170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в поселке Белый Городок Кимрского района

Церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в поселке Белый Городок Кимрского района


Онлайн справочник "Православные храмы и монастыри Тверской земли"


Контакты
  • 171530, Тверская обл., Кимрский р-он, п. Белый Городок, ул. Белгородская, д. 1
  • +7 (903) 694-33-62
  • prot.aleksandr.krykov@gmail.com
  • http://hram-belogorodok.ru
Местная религиозная организация православный Приход церкви Иерусалимской иконы Божией Матери п. Белый Городок Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)



История и описание:

Церковь в селе Белый Городок существовала с давних времен. Первое документальное упоминание находим в Кашинской писцовой книге 1628 – 1629 гг. Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца).

1739 г. в Белом Городке упоминается уже две церкви. Первая – ранее упомянутая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, вторая – во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1767 г. в сельце Малышково, что в 1,5 верстах от Белого Городка, помещиком Гурием Костомаровым была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм сохранился и в настоящее время является приписным к приходу Иерусалимской иконы Божией Матери.

Ветхая деревянная Казанская церковь в Белом Городке была разобрана, иконы, Богослужебные принадлежности и церковная утварь переданы в новый каменный Малышевский храм.

В Белом Городке осталась одна деревянная церковь – вмч. Георгия Победоносца.

В 1810 г. прихожане Георгиевской церкви направили прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию, в котором просили благословение на строительство в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Божия Михаила.

Тверской архиерей благословил просителей на строительство храма и в марте 1812 г. подписал храмозданную грамоту с планом церкви.

Причиной посвятить центральный придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери послужило то, что в семье помещиков Михаила и Любови Сысоевых, проживающих в окрестностях Белого Городка, хранился образ этой иконы, почитаемый как чудотворный.

Житель с. Кимры Иван Михайлович Собцов (из династии богатых крестьян– купцов Собцовых) был сильно болен. Как –то в тонком сне ему было откровение что он исцелится от своей болезни, если помолится перед чудотворной иконой Иерусалимской Божией Матери.

И.М.Собцов исполнил совет и действительно выздоровел. Тогда купец пожелал купить эту икону. Однако ее владельцы Сысоевы расстаться со святыней согласились только при условии, что Собцов построит в Белом Городке каменный храм, куда они и передадут чудотворный образ. Собцов согласился и строительство храма началось.

В краеведческом музее г. Кимры хранится приходно – расходная книга Ивана Михайловича Собцова с такими записями:

« 12 октября 1810 году  положено обещание подать в новостроенную назначенную церковь в беле городке по имя Иерусалимския Божия Матерее денег тысячу пятьсот рублей. Иван М.Собцов.

– 1813 года октября 11 дня. Поряжен строить церковь в селе беле горотке подрядчик Василий Васильев Усков города Торжка во имя Иерусалимской Божия Матери со двумя приделами великомученика Егория и Михаила Архангела ценою за четыре тысячи триста рублей – которые обещаюсь за работу ис своего капитала заплатить. Если жо я при жизни своей онаго исполнить не могу то завещаю моим наследникам выполнить. Села Кимры житель Иван М. Собцов

– 13 октября дано подрятчику мною в задаток пятьсот рублей (500).

– С июня месяца по 3 октября задано подрятчику4 Василью Васильеву Ускову денег тысячу восемьсот рублей (1800).

– 1815 году февраля со 2 дня по 4 октября задано подрятчикуВаситлью Васильеву Ускову тысяча четыреста рублей (1400).

– 1818 год, в сентябре месяце достальные деньги доданы (600).

За каменную работу додано выполнена вся сумма 4300.

Во странице вышло сумы всего 5800.

В разное время на постройку церковнуювышло моей сумы 30000 рублей».

В 1825 году строительство храма завершилось.

14 сентября 1825 г. причт храма, прихожане обратились в Тверскому правящему архиерей Ионе с прошением освятить храм с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери.

