30.03.2020 | 

ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ

Таинство Елеосвящения (Соборования) есть Таинство исцеления, врачевания, восстановления, возрождения человека к жизни.

Таинство Елеосвящения дается Церковью верующим, которые страдают душевными и телесными болезнями. Это Таинство основывается на словах апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14,15). В этих словах прямо сказано, что больной должен призвать священника и помолиться для исцеления. И оно придет по силе веры и молитвы просящего. Содержание всех молитв таинства Елеосвящения направлено именно на исцеление: «Исцели и раба Твоего… от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего». Часто телесная болезнь связана с духовными недугами, так как грех – это болезнь души. Для полного оздоровления нужно воссоздать целостность человека – осознать грех и покаяться в нем. Исцеленная душа перестанет повреждать тело. Поэтому необходимо не просто помолиться об оздоровлении тела, но принести покаяние и принять Святое Причастие. Дух, душа и тело должны вернуться в гармоничное существование, освященное Божьей благодатью.

По принятой традиции один раз в год во время Великого поста рекомендуется принять участие в Таинстве Соборования каждому верующему православному христианину, кроме детей до 7-14 лет, если у ребенка нет тяжелых болезней. В настоящее время, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, верующие могут пригласить священнослужителя для совершения Таинства Елеосвящения (Соборования) на дом. 

В Таинстве Соборования прощаются забытые и неосознанные человеком грехи. Поскольку нет человека без греха, и мы болеем, чаще всего в результате своей греховной жизни, Таинство помогает нам очистить и исцелить душу и тело.  

В Таинстве Елеосвящения Господь врачует душу и тело, восстанавливает силы человека для покаяния и исправления, для достойного и спасительного перенесения болезни, даже в случае если ею завершится путь земной жизни человека, но бывают и случаи телесного исцеления. Во время совершения Таинства возносятся молитвы за человека всех святых Церкви, чтобы возродить к жизни душу человека, а кончина его – в воле Божией. Поэтому важнейшей стороной в Таинстве Елеосвящения является соучастие человека в страданиях Христа и в Его победе над грехом и духовным умиранием (смертью).  В Таинстве Соборования акцент врачевательный. 

В Таинстве Елеосвящения при соборной молитве Церкви и при помазании болящего христианина освященным елеем с вином, на него нисходит Божественная благодать, исцеляющая его недуги душевные и телесные. Цель Таинства — оздоровление души и тела болящего, спасение человека от духовного умирания. Во время Таинства Соборования священник 7 раз помазывает болящего христианина освященным елеем, смешанным с красным вином, читает Евангелие и Апостол, молится о болящем, призывая на него молитвы святых всей Небесной Церкви об исцелении недугов. Вместе с тем Таинство Елеосвящения совершается с покаянным чувством болящего и способствует исцелению от греха. 

Елей в Таинстве Соборования символизирует церковную молитву и Божию милость в отношении болящего, вино символизирует исцеляющую благодать, дарованную нам Господом через крест Христов. Однако, Таинство Елеосвящения не гарантирует полного телесного исцеления болящего, но подает облегчение, а также смиренное принятие претерпевания попущенной Богом болезни, как соучастника страданиям и победе Христа. В Таинстве Соборования человек получает божественную благодать от Господа, укрепляющую и поддерживающую его, дарованную для восстановления сил в духовной жизни. Также участник Таинства может уразуметь волю Божию об исходе своей болезни и по-христиански приготовиться к переходу в жизнь вечную. 

Указание на Таинство Елеосвящения мы находим в Евангельских текстах о том, как  апостолы «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13), как Христос заповедовал апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10: 8); а также в послании апостола Иакова в пятой главе.

