170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

У истоков почитания Тверских святых

У истоков почитания Тверских святых

С 1897 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го и Ка­шин­ско­го Ди­мит­рия (Сам­би­ки­на; † 17 мар­та 1908 г.) на­ча­лось со­би­ра­ние све­де­ний о Твер­ских свя­тых.

Прис­но­па­мят­ным прео­свя­щен­ным Ди­мит­ри­ем бы­ла со­став­ле­на служ­ба всем Твер­ским свя­тым, под­го­тов­лен к пе­ча­ти Твер­ской Па­те­рик, из­дан­ный в Ка­за­ни в 1908 го­ду, а так­же по его прось­бе на­пи­са­на в 1902 го­ду ико­на Со­бо­ра Твер­ских свя­тых.

В 1904 го­ду ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий освя­тил пре­стол в честь Со­бо­ра Твер­ских свя­тых во вто­ром яру­се ко­ло­коль­ни ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. С это­го вре­ме­ни на­ча­лось мест­ное по­чи­та­ние Со­бо­ра Твер­ских свя­тых.

На­ча­тое ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем де­ло по­лу­чи­ло свое за­вер­ше­ние через 70 лет бла­го­да­ря тру­дам ар­хи­епи­ско­па Ка­ли­нин­ско­го и Ка­шин­ско­го Алек­сия. Им бы­ла со­став­ле­на служ­ба всем Твер­ским свя­тым и воз­буж­де­но хо­да­тай­ство пе­ред свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си Пиме­ном со­вер­шать па­мять всех свя­тых, в зем­ле Твер­ской про­си­яв­ших, в пер­вый вос­крес­ный день по­сле празд­ни­ка свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен удо­вле­тво­рил хо­да­тай­ство и бла­го­сло­вил вне­сти па­мять Со­бо­ра Твер­ских свя­тых в ка­лен­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на­чи­ная с 1979 го­да.

Кто же был этот человек, с которого началось церковное почитание всех святых, в земле Тверской просиявших?


Самбикин Дмитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в слободе Караяшнике Острогожского уезда Воронежской губернии, в семье священника Иоанна Самбикинаэ Он является внучатым племянником знаменитого Киевского митр. Евгения (Болховитинова).

Он обучался в Бирюченском духовном училище, окончил Воронежское духовное училище, Воронежскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию.

Будуший архиерей работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке ииодновременно в Воронежской духовной семинарии, преподавал библейскую, всеобщую и русскую церковную историю, литургику и каноническое право, практическое руководство для пастырей.

В 1866 году в ступил в брак с Варварой Михайловной, дочерью священника Михаила Скрябина. В следующем году в их семье родился сын - Иван, будущий архимандрит Афанасий.

26 сентября 1866 года он был рукоположен во диакона Воронежским епископом Серафимом (Аретинским), 1 октября - во иерея. Служил настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкого) в Воронеже, а 13 апреля 1870 года - овдовел.

10 июля 1872 года был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением в сан протоиерея. При нем было осуществлено преобразование духовной семинарии (по уставу 1867 года), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 году он пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени.

11 февраля 1877 года ректор был пострижен в монашество Московским митрополитом 

6 августа 1881 г. архимандрит Дмитрий был назначен ректором Воронежской духовной семинарии, с того же года также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском духовном училище.

В декабре 1886 г. он стал епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 января 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля, ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев). 28 октября 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого монастыря.

2 ноября 1896 г. был стал епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа.

В Твери владыка установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами благоверного князя Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей преподобного Макария Калязинского, собирал материалы для восстановления почитания благоверной княгини Анны Кашинской.

По его инициативе была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской епархиальный историко-археологический комитет , создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. он участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

18 марта 1904 г. совет СПбДА удостоил архиепископа Димитрия ученой степени доктора церковной истории.

В 1905 г. – его перевели на Казанскую кафедру.

Прибыл в Казань 13 апреля во время массовых революционных волнений. Со 2 по 10 июня 1905 г., несмотря на революционные события, совершил поездку по епархии, причем посещал именно русские села, где люди были наиболее подвержены революционной пропаганде.

Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Погребен 22 марта, согласно завещанию, под алтарем кафедрального Благовещенского собора в Казани в усыпальнице Казанских архиереев. Могила не сохранилась.

Архиепископ Дмитрий опубликовал огромное количество научных трудов, в т.ч. по догматическому богословию, Священной истории Нового Завета. В основных сочинениях он писал о церковной истории, прежде всего тех епархий, в которых он служил. Итогом работы в Воронеже стал «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж, 1884-1886. 4 вып.), содержащий сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах с указанием приделов, времени постройки храмов, их упоминаний в источниках, средств, употребленных на постройку или перестройку этих зданий, имен строителей, истории причтов и способов их содержания, количестве прихожан. 


Главный труд Димитрия (Самбикина) - «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 гг. Он не имеет себе равных по полноте и многоплановости сведений о рус. святых (в т. ч. местночтимых), о св. мощах, иконографии, крестных ходах, службах. Особое внимание автор уделял неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему Месяцеслов и сегодня сохраняет научное и практическое значение (особенно для работ по подготовке новых канонизаций).

Архиепископ Димитрий также составил утвержденные Святейшим Синодом службы 12 апостолам (К., 1900) и 70 апостолам (К., 1900), акафист святителю Иоанну Златоусту.

По материалам Азбука.ру.

Возврат к списку