12 октября 1825 г. в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери храм был освящен игуменом Кашинского Клобукова монастыря Петром.

Через 4 года – 12 октября 1829 г. иереем с.Зятьково Калязинского уезда Михаилом Малининым были освящены приделы вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Михаила.

Образ Иерусалимской иконы Божией Матери

Образ Иерусалимской  иконы Божией Матери в позлащенной серебряной ризе находился у правого клироса в особом киоте. Икона, прославленная своими чудотворениями,  чтилась не только в Белом Городке, но и  в окрестных селениях.

Первые упоминания о чудесах относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры в д. Ростовцы Троице – Вязниковского прихода Калязинского уезда, местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 г. по время повальной болезни, икону носили в д. Поречье и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро– Невскую женскую общину (затем женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители села Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону. В Кимрском краеведческом музее находится текст, относящийся к 1906 г., следующего содержания: «Сегодня воскресенье. Во 2 часу состоится встреча Иерусалимской иконы Божией Матери из Белого Городка. Приносится в Кимры ежегодно в это время, т.е. 15 июля; совершается крестный ход вокруг села из собора с духовенством…»

В 1930- е годы храм в Белом Городке был закрыт. Колокола сняты, иконы перенесены в сарай. В их числе оказалась и чудотворная икона Иерусалимской иконы Божией Матери. Существует легенда, что церковный староста тайком унес ее домой в д. Башарино. Затем он, якобы, передал ее священнику еще действующей Успенской церкви в д. Щелково Григорию Ландышеву, где она пребывала до закрытия и этого храма в 1960-х годах. Икону перенесли в дом престарелого священника, за которым ухаживала прихожанка. Она же стала хранительницей иконы после смерти священника. Однажды к старушке явились какие-то люди, якобы монахи, и уговорили отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области. 

В 1938 г. в церкви были размещены заключенные, пригнанные на строительство  судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре – молокозавод, в трапезной (теплом храме с приделами) – клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того, как в поселке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970 –е годы в церкви случился пожар. Пожарные несколько дней не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.

Возрождение храма началось в 1989 году. Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР  27 сентября 1989 года в поселке Белый городок было зарегистрировано религиозное общество Русской Православной Церкви. Этим же постановлением обществу передано здание церкви в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Начались субботники по уборке территории  и помещений храма, сбор пожертвований, восстановительные работы.

В Рождество Христово 7 января 1990 г. состоялся первый молебен, который совершили иереи Кимрского благочиния Иоанн Вавилов и Алексей Остаев. Присутствующие на молебне верующие испытали чувство огромной радости. В центре храма был установлен образ Иерусалимской иконы Божией Матери, которую пожертвовали жительницы Белого Городка Евдокия Ивановна Тарасова с дочерью Клавдией Иосифовной Захаровой. Эту храмовую икону женщины хранили много лет.

С наступлением Великого поста в храм был назначен священником  Александр Казанцев. Начались регулярные богослужения.

С 4 сентября 1990 г.настоятелем был назначен Александр Крюков, который возглавляет приход по настоящее время. Именно на его плечи легла нелегкая ноша по возрождению храма. Постепенно, трудами и молитвами настоятеля, прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и, наконец, приобрел нынешний величественный облик.

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Святителя Николая Мирликийского, чудотворца в Белом
2) Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Малышкове

Приписные часовни:

1) Часовня в честь Ильи Пророка в Плоском
2) Надкладезная часовня в честь Антония Великого и Артемия Веркольского в Белом
3) Часовня в честь святых благ. князей Петра и Февронии в Белом
4) Часовня-купальня в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Белом


Поклонные кресты:

1) на месте кладбища, бывшего при храме Иерусалимской иконы Божией Матери в п. Белый Городок
2) на месте кладбища, бывшего при храме Казанской иконы Божией Матери в д. Малышково
3) месте кладбища, бывшего при храме свт. Николая в д. Белое


Духовенство

Возврат к списку