенно после смены государственного строя в стране (после 1991 года), многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. Храм же в Малышкове все эти годы медленно умирал. Но луч нового времени, живительного для Русской Православной Церкви (не исключая и других конфессий), не миновал озарить своим светом и этот многострадальный храм. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви пос. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к Малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е.Н. Матюхиной и Г.В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход первый за многие десятилетия. С того времени, дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму пос. Белый Городок.

Коркунов В.И. Кимрская старина 6: Краеведческие очерки. - г. Кимры: филиал ОАО "Тверская областная типография" Кимрская типография, 2009

© Фото. МОРПЕХ879 с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2018 г.

Возврат к списку