Евангельские и апостольские тексты, входящие в чинопоследование Таинства  Елеосвящения:

• Текст из Послания апостола Иакова (Иак. 5:10-16). Присутствует для того, чтобы показать Новозаветное установление Таинства, дать богословское обоснование, и указать сам  способ его совершения (соборный характер, связь с Покаянием, с возможностью освобождения от грехов и болезни). Отрывок научает соборующегося с верой, терпением, молитвой в надежде и уповании на Бога  претерпевать болезнь, подобно терпению пророков и праведного Иова; увещевает избегать клятв, молиться и в болезни, и во здравии.

• Текст из Евангелия от Луки (Лк. 10:25-37). Здесь соборующемуся напоминается о том, что елей и вино, употребляемые в Таинстве, использовались для врачевания болезней ещё в раннехристианские времена. Через притчу о добром самарянине, Господь призывает к правильному пониманию и исполнению заповеди «о любви к ближнему».

• Текст из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 15:1-7). Здесь  звучит призыв укрепить немощного в терпении, помочь принять болезнь в сострадание Христу, носить бремена друг друга в единстве прославляя Бога.

• Текст из Евангелия от Луки (Лк. 19:1-10). Здесь представлен пример покаяния Закхея, как призыв всех верующих к покаянию и перемене жизни.

• Текст из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 12:27–13:8). Здесь верующие увещеваются помнить о своей принадлежности к единому Телу Христову – Церкви, а также о различных дарах Духа членам Церкви, главный из которых есть любовь, ее и должен человек стараться стяжать. 

• Текст из Евангелия от Матфея (Мф. 10:1; 5-8). Здесь говорится о том, что власть исцелять болезни была дана апостолам Самим Господом, соответственно это Таинство богоустановленное.

• Текст из Второго Послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 6:16–7:1). Здесь апостол призывает верующего очиститься от грехов, поскольку он суть храм Божий, поэтому необходимо хранить себя в чистоте, очищаться покаянием, все делать со страхом Божиим.

• Текст из Евангелия от Матфея (Мф. 8: 14-23). Здесь верующему сообщается о многочисленных исцелениях, совершенных Христом на земле, о Его власти исцелять болезни и изгонять бесов, но главное, здесь мы видим условие духовной жизни – верное ученичество Христа.

• Текст из Второго Послания апостола Павла к Коринфянам (2Кор. 1:8–11). Здесь показан пример всего упования и надежды на Единого Бога, на спасительный Промысл Божий; также мы слышим слова утешения скорбящим, с призывом молиться и не отчаиваться. 

• Текст из Евангелия от Матфея (Мф. 25:1–13). Здесь верующий призывается участвовать в Таинстве с верой и покаянием, а праведной бодрственной жизнью стараться стяжать благодать Святого Духа.

• Текст из Послания апостола Павла к галатам (Гал. 5:22 – 6:2).  Здесь указывается причина болезни — греховность человека, и верующие увещеваются жить по духу, следить за своим поведением, терпеть друг друга, помогать.

• Текст из Евангелия от Матфея (Мф. 15:21-28). Здесь апостол говорит о том, что Христос силен исцелить всякого, но при условии веры болящего. 

• Текст из Послания апостола Павла к солунянам (1 Фес 5:14–23). Здесь мы видим, что в Таинстве Елеосвящения освящается и душа, и тело болящего, который призывается к терпению, мужеству, противостоять злу, болезни и унынию, соборующийся получает наставление для повседневной жизни (радоваться, молиться, всегда благодарить) и христианского отношения друг к другу.

• Текст из Евангелия от Матфея (Мф. 9:9-13). Здесь болящий призывается к покаянию, к осознанию греховности, подобно сборщику пошлин Матфею перемениться и последовать за Христом; также сообщается о том, что всякий грешник имеет нужду во Враче Небесном – Господе Иисусе Христе.

Все указанные тексты говорят о необходимости для исцеления крепкой веры и искреннего покаяния при участии совместной молитвы друг о друге, свидетельствующей о любви к ближнему, молитвы всей Церкви как единого Тела, Глава которой — Христос, призывающий нас к покаянию и исправлению, предав себя в Его святую волю, следованию за Ним и соучастию в его страданиях, за которыми необходимо следует победа.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.